Понятие и классификация социальной адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:57, лекция

Краткое описание

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Вложенные файлы: 1 файл

АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦ. АДАПТАЦИИ.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 В изменяющихся условиях  жизнеобеспечения российского общества появляется необходимость модификации содержания одних социальных норм и выработки других. Задача совершенствования системы жизнеобеспечения россиян требует углубленного изучения механизмов поддержания и видоизменения социальной организованности с помощью механизма создания новых социальных норм и регуляции с их помощью человеческой деятельности.

 Социальная адаптация личности  направлена на восстановление  норм, социально-полезных отношений  с социальными субъектами (группами  и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация — усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая стороны адаптации находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать.

Содержание и основные этапы  технологии регулирования адаптивных процессов.

 

Адаптационный потенциал — степень  скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т.д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация. Различные формы асоциальной активности — наркомания, алкоголизм, психическая напряженность — следствие неудачной социальной адаптации либо дезадаптации. Именно с людьми, социально дезадаптированными или характеризующимися преобладанием неадекватной активности, чаще всего приходится взаимодействовать социальному работнику. Одно из важнейших направлений работы с ними — реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей, для чего применяется ряд социальных технологий.

 Адаптационные процессы проявляются  в трех формах, характеризующихся  различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:

Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется  в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без  достаточного осознания путей выхода из существующего положения. В этом случае завершением адаптационных процессов чаще всего является отказ (полный или частичный) от общественно-полезной деятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга или самореализация человека в альтернативных группах, не входящих в социальную структуру общества. В современных условиях эти процессы находят свое выражение в переориентации человека на самого себя: всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.п.

Другая форма, характеризующаяся  примерно равным соотношением стихийных  и сознательных элементов, проявляется  в конструировании идеальных  моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат этой формы адаптации личности — создание различных социальных утопий и их пропаганда.

Третья форма адаптационных  процессов связана с преобладанием  сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в том числе в домах-интернатах для престарелых.

 

Одной из важнейших функций современных  домов-интернатов, придавшей новый  смысл этим учреждениям, стала социальная адаптация и реадаптация. Известно, что людям престарелого возраста присущи физиологические изменения. В старости происходят также изменения психики, проявляющиеся на различных уровнях. Помимо некоторых личностных изменений (скупость, подозрение, недоверчивость, нетерпимость, ранимость и т.д.), связанных с процессом старения, возможны трансформации психических функций, в том числе нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки в целом — нарушение адаптивных механизмов.

 Ослабление способности к  адаптации, свойственное пожилому  возрасту, сказывается при смене  места жительства, привычного окружения,  при необходимости общения в  непривычной обстановке и т.п.  При этом возникают реакции  дезадаптации, которые имеют разные степени выраженности — от личностных до клинически очерченных. Например, различным факторам риска дезадаптации пожилых людей в домах-интернатах противопоставляется группа альтернативных факторов, т.е. определенная технология социальной адаптации: мероприятия по профилактике предубежденности, негативного отношения к этим учреждениям и др.

 Деятельность социального работника,  выбора им соответствующей технологии  зависит от этапа «прохождения»  социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате. В основном это три этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе:

Пребывание в приемно-карантинном  отделении. На данном этапе можно  выделить следующие функции социального  работника: разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации. При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т.д.) — все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность клиента. В этот период важно установить причину поступления в дом-интернат. Как правило (около 40% случаев), причиной является конфликтная ситуация в семье, что осложняет эмоционально-психологическую адаптацию пожилых людей, способствует длительному сохранению негативных эмоциональных реакций и в связи с этим требует активного вмешательства социального работника в адаптационный процесс.

Размещение для проживания в доме-интернате. После двухнедельного пребывания в приемно-карантинном отделении клиенты переводятся в отделение на постоянное место жительства. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для человека. Перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Успех социально-психологической адаптации зависит от многих факторов: подбора комнаты, соседей, психологического климата, традиций и т.д. Для того, чтобы помочь клиенту адаптироваться в новых условиях, социальному работнику необходимы сведения о характерологических особенностях этого пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Социальный работник может и должен также научить индивида общению, сочувствию, осмыслению ситуации совместного проживания и т.д.

Третий, более длительный этап —  проживание пожилого человека в доме-интернате  первые 6 месяцев. Здесь встает проблема окончательного решения: остаться в  доме-интернате на постоянное проживание или вернуться в прежние, привычные домашние условия. В этот период происходит критическая оценка как социально-бытовых условий в доме-интернате, так и своих возможностей для адаптации к ним. Одним из эффективных методов является так называемая «терапия средой», т.е. создание благоприятного психологического микроклимата. Этот процесс осуществляется совместно с медработниками, трудинструкторами, культработниками и библиотекарями, а также с помощью методов трудотерапии и т.п. Конечно, после этого этапа работа по адаптации не прекращается, так как и по истечении 6-месячного срока пребывания проблемы остаются.

 

Здесь очень важно сочетать как  индивидуальные, так и групповые  методы воздействия. Во многих домах-интернатах разрабатываются, например, «Индивидуальные  программы социальной адаптации пожилого человека, проживающего в доме-интернате». Сюда включаются: трудовая деятельность, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. В этой программе указываются сроки, предусматриваются ответственные за ее выполнение, отслеживается эффективность различных видов занятости в процессе адаптации.

 В целом для работы с  пожилыми людьми социальный работник  должен осуществлять контакты  с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории  болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию.

 Сложные проблемы возникают  у лиц, отбывших тюремное наказание.  Особенно остро встают семейно-бытовые  проблемы, проблемы взаимоотношений  в трудовых коллективах.

 Социальная адаптация, реадаптация  таких лиц в новых условиях  проходит следующие этапы:

Этап выработки  адаптационных навыков и способностей, облегчающих впоследствии социальную адаптацию. Этот период во многом зависит  от тех установок и ценностей, которые индивид вынес из мест лишения свободы. Средствами убеждения, а подчас и принуждения социальный работник должен добиться нейтрализации или уменьшения антиобщественной установки личности, если таковая имеется.

Приспособительный этап, когда освобожденный решает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Хотя этот этап должен быть кратким, но он очень важен для дальнейшей реализации планов и установок индивида: стремления трудиться, наладить внутрисемейные, дружеские отношения в социальной среде и т.д.

Этап усвоения социально полезных ролей. Он наиболее сложен и противоречив, связан с  психологическими и нравственными  трудностями освобожденного. Происходит изменение социальных ролей, ломка  стереотипов поведения, сознания. Профилактическое значение этого этапа состоит в том, чтобы не допускать влияния неблагоприятного социального окружения и других факторов, обусловливающих асоциальное поведение.

Этап правовой адаптации, когда в сознании утверждаются и закрепляются социально значимые установки и цели исправления судимого лица.

 

Поскольку социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение  системы, а протекающий во времени  процесс, то возникает вопрос о его  стадиях. Здесь можно говорить о  четырех качественных стадиях социальной адаптации:

первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид  улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума  внутренне им не признается;

вторая  стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;

третья  стадия — приспособления, «аккомодации» - связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает  систему ценностей среды, но и  представители этой среды признают некоторые его ценности;

четвертая стадия — полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

 

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

только человеку свойственно создавать  специальные «приспособления», определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя  для этого все средства воспитания;

процесс «принятия» или «неприятия»  индивидами существующих социальных отношений  зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

человек сознательно выступает  как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.

 

Итак, только человек способен с  помощью особой технологии целенаправленно  контролировать и регулировать процесс  социальной адаптации, только для человека характерна относительная способность варьировать свое поведение при изменении условий и обстоятельств.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей

 

Процесс социальной адаптации носит  конкретно-исторический характер, который  по разному влияет на личность или  подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

 Процесс социальной адаптации  необходимо рассматривать на  трех уровнях:

общество (макросреда) — адаптация  личности и социальных слоев к  особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

социальная группа (микросреда) —  адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

 

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем  определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

 Сложность механизма социальной  адаптации проистекает оттого, что  взаимодействуют две структурно  сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне — это общество в целом, на микроуровне — микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.

Информация о работе Понятие и классификация социальной адаптации