Позновательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Ощущения возникают на основе раздражения и способности организма избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего состояния и внешнего поведения. Все виды ощущений, поступая по средством центральной нервной системы в головной мозг перерабатываются, после чего мозгом принимаются соответствующие решения, команды, осуществляется контроль за их выполнением, т.е. осуществляется связь с внешним миром; появляется возможность оценивать состояние своего организма. Помимо этого, ощущения являются основным условием психического развития. Ощущения всегда сиюминутны и непосредственны.

Содержание

1.Теоритическая часть. Сравнительный анализ всех познавательных процессов.
1.1 Ощущения
1.2 Восприятие
1.3 Внимание
1.4 Память
1.5 Воображение
1.6 Мышление
2. Практическая часть. Анализ особенности развития двух познавательных процессов у себя.
2.1 Изучение особенностей развития мышления
2.2 Изучение особенностей развития памяти
2.3 Мнемотехника. Основные приемы. Анализ собственного владения мнемическими приемами.
3. Выводы по теме.
4.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

– приём символизации, схематичного изображения частей – наиболее короткий путь для дошкольников к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения (в стихах, рассказах, выполнении режимных процессов, трудовых поручений и т.п.);

– составление сюжета, рассказа: запомнить слова,  для  этого из них «собирается» и составляется рассказ. После составления дети воспроизводят цепочку слов. Слова должны быть зримыми, материальными. Минимальное количество слов – 10;

– метод Цицерона: ребёнок  запоминает слова-образы, которые заранее  «разбрасывает» или расставляет на определённые объекты в группе. Для воспроизведения цепочки слов дети «собирают слова» в корзинку или шкатулку. Вводится в работу с 5 лет. Количество слов – 8;

– метод трансформации  – преобразование: каждое предыдущее слово в цепочке слов (образ  на то) превращаем в последующее (10 слов). 
Педагог даёт цепочку слов, образ, ставит цель – будем запоминать, а для этого превращать с помощью «волшебной палочки» одно в другое;

– образный метод: лента  – дорога – змея – слон – муха;

– метод сюжет – ассоциация: составление сюжета из слов вызывает ассоциацию на литературное произведение, знакомое детям (апельсин, ящик, Чебурашка, уши, магазин, продавец, крокодил, девочка, собака).

– метод перекодирования слов в знаки, цель: для того чтобы запомнить слова нужно превратить их в знаки. На 1 этапе дети придумывают знаки на цепочку и воспроизводят слова – по своим написанным значкам. 
На 2 этапе записывают слова и воспроизводят цепочку, вспоминая знаки;

 

– запоминание   словосочетаний: существительное   и   прилагательное (мороз – сильный мороз). Для тренинга зрительной памяти используют открытки и картинки;

В школьном образовании и на протяжении всей жизни человек продолжает использовать мнемотехнические приёмы:

–  рифма и ритм: мнемонические ритмические фразы для запоминания: правил русского языка (кое, либо, то, нибудь – дефис ставить не забудь, а частицы бы, ли, же — ты раздельно их пиши (разделяй давай уже); порядок планет от Солнца в астрономии (Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты); географические объекты (Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю – 4 основных острова Японии); мнемокод, мнемонические обозначения команд в информатике; в математических науках (число П – Нужно только постараться и запомнить всё, как есть:Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть); физике (закон Архимеда – Тело, всунутое в воду,выпирает на свободус силой выпертой водытелом, всунутым туды) и многое другое; числовых рядов, телефонов (шесть шесть три один четыре один пять Я не буду забывать);

– аббревиатура (акроним): сокращает длинные названия организаций (Организация Объединенных Наций); фиксирует различный материал, не связанный логическими принципами – придумать простое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв тех слов, которые нужно запомнить (для запоминания цветов радуги пользуемся фразой: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»);

– метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти: посмотреть на предмет, пейзаж, на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закрыть глаза и представить мысленно этот предмет в деталях, задать себе вопросы про подробностям этого образа, потом открыть глаза на 1 секунду, дополните образ, закрыть глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторить несколько раз;

– использование картинок: перевод имён собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения (какие ассоциации возникают, когда мы думаем о каком-то городе, его названии, фамилию человека, профессии); для запоминания иностранных слов (какие ассоциации возникают, когда произносите слова);

– нахождение связи между  цифрами и буквами: широко используется для запоминания чисел, в основе – соответствие между цифрами и согласными буквами, которые чем-то напоминают эти цифры;

– использование в качестве опорного словесно-числового списка (СЧС), составленного при помощи цифро-буквенного кода (ЦБК) – сложная для освоения, но самая мощная техника;

– метод последовательных ассоциаций: последовательное увязывании элементов списка в единый сюжет (рассказ, фильм).

