Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 07:52, курсовая работа
Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни. Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика - обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos - ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие андрагогики, ее особенности, включая возможности дистанционного обучения взрослых, как в теории, так и на практике.
Введение……………………………………………………………………..стр. 3
Глава I. Место андрагогики в системе человекознания…………………..стр.5
1.1 Понятие "андрагогика", сущность андрагогики………………………стр.5
1.2 Андрагогические основы профессионального развития личности…стр.8
1.3 Основные принципы андрагогики……………………………………стр16
Глава II .Взрослый человек как субъект обучения………………………стр20
Глава III. Дистанционное обучение в образовании взрослых…….……..стр.25
3.1 Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых…стр25
3.2 Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых Новосибирской области…………………………………………………….стр33
4.Заключение………………………………………………………………..стр36
5.Используемая литература………………………………………….…….стр.38
В России наиболее широко дистанционное
обучение применяется в учебных
центрах при университетах. В
Московском государственном авиационном
технологическом университете (МАТИ)
проводится дистанционная подготовка
абитуриентов для поступления в
это учебное заведение из числа
школьников, проживающих в удаленных
районах России. При Астраханском
государственном техническом
Для деятельности учебно-дистанционных вузовских центров характерны следующие направления:
совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ);
применение новейших ИТТ в дистанционном обучении;
развитие форм культурного
обмена и делового сотрудничества со
всеми заинтересованными
корпоративное (фирменное) дистанционное обучение, осуществляющееся на базе и в интересах подготовки кадров для какой-либо определенной фирмы (корпорации). [7]
ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.
Тенденция развития корпоративного (фирменного) дистанционного обучения отмечается в банковских системах, системах РАО "Газпром", Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы превосходят системы дистанционного обучения вузов. [7]
Итак, можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения:
гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;
дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;
асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;
массовость, означающую некритичность параметра "количество обучающихся";
рентабельность, предполагающую
экономическую эффективность
широкое применение новых информационных технологий.
3.2 Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Новосибирской работы
Чтобы провести анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Новосибирской области, мною была использована система Интернет, где с помощью поисковой системы анализировался материал, связанный с дистанционным образованием в городе Новосибирск.
В итоге было выяснено, что в нашей область дистанционное обучение развито еще недостаточно. Такую форму обучения предлагают в настоящий момент несколько учебных заведений.
1.Институт дистанционного обучения НГТУ.
2.институт дистанционного обучения (ИДО) СГГА.
3.Институт открытого дистанционного образования (при НГПУ).
4.Сибирская академия финансов и банковского дела.
5.Сибирский институт филиал РАНХИГС (СИБАГС).
6.Новосибирский филиал Санкт-Петербургского Университета управления и экономики.
7.Сибирский институт международных отношений и регионоведения (СИМОИР).
8. Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СИБГУТИ).
Итак, данные учебные заведения предлагают на местном уровне получить высшее образование дистанционно.
В целом же по России многие учебные заведения предлагают дистанционное обучение взрослых, где также могут учиться и жители нашей области.
Один из примеров является - Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ, Новосибирск) в феврале 2011 года открыл набор на дистанционное обучение по бакалаврским и магистерским программам, отвечающим требованиям стандартов третьего поколения.
Преимущества образования через интернет хорошо известны: нет необходимости ежегодно приезжать в университет на экзаменационные сессии, нужно присутствовать лишь на государственных экзаменах и защите дипломного проекта бакалавра и диссертации магистра. Все учебные материалы можно скачать со специального университетского сервера СибГУТИ. По завершении дистанционного обучения выпускнику выдаётся такой же, как у всех, государственный диплом о высшем образовании. При этом лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, обучаются по сокращённым программам.
В СибГУТИ за 10 лет успешной работы в сфере дистанционного обучения университет выпустил более 700 специалистов. Образование через интернет становится всё более популярным. На сегодняшний день в СибГУТИ получают высшее образование дистанционно 2000 студентов. И с каждым годом их число неуклонно растёт.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом взрослым жителям нашей области, имеющим доступ в сеть Интернет, вполне доступно дистанционное обучение по самым различным направлениям и специальностям.
4.Заключение
В заключении сделаем следующие выводы.
В последние годы выделилось особое направление - теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.
Основа андрагогики - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.
Перечислим особенности взрослых учащихся:
потребность в обосновании (смысле);
потребность в самостоятельности;
жизненный опыт;
назревшая необходимость;
практическая направленность.
Андрагогика раскрывает принципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования. За счет синтеза информации о взрослости как качестве, определяющем структуру и содержание образовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения квалификации.
Андрагогическая подготовка делает реальным решение проблемы образования в течение жизни.
Проанализировав возможности дистанционного обучения взрослых в целом по России и конкретно по Забайкальскому краю, был сделан вывод о том, что в целом взрослым жителям нашего Забайкальского края, имеющим доступ в сеть Интернет, вполне доступно дистанционное обучение по самым различным направлениям и специальностям.
5.Используемая литература.
1.Андреев А.А.
Введение в дистанционное
2.Богданова А.И., Деренжи Н.Д., Стефанова В.С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование. - 2008. - № 1.
.Глейзер Г.Д. Новая Россия: Общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2009. - № 6.
.Змеев С.И. Андрагогика: Становление и пути развития // Педагогика. - 2005. - №2.
.Змеев С.И. Технология обучения взрослых. - М., 2002.
.Интернет в гуманитарном образовании / Под ред.Е.С. Полат. - М., 2000.
.Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2008. - № 7.
.Концепция создания
и развитие системы
.Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. - СПб.; Воронеж, 2004.
.Рабочая книга андрагога / Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб., 1998.
.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред.В. В. Давыдова. - М., 1993 - 1999.
.Смирнов С.Д.
Педагогика и психология
.Специалист в
системе повышения