Социальная адаптация формируется
по двум основаниям: личностно-субъективном
и внешне-объективном. Можно выделить
разновидности социальной среды: (С+)
— микросреда с положительной направленностью,
(С-) — микросреда с отрицательной направленностью.
Характеристики личности можно представить:
как (Л+) — личность, характеризующаяся
положительной направленностью, устоявшимися
взглядами, ценностными ориентациями
и (Л-) – личность, характеризующаяся устойчивой
анти-общественной индивидуалистической
направленностью, отрицательными взглядами,
установками.
Успешная социальная адаптация
(А+) возможна, если взаимодействуют
положительная среда и положительная
личность [(С+) х (Л+)] — это первый тип взаимодействия
личности и среды.
Второй тип механизма взаимодействия
личности и среды характеризуется
несовпадением ожиданий-требований
микрогруппы (семьи, трудового
коллектива) и уровня притязаний
личности адаптируемого. В этой ситуации
возможны два варианта: первый — вхождение
в новое социальное окружение с положительной
нравственной и правовой ориентацией
лиц с антиобщественной индивидуалистической
направленностью (вариант социальной
адаптации с неустойчивой положительной
направленностью): (А+) = (С+) х (Л-). В этом
случае личность с антиобщественной направленностью
имеет возможность усвоить правовые установления,
перевоплотить их в свои личные качества,
цели, поступки; второй вариант возникает
в случае вхождения в новое социальное
окружение с отрицательной нравственной
и правовой ориентацией лиц с положительными
личностными качествами (вариант адаптации
с неустойчивой отрицательной направленностью):
(А+) = (С-) х (Л+). Тут микросреда может формировать
черты личности, не отвечающие интересам
общества, и посредством длительного общения,
взаимодействия и даже принуждения может
произойти передача отрицательных образцов,
шаблонов поведения. При этом возможно
появление и развитие антиобщественной
направленности личности, которая впоследствии
реализуется в противозаконном поведении.
Третий тип механизма взаимодействия
осуществляется тогда, когда отсутствие
или недостаток положительных
социальных связей компенсируется
отрицательными, которые закрепляют
отрицательную антиобщественную направленность
личности, т. е. человек устойчиво остается
в асоциальной или преступной среде.
Исходя из анализа возможных
типов механизма взаимодействия
личности и социальной среды,
будет целесообразным понимать
под социальной адаптацией лишь
такой социальный процесс, который заключается
во взаимодействии посредством общения
личности и позитивной социальной среды.
Приспособление личности к негативным
или даже криминальным условиям социальной
среды целесообразно называть «псевдоадаптацией».
В современных российских условиях позитивная
социальная адаптация людей сочетается
и с выраженной «псевдоадаптацией» многих
социальных групп. Могут все чаще встречаться
противоречия, когда личность усвоила
и использует образцы и шаблоны поведения
и деятельности, характерные для своей
ближайшей микросреды и в то же время не
достигает органического единства с макросредой,
обществом в целом, не интегрируется с
макросредой, т. е. не является социализированной
личностью.
Адаптация — двуединый процесс,
в ходе которого субъект не только испытывает
воздействие со стороны социальной среды
и социальных институтов (семья, система
образования, СМИ и пр.), но и сам может
активно воздействовать на внешнюю среду,
трансформируя ее в соответствии со своими
потребностями. Обладая сложной и многоуровневой
структурой и функциями, адаптация оказывается
способной как к глубоким изменениям в
сознании и поведении субъекта, так и к
внесению существенных корректив в инновационную
среду. При этом ее содержание не сводится
только к социальной реабилитации. Оно
значительно шире, благодаря чему адаптация
имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным,
вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным,
институционально-организационным и другим
компонентам взаимодействия субъекта
и среды.
Механизм социальной адаптации
личности выступает как единый
процесс деятельности, общения, самосознания
в социальной деятельности человека,
когда происходит преобразование
его внутреннего мира, реализация
скрытых потенций, помогающих полноценно
включиться в процессы социальной адаптации
как активной личности. Социальное самосознание
личности выступает как механизм социальной
адаптации, при котором происходит формирование
и осмысление своей социальной принадлежности
и роли.
Существуют и такие механизмы
социально-психологической адаптации
личности, как:
когнитивный, включающий все психические
процессы, связанные с познанием:
ощущения, восприятие, представление,
память, мышление, воображение и
т. д.;
эмоциональный, включающий различные
моральные чувства и эмоциональные состояния:
беспокойство, озабоченность, сочувствие,
осуждение, тревога и т. д.;
практический, поведенческий, предлагающий
определенную направленную деятельность
человека в социальной практике.
В целом, все эти социально-психологические
механизмы социальной адаптации личности
составляют полное единство. В основе
социальной адаптации личности лежит
активное или пассивное приспособление,
взаимодействие с существующей социальной
средой, а также способность изменять
и качественно преобразовывать саму личность
человека.
Социальная адаптация различных
групп и социальных слоев населения.
Эффективность, конечный результат
адаптации определяются объективными
показателями достижений и субъективной
удовлетворенностью своими достижениями
в той профессиональной и социально-экономической
позиции, которую занимает человек, занимающийся
эмоциональным самочувствием личности.
Выделяют следующие категории
населения, которые становятся
объектом адаптационной работы:
Адаптация и социализация
участников и жертв межнациональных конфликтов.