– метод связанных ассоциаций: чтобы запомнить список элементов нужно поочередно связывать каждое слово запоминаемого списка с соответствующим словом опорного, хорошо известного списка (а не друг с другом как в методе последовательных ассоциаций);

– запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;

– запоминание количества дней в месяцах по костяшкам пальцев.

Что касается моего владения мнемотехникой, я владею лишь некоторыми мнемотехническими приёмами. Со времён школы в памяти остались рифмованные  строчки правил русского языка, географии, математических наук. Изучая английский язык, прибегала к методу созвучных ассоциаций, что часто выручало меня.  Вместе с сыном я учу детские стихи, опираясь на образные картинки, составляю рассказы по схемам Ткаченко.

 В жизни я часто  использую костяшки пальцев для  определения количества дней в месяце. До написания данной работы не знала, что люблю использовать метод Айвазовского, часто закрываю глаза и мысленно рисую себе увиденный наряд, украшение стола, пейзажи тёплых стран на отдыхе.

Таким образом, вся совокупность приёмов, способствующих запоминанию и увеличению объёма памяти, называется мнемотехникой. Приёмы развития памяти известны с древних времён и существуют уже как минимум 2000 лет. Овладение мнемотехническими приёмами необходимо человеку, т.к. память задействована в любых аспектах жизни человека, её развитие (тренировка) напрямую влияет на успешность любой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми.

 

 

 

Вывод

Изучение понятий, свойств, видов и характерных  особенностей познавательных процессов  человека имеет большую значимость для каждого, кто стремится к самопознанию и саморазвитию.

        Методы психологической  диагностики позволяют изучать  особенности познавательных процессов,  а полученные данные  - интерпретировать  и разрабатывать рекомендации  для совершенствования познавательной сферы человека.

Мнемотехнические приемы помогают развивать не только память, но и  внимание, мышление, способствуют развитию всей познавательной сферы индивида.

В практической части  данной контрольной работы нам удалось  исследовать развитие таких познавательных процессов как мышление и память. Проведённые методики показывают сформированность логического мышления, преобладание его абстрактно-логического стиля, умения выделять существенные признаки. Понятийная сфера соответствует высокому уровню, сформирована способность к анализу, синтезу, классификации, суждениям и умозаключениям. Уровень быстроты мышления и подвижности нервных процессов сформирован на среднем уровне. На высоком уровне целенаправленность мышления, умение понимать, оперировать переносным смыслом пословиц и метафор. Уровень ригидности мышления низкий, я способна переключиться на новый способ решения задачи, что указывает на высокий уровень сформированности гибкости мышления, вариативности подхода и гипотез.

Развития процессов памяти и её видов соответствует возрастной норме. К высокому уровню сформированности можно отнести объём кратковременной зрительной памяти. Продуктивность процесса запоминания равна 75%, что приравнивается к очень хорошему результату сформированности долговременной памяти.

При изучении литературы по памяти, мнемотехнике, я проанализировала разнообразные приёмы запоминания, отметила владение мной некоторыми из них.

Выполнение контрольной  работы по курсу «Общая психология»  позволило закрепить и расширить  полученные теоретические знания, умение проводить научное исследование, творчески применять полученные знания на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

    1. «Психология» А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.-2-е изд. «АСАDEMA», Москва 2001г.
    2. «Психологический словарь»под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова -2-е изд., «Педагогика-пресс» Москва 1997г.
    3. « Психология» Р.С.Немов книга1, 3-е изд., «ВЛАДОС» Москва1998г.
    4. «Психология» Общие основы психологии Р.С.Немов, книга 1, «Просвещение», «Владос» Москва 1994г. 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Позновательные процессы