Полоролевая социолизация детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Так и сейчас мальчики и девочки ведут себя по-разному в обществе, проявляя при этом свои индивидуальные качества.

Еще в ХХ веке Лисина Майя Ивановна российский психолог, специалист в области психологии детей дошкольного возраста. Особое внимание обращала на общение детей с взрослыми людьми и зависимость психологического развития детей от общения.

Содержание

1. Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек……………………………………………………………………………..3

2. Этапы формирования полового самосознания детей………………………..3

3. Организация полоролевой социализации детей дошкольного возраста….11

3.1 Социализация ребенка в семье……………………………………………...11

3.2 Социализация ребенка в игре……………………………………………….12

3.3 Социализация ребенка на занятиях………………………………………...13

Список литературы……………………………………………………………....16

Вложенные файлы: 1 файл

СПДетства.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«Вятский  государственный  гуманитарный университет» 
 

Факультет психологии 
 
 
 
 

Контрольная работа

по социальной психологии детства 

На тему: «Полоролевая социолизация детей дошкольного возраста» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Выполнила:

                                               студентка V курса

                                               группы ФП (ВВО)-51                    

                                               Бурханова А.И. 

                                               Проверила: Низовских Н.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

КИРОВ 2010

План:

1. Физиологические  и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек……………………………………………………………………………..3

2. Этапы  формирования полового самосознания  детей………………………..3

3. Организация  полоролевой социализации детей  дошкольного возраста….11

3.1 Социализация ребенка в семье……………………………………………...11

3.2 Социализация ребенка в игре……………………………………………….12

3.3 Социализация ребенка на занятиях………………………………………...13

Список  литературы……………………………………………………………....16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек.

     С давних времен мальчиков и девочек воспитывали по-разному. Мальчиков воспитывали в духе воинов, защитников, бойцов, девочек как будущую мать, хранительницу семейного очага,

     Так и сейчас мальчики и девочки ведут  себя по-разному в обществе, проявляя при этом свои индивидуальные качества.

     Еще в ХХ веке Лисина Майя Ивановна российский психолог, специалист в области психологии детей дошкольного возраста. Особое внимание обращала на общение детей  с взрослыми людьми и зависимость  психологического развития детей от общения.

     Отношение к предметам

     Мальчики, довольно часто приспосабливают предметы и игрушки для различных целей, заняты тем, как бы найти им неожиданное применение. Им присущ исследовательский интерес, вследствие чего они стремятся разобраться в строении вещей, которые их окружают. Поэтому у них часто ломаются игрушки, но не случайно, а специально, это не неряшество, не небрежность, а выражение активного начала.

     Девочки больше склонны анализировать целое, стремятся проникнуть достаточно глубоко во внутренние особенности предмета.

     Чаще  чем мальчики используют игрушки  по назначению, руководствуясь требованиям  взрослого играть «как положено», Так  как устройство игрушек их не особенно интересует, игрушки ломают реже, В результате этого производят впечатление более воспитанных и аккуратных. Больше чем мальчики, склонны оценивать новую вещь в целом, не вдаваясь  глубоко в ее особенности, частности.

     Дисциплина

     Мальчики  обычно создают больше шума, чем  девочки. У них чаще встречаются  нарушения. Не склонны вуализировать  свои отрицательные проявления. Склонны к демонстративности. Реже хитрят «Трудные» мальчики излишне шумны, хотя если у них развит интеллект, то из таких ребят обязательно будет толк. Менее импульсивны, чем девочки, поэтому больше поддаются влиянию, доводам и убеждениям.

     Общение

     Мальчики: хорошо ориентируются в новой, непривычной  обстановке. И как правило и  здесь, сохраняют свою деловитость: их деятельность носит конструктивный характер. Легче приспосабливаются к обстоятельствам, находят свое место при различных переменах, легче «вписываются» в новую обстановку. Более активны, хотят руководить, вести за собой, Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место. Им важнее что-то делать вместе, чем просто общаться. Проще относятся к требованиям выполнять правила общения, Не особенно чувствительны  к нарушениям, допускаемыми ими самими или другими детьми. Часто спорят друг с другом, но обычно предпочитают сами разобраться в конфликте. За редким исключением не склонны прибегать к взрослому как к арбитру. Редко жалуются родителям и, воспитателям. Предпочитают независимость, Часто в глазах старших оказываются в роли зачинщиков ссоры.

     Девочки:  В непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятия. Реже проявляют инициативу в общении  со сверстниками. Без помощи и поддержки взрослого их деятельность носит деструктивный характер. Очень нуждаются в эмоциональной поддержке. Виды деятельности однообразны. Ведут себя организовано. Более чувствительны, чем мальчики, к межличностным отношениям. Придают им большое значение. Тоньше реагируют на нормы, принятые в социальной группе. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные нарушения. Нередко спорят между собой, однако, в отличие от мальчиков, в случаях конфликта или затруднения больше склонны апеллировать к старшим. Чаще обращаются к взрослым с жалобами, в результате чего воспринимаются ими в роли пострадавших (что не всегда справедливо). 

     Активность.

     Мальчики: более подвижны, менее усидчивы, смелее девочек  Чаще выражают готовность отвечать (по собственной инициативе, а не при стимуляции взрослого) Не боятся ошибиться в ответе, не особенно заботятся о внешнем эффекте. Менее исполнительны.

     Девочки :  менее подвижны, более усидчивы, Реже выражают желание отвечать, даже если знают правильный ответ. В отличии от мальчиков, боятся ошибиться, ориентированны на похвалу взрослого, озабочены внешним эффектом.

     Развитие  речи

     Морфологическое созревание головного мозга, особенно его левое полушария, у девочек  происходит быстрее, чем у мальчиков.

     Мальчики: словарный запас достаточно широкий, с годами увеличивается особенно заметно за счет общих понятий. В речи преобладают глаголы, междометья, т.е. слова передающие действия, а также местоимения, Речь менее связная, как у девочек, потому что предпочитают не просто передать заученное содержание, а  понять его и выразить свое отношение. Склонны к выработке собственных формулировок. В речи присуши обобщения. Чаще чем у девочек,  встречаются нарушения в звукопроизношении. Это связанно с тем, что механизм развития речи у мальчиков более уязвим и проходит более длительный и сложный путь. Внутренний мир мальчиков скрыт от нас: они реже раскрывают его в словах. Даже когда они молчат, они думают, ищут решения. Читательские интересы мальчиков отличаются от интересов девочек: они охотнее будут слушать тексты про машины, оружие, про все, что связанно с техникой, спортом, войнами.

     Девочки:  превосходят мальчиков в вербальных способностях. Словарный запас меньшего, чем у мальчиков объема. Речь более эмоциональная. Склонны к предметно-оценочной речи, поэтому в ней преобладают имена существительные, прилагательные, отрицания, утверждения. Быстрее осваивают грамматические основы речи. Больше откликаются на правильно построенные фразы, четко выстроенную логику. У девочек речь более связная. Хорошо удерживают в памяти заученное. Предпочитают запомнить, а не понять. Склонны к ответам заученными фразами. Меньше стремятся к выработке собственных формулировок. В ответах прибегают к описательности и передаче множества подробностей. Гораздо лучше принимают подсказку, наводящие вопросы взрослых. Предпочитают анализировать. Акцентируют внимание на людях, больше говорят о них самих, чем об их действиях. Наиболее ценными для девочек являются нравственные качества. Читательские интересы девочек ориентированы на сферу их непосредственного бытия: более заинтересованно воспринимают описание нарядов людей и кукол. Имеют более высокий общий уровень ориентировки в структуре народной волшебной сказки по сравнению с мальчиками.

     Интересы.

     Мальчики: круг интересов достаточно широк, нередко  выходит за пределы образовательной  программы. Пространство, в котором  находятся интересующие мальчиков  объекты, практически не ограничено. Игры опираются на «дальнее зрение». Если мало пространства, они осваивают вертикальное пространство.

     Вместе  с тем, многое из непосредственного  окружения ускользает от внимания мальчиков, поэтому в быту они иногда беспомощны.

       Девочки:  круг интересов несколько  уж . чем у мальчиков. Игры больше  опираются на «ближнее зрение». Играют в ограниченном пространстве. Интересы охватывают объекты непосредственного окружения, многое связано с бытом.

     Характеристика  личности.

     Мальчики: не склонны к плановым действиям. Предпочитают ориентироваться на ходу. Положительно воспринимают новое, неизведанное. Любознательны. На новое реагируют чаще вопросом, что это? зачем? откуда? почему? Предпочитают всему искать логическое объяснение. Их нелегко приучить к самообслуживанию: неловко переодеваются, переобуваются, не знают с чего начать. Неумело застилают постель. Более беспомощны, чем девочки. Ко всякому обслуживающему труду приобщаются, как правило, без охоты. Нередко существует разрыв между уровнем развития интеллекта и навыками самообслуживания. Спокойно относятся к похвале и порицанию. Их нелегко растрогать, заставить смеяться или плакать. Обычно менее самолюбивы и обидчивы. Реагируют прежде всего, на содержание и справедливые замечания, а не на тон его высказывания. Давая мальчику задание, объясните ему, для чего это нужно выполнить. Мало заботятся  о своей внешности. Мальчики обычно хорошо работают тогда, когда знают , что могут отличится, реализовать свои возможности, и когда им ясен смысл выполняемой работы.

       Девочки: Могут планировать действия. Настороженно относятся к новому. На новое реагируют эмоционально. Легче воспринимают то, что  привлекло их внимание, хуже то, что не интересно, на что  нужно специально направлять внимание. Обращают внимание преимущественно на конкретные, близкие и понятные предметы и явления, непосредственно окружающие их. Чтобы убедиться в правильности какого-либо общего положения, пробуют приложить его к конкретному случаю. Легко приучаются к самообслуживанию. Находят в обслуживающем труде удовольствие. Обычно выглядят умелее и ловчее мальчиков. Ближе мальчиков принимают похвалу и порицание. Легко расстраиваются. Их не трудно рассмешить, подвержены внешним воздействиям. Многое зависит от настроения. Более самолюбивы и обидчивы, чем мальчики. На тон замечания реагируют острее, чем на содержание. Отрицательно относятся к иронической или насмешливой форме выражения порицания. Проявляют повышенный интерес к своей внешности. Девочки проявляют особую старательность тогда, когда выполняемая ими работа находится в поле пристального внимания авторитетного взрослого, когда уверены, что с ее помощью могут заслужить похвалу.

     Изобразительная деятельность

     Мальчики: К цветам и их оттенкам не очень чувствительны, поэтому рисунок может быть выполнен одним или несколькими цветами. Главное для мальчиков – процесс рисования. Сюжет рисунков шире по замыслу, чем у девочек. Предпочитают изображать технику, военные действия, транспорт – все, что движется, т.е рисунки мальчиков динамичны. Изображаемые люди часто схематичны, но тоже находятся в движении. Рисунки свидетельствуют, что мальчики меньше, чем девочки, способны очеловечивать окружающий мир. Иногда рисунки мальчиков выглядят не очень аккуратно, но это часто следствие динамического изображения. Не склонны апеллировать к образцу.

     Девочки: Очень чувствительны к цветам, особенно ярким. Рисунки расцвечены, выразительны. Главное для девочек - качество рисунка. Предпочитают изображать бытовые сюжеты ( дом, цветы, солнце, человека). Тщательно вырисовывают детали, особенно в изображении людей. Но изображения застывшие, т.е. статичные. Именно поэтому рисунки выглядят более аккуратными, чем у мальчиков. Если предложено рисование по образцу, стремятся как можно ближе к нему подойти, скопировать. в этом видят достоинство своей работы.

     Очень важно учитывать перечисленные  особенности мальчиков и девочек в воспитании и обучении. Но их нельзя рассматривать в отрыве от особенностей характера, мышления, уровня эмоциональности, реакции на различные события и явления, активности и других качеств детей. В целом оба пола психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами (как, впрочем, и недостатками) лишь в определенных ситуациях и отношениях. 

     2. Этапы формирования полового самосознания детей 

Возраст Формирование  представлений о себе Воспитательные  задачи
От  рождения

До 3-х  лет

Происходит становление полового самосознания. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка.. Начинает сравнивать себя с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом наблюдать за раздетыми людьми. Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети. В речи использует местоимение «он», «она». Редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил-ходила), от отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа. Нередко считает, что пол можно изменить-побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Играет в игры, которым обучают взрослые. В играх мальчики более активны, девочки пассивны. Создать условия  для становления личности ребенка, его мужественности-женственности (полная гармоничная семья, в которой отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения  мужского и женского начала). В отношениях к мальчикам и девочкам проявлять ласку, нежность , любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей. В общении с детьми эмоционально реагировать на их действия. Давать ребенку имя обдуманно. Относится к ребенку адекватно его половой идентификации (отношения между членами семьи должны быть адекватны их половой идентификации). Одевать детей в одежду, делать прическу в соответствии сих полом. Подчеркивать принадлежность к определенному кругу. Воспитывать гигиенические навыки. Мальчиков лучше обучать с помощью зрительного анализатора, девочек – с помощью слухового анализатора. 
От 3-х  до 4-х Ребенок различает  пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации  и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья».

Появляется  интерес к своему телу 

Развивать положительное  отношение и уважение к имени  ребенка, учить гордиться своим  именем. Рассказывать о происхождении  имени (кто еще из семьи имел еще  такое имя, что оно значит). Вместе с ребенком  произносить его по разному : ласково, сокращенно, полностью- с фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе – о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род  занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности.
От 4х до 6-ти Происходит  формирование отношений между мальчиком  и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу (исключения допускаются в том  случае, когда не хватает мальчиков  для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку вынуждены сами выполнять обе роли. Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию – и горизонтальную, и вертикальную. Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К 5-ти годам  выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания. Вырабатывать  у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий. Беседуя с детьми бот отличиях мальчиков идевочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках – мужественные. Беседовать с детьми об устройстве и работе организма (как человек дышит, слышит, видит, чем он отличается от кукол и других игрушек). Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребенка с матерью, ее материнская любовь. Она закладывает основы доброжелательных отношений ребенка с окружающим миром, дает ему ощущение безопасности уверенности. Отвечать на детские вопросы, связанные  с различием полов, Рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка). Понимать, что сексуальные игры детей являются закономерными: они служат для удовлетворения представлений о половых различиях и для правильного становления половой роли. Реакция родителей должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы возмущения и наказания, строгий запрет. Увлечения и любовь детей не имеют эротического значения. Обмениваясь с ребенком взаимными уверениями в любви, не следует чрезмерно ласкать его, т.к. это его эротизирует.

Информация о работе Полоролевая социолизация детей дошкольного возраста