Понятие деятельности Виды деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:20, реферат

Краткое описание

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Вложенные файлы: 1 файл

псих.docx

— 53.89 Кб (Скачать файл)

Понятие деятельности

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и  творческое преобразование окружающего  мира, включая самого себя и условия  своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует  свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет  в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким  предметам, особенно на работе и в  быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум  человека, так что их можно считать  материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы творения, человек кроме  способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанным с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают  культурный характер.

Деятельность человека принципиально  отличается от активности животных и  в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными  потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического  развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это потребности в  познании (научном и художественном) , творчестве, в нравственном самосовершенствование и другие.

Всякая деятельность имеет  определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как  основные составляющие деятельности.

Действием называют часть  деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько  есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и  навыков, от наличия инструментов и  средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это  значит, что действие по написанию  текста или запоминанию материала  они осуществляют при помощи различных  операций. Предпочитаемые человеком  операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности

Виды деятельности

Различают три генетически  сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам {продукту деятельности) , по организации, по особенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.

Игра не создает общественно  значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

В психическом развитии ребенка  игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) , упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II— в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Учение и труд протекают  в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.

Различные формы организации  видов деятельности связаны и  с различной их мотивацией. Мотивом  игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.

Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.

Игровые моменты успешно  вносятся и в организацию урока: Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте  нашей страны или карте земного  шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что. они “видят”. Школьники охотно берут на себя игровые роли на уроках иностранного языка: учителя, гида, продавца — и на основе роли активно овладевают языком. Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он может играть в шахматы и участвовать в других спортивных развлекательных играх.

Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

Игра. Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее природу. В буржуазной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям — этапы хлебопашества, игры с животными — скотоводства и т. д.

Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение  ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Убедительный факт, разбивающий несостоятельность  биологизаторской теории игры, приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном  из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали  игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес  к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами. Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении  пищи. Мужчины же заботились о детях.

В первых играх ребенка  отчетливо выступает руководящая  роль взрослых. Взрослые “обыгрывают” игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к  ребенку. Но и на этом этапе руководящая  роль взрослых остается.

С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни  ребенок овладевает движениями и  действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь • при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком: “трик-трак”.

Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в “дочки-матери”, в “магазин”, беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3—4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6—7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.

Коллективная сюжетно-ролевая  игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются  в игре: он то капитан космического корабля, то его пассажир, то восторженный зритель, наблюдающий за полетом. Эти  игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.

Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении  кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.

Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности. С 3—4 лет ребенок знакомится с  трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки. В 5— лет трудовыми обязанностями  ребенка становится уход за комнатными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т. д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в живом уголке, в игровой комнате.

Посильные поручения по хозяйству  формируют и укрепляют трудовые навыки и Прививают ребенку положительные черты характера: ответственное отношение к делу, заботу о товарищах.

В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны  с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. Например, лото “Животные” — игра, которая учит ребенка классифицировать предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводятся занятия по родной речи (обогащение словарного запаса) , по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия, подготавливающие детей к школе. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях музыке, рисованию, иностранному языку.

Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения —  готовят ребенка к школе.

СТРУКТУРА деятельности

Итак, главные отличия  деятельности человека от активности животных 
сводятся к следующему: 
1. Деятельность человека 
носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных 
имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с 
тем, что дано природой, не производит и не создает. 
2. Деятельность человека 
связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им 
или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения 
потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных 
человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не 
существуют. 
3. Деятельность человека 
преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность 
животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях 
жизни. 
4. Человеческая деятельность 
в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. 
Активность животных выступает как результат их биологической эволюции. 
5. Предметная деятельность 
людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе 
использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и 
развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, 
нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной 
практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически 
обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического 
созревания организма. 
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. 
Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного 
продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда 
целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение 
спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, 
деятельность систематична. 
Деятельность 
человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и 
средства. Мотивом 
деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В 
качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с 
помощью данной деятельности удовлетворяется. 
Мотивы человеческой 
деятельности могут быть самыми различными: органическими, 
функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы 
направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - 
на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны 
с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов 
питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью 
разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. 
Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание 
предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в 
виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы 
порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять 
определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны 
окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, 
которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется 
по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая 
деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными 
мотивами). 
В качестве цели деятельности выступает ее продукт. 
Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, 
определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе 
деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение 
искусства). 
Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя 
иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды 
деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться 
и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с 
разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение 
книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных 
(продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), 
социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), 
духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень 
нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как 
приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем 
виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и 
ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения. 
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, 
например, предметом познавательной деятельности является всякого рода 
информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом 
трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт. 
Всякая деятельность имеет 
определенную структуру. В ней обычно 
выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, 
имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, 
включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение 
книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно 
считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, 
разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, 
связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его 
реализация в продукте творческой работы. 
Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных 
способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. 
Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у 
человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления 
действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это 
значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они 
осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции 
характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Информация о работе Понятие деятельности Виды деятельности