Позновательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Ощущения возникают на основе раздражения и способности организма избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего состояния и внешнего поведения. Все виды ощущений, поступая по средством центральной нервной системы в головной мозг перерабатываются, после чего мозгом принимаются соответствующие решения, команды, осуществляется контроль за их выполнением, т.е. осуществляется связь с внешним миром; появляется возможность оценивать состояние своего организма. Помимо этого, ощущения являются основным условием психического развития. Ощущения всегда сиюминутны и непосредственны.

Содержание

1.Теоритическая часть. Сравнительный анализ всех познавательных процессов.
1.1 Ощущения
1.2 Восприятие
1.3 Внимание
1.4 Память
1.5 Воображение
1.6 Мышление
2. Практическая часть. Анализ особенности развития двух познавательных процессов у себя.
2.1 Изучение особенностей развития мышления
2.2 Изучение особенностей развития памяти
2.3 Мнемотехника. Основные приемы. Анализ собственного владения мнемическими приемами.
3. Выводы по теме.
4.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Цель: изучить гибкость мышления, определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности.

Стимульный материал: бланк с записанными анаграммами

ИВО

ЯОДЛ

АИЦПТ

УАРДБЖ

ОАЕФМРС

ИЛА

РУОТ

УАРГШ

УАККЖР

АИККРПС

АБЛ

ЕНОБ

ООСВЛ

ООАРБД

ОАИДМНЛ

АШР

АУКЛ

ОАЛМС

ААККЗС

ЕЕЪВДДМ

03В

ИАПЛ

БРЕОР

УАЬБДС

ЕЕДПМТР

УКБ

ААПЛ

ОТМШР

АИСЛПК

ОАЬТДРС

ИРМ

ОРЩБ

ОЕЛСВ

ЕУЗНКЦ

АААЛТПК

ОТМ

ОЕТЛ

ААШЛП

УАПРГП

ОАЕМЛСТ

АСД

ОЕРМ

ОЕСМТ

ОООЛТЗ

ААЬБДЕС

ОБЛ

ОКТС

АИЛДН

ЬОЕУЛМ

ААОСКБЛ


 

Инструкция: «В течение 3 минут Вы должны составить из наборов  букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными».

Обработка результатов, их анализ: количество составленных слов за 3 минуты – 28, что относится к высокому уровню сформированности гибкости мышления. Считаю, что добилась высокого результата за счёт решения анаграмм по вертикальным столбикам (из 3, 4, 5 букв). В тоже время, в условиях методики не оговорены правила решения, поэтому считаю результат верным. В некоторых анаграммах мною записывались по 2 варианта (УКБ – куб и бук), что говорит о вариативности подхода и гипотез, подвижности точки зрения. Мыслительные операции (анализ, синтез) сформированы на высоком уровне.

Методика «Количественные  отношения»

Цель: оценить сформированность логического мышления.

Стимульный материал: 18 логических задач: 1.  А больше Б  в 9 раз;  Б меньше В в 4 раза / В  А;  2. А меньше Б в 10 раз; Б меньше В в 6 раз  / А В; 3. А больше Б  в 3 раза; Б меньше В в 6 раз  / В  А;  4. А больше Б в 4 раза; Б меньше В в 3 раза  / В А;  5. А меньше Б в 3 раза; Б больше В в 7 раз / А В;  6. А больше Б в 9 раз; Б меньше В в 12 раз / В А;  7. А больше Б в 6 раз; Б больше В в 7 раз / А В;  8. А меньше Б в 3 раза; Б больше В в 5 раз / В А;  9. А меньше Б в 10 раз; Б больше В в 3 раза  / В А;  10. А меньше Б в 2 раза; Б больше В в 8 раз  / А В;  11. А меньше Б в 3 раза; Б больше В в 4 раза  / В А;  12. А больше Б в 2 раза; Б меньше В в 5 раз  / А В;  13. А меньше Б в 5 раз; Б больше В в 6 раз / В А;  14. А меньше Б в 5 раз; Б больше В в 2 раза  / А В;  
15. А больше Б в 4 раза; Б меньше В в 3 раза  / В А;  16. А меньше Б в 3 раза; Б больше В в 3 раза  / А В;  17. А больше Б в 4 раза; Б меньше В в 7 раз /В А;  18. А больше Б в 3 раза; Б меньше В в 5 раз  / А В.

Инструкция: «Вам предложены 18 логических задач, каждая из которых  имеет две посылки. В каждой задаче Вам необходимо указать, в каком  отношении находятся буквы, стоящие  под чертой. Время решения всех задач – 5 мин».

Обработка результатов, их анализ: из 18 предложенных задач мною правильно решено 14, что указывает на соответствие возрастной норме (норма взрослого человека – 10 и более). Следовательно, логическое мышление сформировано, хотя для решения задач мне приходилось использовать в качестве помощи жесты и пространственное перемещение пальцев рук, что возможно свидетельствует о необходимости зрительного контроля над решением логических задач.

Таким образом, проведённые  методики выявили сформированность логического мышления, преобладание его абстрактно-логического стиля, способность улавливать абстрактное значение понятий, использование концептуальных понятий и выделение существенных признаков предметов, явлений и ситуаций. Наличие ошибок говорит о признаках и конкретно-ситуационного стиля мышления.

Понятийная сфера соответствует  высокому уровню, сформирована способность  к анализу, синтезу, классификации, суждениям и умозаключениям, Темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления,  уровень быстроты мышления и подвижности нервных процессов сформирован на среднем уровне. На высоком уровне целенаправленность мышления, умение понимать, оперировать переносным смыслом пословиц и метафор. Уровень ригидности мышления низкий, я способна переключиться на новый способ решения задачи, что указывает на высокий уровень сформированности гибкости мышления, вариативности подхода и гипотез, подвижности точки зрения. Я спокойно могу вносить изменения в программу деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки.

