Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:27, контрольная работа
Ощущения возникают на основе раздражения и способности организма избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего состояния и внешнего поведения. Все виды ощущений, поступая по средством центральной нервной системы в головной мозг перерабатываются, после чего мозгом принимаются соответствующие решения, команды, осуществляется контроль за их выполнением, т.е. осуществляется связь с внешним миром; появляется возможность оценивать состояние своего организма. Помимо этого, ощущения являются основным условием психического развития. Ощущения всегда сиюминутны и непосредственны.
1.Теоритическая часть. Сравнительный анализ всех познавательных процессов.
1.1 Ощущения
1.2 Восприятие
1.3 Внимание
1.4 Память
1.5 Воображение
1.6 Мышление
2. Практическая часть. Анализ особенности развития двух познавательных процессов у себя.
2.1 Изучение особенностей развития мышления
2.2 Изучение особенностей развития памяти
2.3 Мнемотехника. Основные приемы. Анализ собственного владения мнемическими приемами.
3. Выводы по теме.
4.Список литературы.
– приём символизации, схематичного изображения частей – наиболее короткий путь для дошкольников к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения (в стихах, рассказах, выполнении режимных процессов, трудовых поручений и т.п.);
– составление сюжета, рассказа: запомнить слова, для этого из них «собирается» и составляется рассказ. После составления дети воспроизводят цепочку слов. Слова должны быть зримыми, материальными. Минимальное количество слов – 10;
– метод Цицерона: ребёнок запоминает слова-образы, которые заранее «разбрасывает» или расставляет на определённые объекты в группе. Для воспроизведения цепочки слов дети «собирают слова» в корзинку или шкатулку. Вводится в работу с 5 лет. Количество слов – 8;
– метод трансформации
– преобразование: каждое предыдущее
слово в цепочке слов (образ
на то) превращаем в последующее (10 слов).
Педагог даёт цепочку слов, образ, ставит цель – будем запоминать, а
для этого превращать с помощью «волшебной
палочки» одно в другое;
– образный метод: лента – дорога – змея – слон – муха;
– метод сюжет – ассоциация: составление сюжета из слов вызывает ассоциацию на литературное произведение, знакомое детям (апельсин, ящик, Чебурашка, уши, магазин, продавец, крокодил, девочка, собака).
– метод перекодирования слов в знаки,
цель: для того чтобы запомнить слова нужно
превратить их в знаки. На 1 этапе дети
придумывают знаки на цепочку и воспроизводят
слова – по своим написанным значкам.
На 2 этапе записывают слова и воспроизводят
цепочку, вспоминая знаки;
– запоминание словосочетаний: существительное и прилагательное (мороз – сильный мороз). Для тренинга зрительной памяти используют открытки и картинки;
В школьном образовании и на протяжении всей жизни человек продолжает использовать мнемотехнические приёмы:
– рифма и ритм: мнемонические ритмические фразы для запоминания: правил русского языка (кое, либо, то, нибудь – дефис ставить не забудь, а частицы бы, ли, же — ты раздельно их пиши (разделяй давай уже); порядок планет от Солнца в астрономии (Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты); географические объекты (Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю – 4 основных острова Японии); мнемокод, мнемонические обозначения команд в информатике; в математических науках (число П – Нужно только постараться и запомнить всё, как есть:Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть); физике (закон Архимеда – Тело, всунутое в воду,выпирает на свободус силой выпертой водытелом, всунутым туды) и многое другое; числовых рядов, телефонов (шесть шесть три один четыре один пять Я не буду забывать);
– аббревиатура (акроним): сокращает длинные названия организаций (Организация Объединенных Наций); фиксирует различный материал, не связанный логическими принципами – придумать простое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв тех слов, которые нужно запомнить (для запоминания цветов радуги пользуемся фразой: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»);
– метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти: посмотреть на предмет, пейзаж, на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закрыть глаза и представить мысленно этот предмет в деталях, задать себе вопросы про подробностям этого образа, потом открыть глаза на 1 секунду, дополните образ, закрыть глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторить несколько раз;
– использование картинок: перевод имён собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения (какие ассоциации возникают, когда мы думаем о каком-то городе, его названии, фамилию человека, профессии); для запоминания иностранных слов (какие ассоциации возникают, когда произносите слова);
– нахождение связи между цифрами и буквами: широко используется для запоминания чисел, в основе – соответствие между цифрами и согласными буквами, которые чем-то напоминают эти цифры;
– использование в качестве опорного словесно-числового списка (СЧС), составленного при помощи цифро-буквенного кода (ЦБК) – сложная для освоения, но самая мощная техника;
– метод последовательных ассоциаций: последовательное увязывании элементов списка в единый сюжет (рассказ, фильм).
– метод связанных ассоциаций: чтобы запомнить список элементов нужно поочередно связывать каждое слово запоминаемого списка с соответствующим словом опорного, хорошо известного списка (а не друг с другом как в методе последовательных ассоциаций);
– запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;
– запоминание количества дней в месяцах по костяшкам пальцев.
Что касается моего владения мнемотехникой, я владею лишь некоторыми мнемотехническими приёмами. Со времён школы в памяти остались рифмованные строчки правил русского языка, географии, математических наук. Изучая английский язык, прибегала к методу созвучных ассоциаций, что часто выручало меня. Вместе с сыном я учу детские стихи, опираясь на образные картинки, составляю рассказы по схемам Ткаченко.
В жизни я часто
использую костяшки пальцев
Таким образом, вся совокупность приёмов, способствующих запоминанию и увеличению объёма памяти, называется мнемотехникой. Приёмы развития памяти известны с древних времён и существуют уже как минимум 2000 лет. Овладение мнемотехническими приёмами необходимо человеку, т.к. память задействована в любых аспектах жизни человека, её развитие (тренировка) напрямую влияет на успешность любой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми.
Вывод
Изучение понятий, свойств, видов и характерных особенностей познавательных процессов человека имеет большую значимость для каждого, кто стремится к самопознанию и саморазвитию.
Методы психологической
диагностики позволяют изучать
особенности познавательных
Мнемотехнические приемы помогают развивать не только память, но и внимание, мышление, способствуют развитию всей познавательной сферы индивида.
В практической части данной контрольной работы нам удалось исследовать развитие таких познавательных процессов как мышление и память. Проведённые методики показывают сформированность логического мышления, преобладание его абстрактно-логического стиля, умения выделять существенные признаки. Понятийная сфера соответствует высокому уровню, сформирована способность к анализу, синтезу, классификации, суждениям и умозаключениям. Уровень быстроты мышления и подвижности нервных процессов сформирован на среднем уровне. На высоком уровне целенаправленность мышления, умение понимать, оперировать переносным смыслом пословиц и метафор. Уровень ригидности мышления низкий, я способна переключиться на новый способ решения задачи, что указывает на высокий уровень сформированности гибкости мышления, вариативности подхода и гипотез.
Развития процессов памяти и её видов соответствует возрастной норме. К высокому уровню сформированности можно отнести объём кратковременной зрительной памяти. Продуктивность процесса запоминания равна 75%, что приравнивается к очень хорошему результату сформированности долговременной памяти.
При изучении литературы по памяти, мнемотехнике, я проанализировала разнообразные приёмы запоминания, отметила владение мной некоторыми из них.
Выполнение контрольной
работы по курсу «Общая психология»
позволило закрепить и
Список литературы: