Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 08:40, курсовая работа
В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологи. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном XXI веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и современная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию нами сущности агрессивного поведения человека.
Введение…………………………………………………………………………..3 – 5
Глава I. Теоретические основы проблемы половых различий в проявлении агрессии.
1.1. Понятие «агрессия», ее виды, особенности проявления………………...6 – 10
1.2. Половые различия в проявлении агрессии……………………………...11 – 18
1.3. Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей……………………………………………………………...19 – 30
Заключение…………………………………………………………………….31 – 33
Список используемой литературы…………………………………………...34 – 37
В исследовании половых различий проявления агрессивности детей 7 – 8 лет было установлено, что у мальчиков агрессивные проявления в большей мере связаны с компенсацией чувства неполноценности, а у девочек с задачей социального приспособления конституциональной агрессивности. На мотивационном уровне выявленные половые различия связаны с преобладанием у мальчиков прямых форм агрессивности и проявлением садомазохистских отношений зависимости, а у девочек отмечена склонность к трансформированным проявлениям агрессивности в форме демонстративных и эгоцентричных тенденций. Кроме того, было показано, что мальчикам более свойственны активные и непосредственные, а девочкам — отсроченные и опосредованные формы агрессии.
Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте, например, в драках детей из-за игрушек. Некоторые младшие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хватает логических доказательств в споре. Во всех этих случаях повышенная агрессивность отмечается редко. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся.
Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14 – 15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени
выраженности различных компонентов агрессив
В другом исследовании было показано, что если у 10 – 11-летних подростков преобладает проявление физической агрессии, но по мере взросления у подростков 14 – 15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются в 14 – 15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления не одинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.
Можно отметить также, что в младшем возрасте (10 – 11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть, хотя они и выражены неодинаково, по различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14 – 15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости.
Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования, уже в возрасте 12 – 13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Напомним, что под негативизмом в концепции агрессии враждебности Басса – Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться в форме как пассивного сопротивления, так и активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.
Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная. В старшем возрасте (подростки 14 – 15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует также отметить, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.
Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников показали, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют липа с уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем установлено также, что среди «эмоциональных лидеров» 33% имеют показатели агрессии средней величины, а 19% - низкие уровень агрессии.
Относительно выраженности различных типов агрессивного поведения в этой группе подростков можно отметить, что наиболее часто встречается прямая физическая агрессия – 43% лиц с высоким социометрическим статусом склонны именно к ней. У 30% «эмоциональных лидеров» ведущим способом агрессивного поведения является прямая вербальная агрессия, а у еще 27% - косвенная вербальная.
В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек значительно реже. Агрессия у юношей обычно проявляется в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.
Агрессия по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании личных мелких вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой или снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы.
Агрессия старших подростков
и юношей по отношению к взрослым
часто имеет целью определение
границ дозволенного в поведении
и носит демонстративный
Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а случаи антиобщественных поступков находятся в отношении 10:1. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества.
Полученные научные
материалы показываю
Физическая агрессивность, например, проявляется у 60 – 70% мальчиков, тогда как у девочек эта форма агрессивности отмечается лишь у 30 – 50%. В то же время необходимо заметить, что у мальчиков с возрастом происходит некоторое затухание физической агрессивности – с 70% в 10 – 11 лет до 60% в 14 – 15 лет, тогда как у девочек, напротив, наблюдается рост этой формы агрессивности: с 30% в 10 – 11 лет до 38% в 12 – 13 лет и 56% в 14 – 15лет.
Вербальная агрессивность отмечается у 62 – 82% мальчиков и 38 – 60% подростков-девочек. При этом в 12 – 13 лет у мальчиков имеет место снижение уровня вербальной агрессивности, тогда как у девочек этот процесс обладает тенденцией к увеличению: 38% в 10 – 11 лет; 49% в 12 – 13 лет и 60% в 14 – 15 лет.
Негативизм значительно сильнее у подростков-мальчиков (68 – 82%), наблюдаясь только у 36 – 60% девочек этого возраста.
При спаде косвенной
агрессивности подростков-
Наибольшей агрессивностью отличаются 10 – 11-летние подростки-мальчики, у которых превалируют физическая агрессивность – 70%, при негативизме в 68% и вербальной агрессивности в 62%. Однако к 14 – 15 годам у мальчиков на первый план выходят вербальные формы агрессивности (81%) и негативизм (82%). При этом физическая агрессивность снижается до 61%, а косвенная составляет лишь 39%.
В отличие от мальчиков
у подростков-девочек с
Отсюда проистекает необходимость более детального изучения особенностей именно девичьей агрессивности. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.
Причем агрессивность
по-разному проявляется
Приведем данные по ряду
подростков-мальчиков и
Мальчик П., 11 лет, из семьи рабочих. Физическая агрессивность на уровне 45%, косвенная – 40%, вербальная – 65%, при негативизме в 60%. У этого подростка отмечается средняя степень склонности к риску; у него возникают трудности с родителями, часты разногласия с товарищами. Мальчик подозрителен, недоверчив, тревожен, склонен к применению физической силы для защиты своих прав.
Девочка Т., 11 лет, из семьи технического работника детсада (мать – прачка, отец – пенсионер по инвалидности). Физическая агрессивность на уровне 30%, косвенная – 65%, вербальная – 75%, при негативизме – в 50%. У девочки средняя степень склонности к риску. У нее бывают трудности с родителями, часты разногласия со сверстниками. Девочка нервозна, мстительна, причем свою недоброжелательность вымещает на домашних животных, в частности, собаке.
Девочка Л., 11 лет, из семьи сельских механизаторов (отец – тракторист, мать работает на машинной дойке). Физическая агрессивность проявляется на уровне 60%, вербальная – 65%, косвенная – 49% при почти невыраженном негативизме (15%). У подростка отмечается повышенная склонность к риску. Ее характеризует неосторожность в отношении других людей, частые конфликты со сверстниками и родителями, склонность применять для защиты своих прав физическую силу.
Девочка М., 11 лет, из семьи торговых работников (отец – товаровед, мать – повар). У этого подростка наблюдается слабая агрессивность (физическая – 20%, вербальная – 25%, косвенная – 30%, негативизм – 10%), что соответствует и отсутствию у нее склонности к риску, т.е. весьма осторожна. У данной девочки не возникает трудности с родителями, она верит в своих товарищей, ей знакомы угрызения совести, у нее отсутствует склонность к применению физической силы, в том числе и по отношению к животным.
Мальчик В., 12 лет, из семьи руководящих работников (отец – директор торга, мать – гл. инженер завода). Физическая агрессивность отмечается на уровне 60%, при косвенной в 15% и вербальной в 20%. Однако негативизм проявляется в 90%. Неслучайно и склонность к риску на грани повышенной. Мальчик не испытывает трудностей с родителями, но не верит товарищам, быстро теряет самообладание, склонен к применению физической силы, не испытывает угрызе6ний совести.
Мальчик М., 13 лет, из семьи учителей средней школы. Физическая агрессивность в пределах 60%, косвенная – 40%, вербальная – 35%, при негативизме в 60%. У него отмечается средняя склонность к риску, он верит в добро, не мучает животных. У подростка нормальные отношения с родителями и сверстниками. Однако он полагает возможным применить физическую силу для защиты своих прав.
Мальчик Р., 13 лет, из семьи врачей. Физическая агрессивность на уровне 70% , косвенная 55%, вербальная 85%, при негативизме в 80%. С характером агрессивности коррелирует и повышенная склонность к риску. Подросток, у которого часты разногласия с родителями и друзьями, зачастую теряет самообладание, склонен применять физическую силу, агрессивно настроен и против друзей, и против животных.
Девочка Ф.,13 лет, из семьи рабочих – при фактическом отсутствии физической агрессивности (0%) проявляет вербальную агрессивность в 60%, косвенную в 30% и негативизм в 60%. При этом отличается исключительно повышенной склонностью к риску. Подросток не контактирует со сверстниками, подозрительна, тревожна, у нее имеются трудности в отношениях с родителями. Она не совестлива и недоброжелательна по отношению к людям или животным.
Материалы проведенного исследования раскрывают выпукло выраженное влияние на особенности и уровень агрессивности подростков их социального окружения, прежде всего семьи, тех взаимоотношений, которые в ней доминируют.
Сравнительный анализ проявлений агрессивности подростков из разных социальных групп населения (рабочих промышленных предприятий и строительства, сельских механизаторов, подсобных работников детских дошкольных и школьных учреждений, служащих, руководящих работников, учителей, врачей, инженеров, торговых работников) показал: