Понятие агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Человек уникален тем, что он составляет род массовых убийц; это единственное существо, которое не годится для собственного общества. Почему же это так? (Н. Тинберген). Каждый из Вас сталкивался со словом “агрессия”. Что означает это слово? Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег. Можно также употребить его и по отношению к людям, работающим во всю силу, и для характеристики сексуального поведения мужской половины человеческого рода. В каждом из нас в той или иной мере присутствует “агрессия”. Вопрос лишь в том, какие формы она принимает, какой она может быть.

Содержание

Введение.
Понятие агрессия;
Факторы, влияющие на развитие агрессивности;
Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода;
Фрустрационная теория;
Теория социального научения;
Отличие гнева от агрессивности;
Враждебность;
Агрессивность;
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессивность.docx

— 45.25 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.

  1. Понятие агрессия;
  2. Факторы, влияющие на развитие агрессивности;
  3. Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода;
  4. Фрустрационная теория;
  5. Теория социального научения;
  6. Отличие гнева от агрессивности;
    1. Враждебность;
    2. Агрессивность;

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Ни одно общество не свободно от таких  явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное окружение полно  красноречивых сцен: омерзительная  пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятение и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с  другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения искренне против насилия. Все они подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к  насилию только в крайних случаях. Однако дело обстоит в точном соответствии с поговоркой о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад - все  наши попытки воплотить эти намерения  в жизнь терпят неудачу. Расхождение  между нашими словами и действиями проявляется со всей остротой. Вот  реальности сегодняшнего дня.

Одна из главных проблем в  определении агрессии в том, что  этот термин подразумевает большое  разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто  недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все  по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в  омут неразрешимых проблем.

Человек уникален тем, что он составляет род массовых убийц; это единственное существо, которое не годится для  собственного общества. Почему же это так? (Н. Тинберген).

Каждый из Вас сталкивался со словом “агрессия”. Что означает это  слово? Оно употребляется и по отношению к человеку, который  защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег. Можно  также употребить его и по отношению  к людям, работающим во всю силу, и для характеристики сексуального поведения мужской половины человеческого рода.

В каждом из нас в той или иной мере присутствует “агрессия”. Вопрос лишь в том, какие формы она  принимает, какой она может быть

 

 

 

 

 

1.Понятие  агрессии.

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.

Часто говорят, что агрессивное  поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в  физическом и психическом отношении  жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Верно, но агрессия вовсе не обязательно является формой реагирования, нередко это проактивная политика и осознанный выбор человека [1].

Невозможно представить себе такую  газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о  том, с какой частотой люди ранят  и убивают друг друга, причиняют  боль и страдания своим ближним.

Хотя чаще всего, взаимодействуя с  другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение  все равно нередко оказывается  источником физических и душевных страданий  наших близких. Не исключено, что  под впечатлением приведенных выше статистических данных у кого-то возникнет  мысль о том, что именно на современном  этапе исторического развития человечества «темная сторона» человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась  и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях насилия  в другие времена и в других местах говорят о том, что в  жестокости и насилии, царящих в  нашем с вами мире, нет ничего из ряда вон выходящего.

Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью копий, луков, стрел, духовых ружей и другого  примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям. Однако подобные побоища, как правило, происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов  вооружения может привести к глобальной катастрофе. Сегодня некоторые государства  имеют возможность смести с лица земли все живое. К тому же производство оружия массового уничтожения в  наше время обходится довольно дешево и не требует особых технологических познаний.

В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных  проблем, перед которыми сегодня  оказалось человечество. Хотя очевидно, что признание этого факта  самый первый и, в некотором отношении, самый простой шаг из тех, что нам предстоит сделать в дальнейшем.

Мы должны также задаться вопросом: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы  человечества на протяжении многих веков  и рассматривались с различных  позиций — с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в  нашем столетии данная проблема стала  предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие  в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже десятилетие назад [2. 22-24] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы, влияющие на развитие агрессивности.

Согласно Бандуре, исчерпывающий  анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1) способов усвоения подобных действий;

2) факторов провоцирующих их  появление;

3) условий, при которых они закрепляются [4. 45].

Теория социального научения рассматривает  агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за  которыми стоят сложные навыки требующие  всестороннего научения». Например, чтобы осуществить агрессивное  действие, нужно знать, как обращаться с орудием, какие движения при  физическом контакте будут болезненными для жертвы. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Ситуативные факторы, заставляющие индивидуума  в большей или меньшей степени  осознавать самого себя, могут служить  внешними детерминантами агрессивного поведения. Самосознание относится  к состояниям, в которых внимание сосредоточенно на собственных установках, ценностях и других характеристиках индивидуума.

Множество ситуаций, особенно в которых  высока вероятность остаться анонимным или возможность избежать персональной ответственности, могут ухудшать способность к осознанию самого себя и усиливать агрессивность. Напротив, обострение самосознания может ослаблять агрессию.

Пентис-Данн и Роджерс выдвинули теорию дифференциального самоосознания, чтобы объяснить, каким образом процесс самоосознания связан с поведением, особенно с агрессивным. Они утверждают, есть два класса переменных ослабляющих процесс самоосознания, и оба они связаны с различными компонентами самосознания. Посылы, вызывающие чувство ответственности, - это не аспекты ситуации, которые дают возможность индивиду стать менее узнаваемым, тем самым редуцируя общественное самосознание - компонент самосознания, связанный с желанием произвести впечатление на окружающих.другими словами. Если человек обладает относительной анонимностью, он может выбрать в качестве модели поведения ненормативное или «недопустимое» поведение, поскольку ему вряд ли грозит ответственность за эти действия. В этом случае индивид растормаживается.

 

Модификаторы внимания ослабляют  личное самосознание - компонент самосознания, связанный с сосредоточением  на собственных внутренних ощущениях  и мыслях. Например, сильное возбуждение  или измененное состояние сознания, а также «погружение с головой» в групповую деятельность могут  отвлечь внимание индивида от его  внутреннего мира. Тогда про него говорят, что он деиндивидуализирован и не может обратиться к своим внутренним нормам, чтобы оценить и изменить свое поведение.

На частоту и силу агрессивных  действий адресованных конкретному  человеку, может сильно повлиять степень  ассоциации данной персоны с неприятными  событиями вообще или с тем. Что  в прошлом или настоящем вызвало  раздражение. Согласно теории когнитивных  ассоциаций, «то как люди реагируют на прочитанное, услышанное или увиденное зависит в основном от их интерпретации этого сообщения, идей, заложенных в нем, и мыслей, им пробуждаемых». Показываемое в средствах массовой информации насилие может пробудить соответствующие мысли и идеи. Эти мысли затем могут «актуализировать конкретные эмоции и даже специфические тенденции поведения».

В своем обзоре литературы по проблеме кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медия Берковитц выделил следующие факторы, влияющие на вероятность того, что насилие в масс-медия будет способствовать агрессии:

1) Увиденное кажется наблюдателю  проявленном агрессии - «агрессия  присутствует в мыслях зрителя,  и кино их не пробуждает, если  зритель не считает агрессией то, что видит».

2) Зритель отождествляет себя  с агрессором, «у зрителя, отождествляющего  себя с агрессором из фильма, будут возникать мысленные образы, тем самым подталкивая его к агрессии».

3) Потенциальный объект агрессии  ассоциируется с жертвой агрессии  в фильме - как это имело место  в некоторых исследованиях Берковитца.

4) Наблюдаемые события должны  выглядеть «реальными» и быть  захватывающими - зритель «особенно  склонен поддаваться влиянию,  когда захвачен сюжетом и представляет, что сам ведет себя аналогичным образом» [6. 37].

Все большее число данных свидетельствуют  о том, что черты характера, обуславливающие  склонность к агрессии, сами по себе являются достаточно устойчивыми. Часто  считается, что страх - особенно страх  наказания - может способствовать подавлению агрессии.

 Если страх или тревога  сдерживают агрессию, вполне разумно  предположить, что люди, склонные  к подобным реакциям - наиболее  остро чувствующие опасность, - зачастую  проявляют меньшую агрессивность:  иначе говоря, индивиды с высоким  уровнем тревожности имеют тенденцию  ожидать наказания или, по крайней  мере, социального неодобрения за  свое участие в выступлениях  против других. Когда провокация  постоянно усиливается. То даже  индивиды с высоким уровнем  тревожности начинают постепенно  встречать агрессию контрагрессией. Во многих случаях ситуационные факторы, похоже, способны затмевать даже яркие индивидуальные наклонности. В результате, при определенных условиях даже самые кроткие, самые мягкие в обычной жизни лица проявляют агрессивность, а самые враждебно настроенные, самые вспыльчивые - воздерживаются от нее.

На снижение уровня агрессии влияет тревожность, возникшая из-за возможности  быть наказанным или получить неодобрение  со стороны общества. Поскольку лица, заинтересованные в социальном одобрении, неравнодушны к суждениям и критике  со стороны других, свидетельствует  о том, что тревога именно этого  типа тесно связана с агрессией.

Процесс научения контролировать свои агрессивные устремления или  выражать их в форме приемлемых в  рамках данной цивилизации называется социализацией агрессии.

Очевидно, человек не перестает  быть агрессивным достигнув зрелости. Однако в результате социализации многие люди учатся контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. Другие индивиды остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко, через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования.

Люди неподвергшиеся социализации, чьи агрессивные импульсы находят выход в физическом насилии.

В социализируемой агрессии присутствуют два фактора:

1. снисходительность

2. строгость наказания родителем  агрессивного поведения ребенка.

Суровое наказание, вызывает в ребенке  враждебность, и таким образом, дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к применению наказаний родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку  пример агрессивного поведения; ребенок  привыкает к тому, что агрессия есть нормальный путь преодоления фрустрации.

Строгость родителя, если она последовательна  и достаточно чувствительна для  ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии  родителя, но вне дома ребенок ведет себя агрессивно.

Несколько исследований, проведенных  Капрарой и его коллегами, показали, что от индивидуальных различий действительно зависят сила и вероятность проявления агрессии.

Простое наблюдение показывает, что  некоторые люди «заводятся с пол-оборота» - они с необычной злостью и  агрессией отвечают даже на самые слабые провокации.

Раздражительность - устойчивая тенденция  обижаться даже на минимальную провокацию. Другая личностная характеристика эмоциональная  чувствительность - устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации.

Уверенность индивидов в своей  способности влиять на собственную  судьбу может быть дополнительным личностным фактором, имеющим отношение к  агрессии во многих ситуациях. Если создать  условия, при которых люди не будут  ощущать взаимосвязь между своим  поведением и его результатами, они  могут почувствовать себя бессильными  и будут страдать от снижения мотивации  и уменьшения количества действий. Люди испытывая чувство стыда, зачастую также ощущают гнев и враждебность: они злятся на самих себя. Что своим поведением заставляют себя усомниться в собственной ценности. Такие чувства затем переадресовываются тем, по чьей вине возник стыд. Поскольку стыд- это сильная эмоция, то негативные чувства, порождаемые ею, зачастую бывают глубокими, неадекватными событию, вызвавшему их.

Информация о работе Понятие агрессии