2.2. Изучение особенностей развития памяти [http://azps.ru/tests/indexsp]

Методика «Запомни рисунки»

Цель: определить объёма кратковременной зрительной памяти.

Стимульный материал: карточки с изображением разных фигур.

Инструкция: «На картинке представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме 9 ранее показанных изображений, имеется ещё 6 таких, которые ты до сих пор не видела. Покажи на второй картинке только те изображения, которые ты видела на первой из картинок».

Время экспозиции первой стимульной картинки – 15 секунд, второй – до 45 секунд (для взрослого).

Обработка результатов, их анализ: по результатам методики я узнала на второй картинке 8 изображений, что соответствует высокому уровню развития объёма кратковременной зрительной памяти (10 изображений соответствуют очень высокому уровню). На узнавание картинок мной затрачено 40 секунд.

Методика диагностики  оперативной памяти

Цель: определить объёма оперативной слуховой памяти.

Стимульный материал: 10 рядов по 5 чисел, бланк.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвёртым, четвёртое с пятым, полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записывается)».

Интервал между зачтением  рядов – 15 секунд.

Обработка   результатов,  их   анализ:   по   результатам   методики я

№ ряда

Сумма

1

7986

2

8967

3

8575

4

8878

5

7978

6

6546

7

4657

8

5976

9

7895

10

1688




набрала 32 балла (по 1 баллу за  каждую правильно найденную сумму, максимальное их число – 40), таким образом, объём оперативной слуховой памяти соответствует норме. Наибольшее число ошибок пришлось на вторую половину заданий и на окончание числовых рядов, что говорит об утомляемости и отвлекаемости к концу выполнения задания.

Методика «10 слов» (А.Р. Лурия)

Цель: исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение; произвольное внимание.

Стимульный материал: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания (дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень).

Инструкция: «Сейчас я  прочту несколько слов. Слушайте внимательно.

 Когда я окончу  читать, сразу же повторите столько  слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые  Вы уже назвали, и те, которые в  первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее слова зачитываются без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Ещё раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз».

Обработка результатов, их анализ:

№ повтора

Воспроизведённые слова

1

дым, сон, шар, куст, лёд, пень

2

дым, сон, шар, пух, куст, лёд, ночь, пень

3

дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень

4

дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень

5

дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень

Через 1 час

дым, сон, шар, пух, куст, лёд, ночь, пень


 

После первого прочтения  мною было воспроизведено 6 слов, после  второго прочтения – 8 слов. В  третий раз я повторила все 10 слов, после четвёртого и пятого прочтения  повторила тот же результат. Через 1 час без предварительного зачитывания воспроизведено 8 слов. Следовательно, соответствие процессов памяти (запоминания, сохранения, воспроизведения) нормам развития, сформированному произвольному вниманию. С каждым следующим воспроизведением количество правильно названных слов увеличивалось. Нами не зафиксированы истощаемость и утомляемость, что предполагает постепенное снижение положительных  результатов. Снижение результата через промежуток времени может свидетельствовать о забывчивости, рассеянности, своеобразии долговременной памяти, возможно, это было связано с отсутствием мотивации к запоминанию, выполнению других методик работы.

Методика «Память на образы» [Альманах психологических тестов. – М., 1995. – С.90-91.]

Цель: изучить образную память.

Стимульный материал: таблица с 16 образами.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд я уберу таблицу, и вы должны будете в течение 1 минуты зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Время экспозиции: 20 секунд.

Обработка результатов, их анализ: уровень сформированности образной памяти соответствует норме, мною воспроизведены 11 картинок, что соответствует набранным 7 баллам из 9 возможных.

Методика «Долговременная память»

Цель: определить объём долговременной памяти.

Стимульный материал: текст со смысловой связью: «В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом. 1) Он получил пробоину и стал тонуть. 2) «Спустить шлюпки!» – скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3) Их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса», – раздалась вторая команда. 4) Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в тёмную холодную воду. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку.

6). И вдруг к сходням крича, бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8)Послышался щелчок – это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мёртвый. 10) Но никто не оглянулся в его сторону».

Инструкция: «В течение 60 секунд прочитайте текст. В нём выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность. В текст смотреть нельзя. Через 30 минут я попрошу вас снова повторить главные мысли текста».

Обработка результатов, их анализ: по результатам методики продуктивность процесса запоминания равна 75%, что приравнивается к очень хорошему результату (высчитывается по формуле: количество правильно воспроизведенных мыслей / количество выделений в тексте х 100 %). Понижения объёма памяти через 30 минут не выявлено, возможно, ввиду эмоционального восприятия текста, знания фактов рассказа.

Таким образом, результаты проведённых методик свидетельствуют  о соответствии развития процессов (запоминание, сохранение и воспроизведение) и видов памяти возрастной норме. К высокому уровню развития относится объём кратковременной зрительной памяти, объём оперативной слуховой и образной памяти соответствует норме. Продуктивность процесса запоминания равна 75%, что приравнивается к очень хорошему результату сформированности долговременной памяти. Наличие ошибок указывает на наличие небольшой утомляемости и отвлекаемости к концу выполнения заданий.

2.3. Основные  приёмы мнемотехники

Слово «мнемоника» происходит от греческого «mnemonika», что значит «память». Оно определяет различные приёмы, способствующие запоминанию информации. Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до современного времени во многих видах. Существует значительное количество мнемотехнических приёмов, с которыми знакомят, начиная с дошкольного детства. Вот некоторые из них:

Информация о работе Позновательные процессы