В центре внимания при этом находятся
технологии социальной адаптации беженцев,
вынужденных переселенцев, временно перемещенных
лиц, воздействие опасности на психическую
деятельность, а также специфика социальной
адаптации военнослужащих – участников
вооруженных конфликтов.
Адаптация и социализация
лиц с алкогольной и наркотической
зависимостью. Изучаются механизмы
формирования зависимости, проблемы
созависимости и технологии социального
сопровождения больных алкоголизмом
и наркоманией
Социальная адаптация ВИЧ-инфицированных
и членов их семей заключается
в разъяснении ВИЧ-инфицированным
их прав и обязанностей, медицинской
поддержке инфицированных и применении
технологии социального сопровождения.
Адаптация и социализация жертв
насилия. Ключевыми моментами в этой работе
являются факторы, формирующие поведение
«жертвы», правовые аспекты защиты жертв
насилия, социальное сопровождение жертв
насилия.
Социальная адаптация лиц
с суицидальным поведением. Изучается
психологический смысл суицидов, анализируется
возрастная специфика суицидного поведения,
разрабатываются и внедряются технологии
реабилитации лиц склонных к суициду.
Социальная адаптация военнослужащих.
В зависимости от различных
категорий военнослужащих (военнослужащие
срочной службы, контрактники и др.) рассматривается
степень правовой защищенности военнослужащих
и членов их семей и применяются различные
технологии социального сопровождения
военнослужащих.
Социальная адаптация лиц,
освободившихся из мест лишения
свободы. Формируется и корректируется
психосоциальный статус заключенного,
оказывается правовая защита и социальное
сопровождение бывших заключенных.
Социальная адаптация членов
неполных семей. Исходя из специфики
психологического статуса членов
неполных семей, применяются различные
методы адаптации и социализации детей,
воспитывающихся в неполной семье. Проводится
социальное сопровождение неполных семей.
Социальная адаптация лиц,
склонных к совершению насильственных
преступлений. Производится диагностика
биологической склонности к насилию. Изучаются
социальные предпосылки к формированию
агрессивного поведения, на основе которых
проводится профилактика насильственных
преступлений.
Для решения задач социальной
адаптации престарелых и инвалидов
важное значение имеют повышение качества
медицинского, бытового и психологического
обслуживания, организация их досуга и
посильной трудовой занятости. Важной
формой социальной адаптации инвалидов
является трудовая терапия, создание возможности
трудоустройства, создание среды позитивного
общения.
Для достижения социальной
адаптации бывших заключенных
необходимо осуществление многих
аспектов: обеспечение возможности
трудоустройства, бытового обустройства
(жилье, прописка), производственная
адаптация в трудовом коллективе,
семейно-бытовая адаптация, восстановление
положительных социальных связей, прерывание
связей с преступным миром, искоренение
или нейтрализация девиантных форм поведения
и антисоциальных особенностей личности.
Проблемы социальной адаптации
и профессиональной переориентации встают
перед многими безработными, мигрантами
и другими слоями населения, утратившими
привычный социальный статус.
Жизненно важное значение
имеет социальная адаптация детей,
лишенных родительского попечительства,
воспитанников детских домов. Программы
социальной адаптации таких детей направлены
на формирование чувства долга, готовности
к самостоятельному планированию и контролю
своего поведения, к решению бытовых проблем
самообслуживания и ведения домашнего
хозяйства, умения обращаться с деньгами,
к достижению социально-трудовой адаптации
через трудовое и профессиональное обучение,
психологической готовности к взрослой
жизни в современных социальных условиях.
Медикаментозная и психологическая
коррекция может играть существенную
роль в решении задач социальной адаптации
лиц, переживших экстремальные военные
или социальные потрясения, ситуации насилия,
либо работающих в экстремальных и социально-негативных
условиях (работники правохранительных
органов, спасательных служб и пр.)
Так, для человека, оказывающегося
без работы, особенно опасным
является длительное состояние
незанятости. Именно длительная
незанятость действует разрушающе
на личность, подрывает ее способность
вернуться в систему социальных
отношений полноценным работником.
Западная статистика свидетельствует,
что если человек находится без работы
более года, то он, как правило, теряет
способность найти работу.
Сущность и содержание социальной
адаптации.
Во многих исследованиях под
адаптацией понимается приспособление
к окружающим условиям. Соответственно
сложной природе человека, адаптация имеет
разные аспекты: биологический, психологический,
социальный. Процесс приспособления индивида
к условиям социальной среды называют
социальной адаптацией. Социализация
- усвоение индивидом определенной системы,
знаний, норм, ценностей, позволяющей ему
становиться личностью, способной функционировать
в данном обществе. Термин "социализация"
имеет множество интерпретаций. Но при
всем различии подходов, как правило, подчеркивается
адаптационная функция социализации,
которая позволяет людям реализовать
свои возможности, способности, вступать
во взаимоотношения с другими членами
и обществом в целом, а также определяет
стабильность самого общества, обеспечивая
необходимую приемственость в его развитии.
В этом процессе человек усваивает "опыт
поколений", получает статусную позицию
и ролевой набор.
В широком смысле понятие
"социализация" включает в себя
понятие социальной адаптации.
Близость этих понятий, представляется
важным, тем не менее, обуславливать
их значение контекстом употребления,
так как отождествление не во всех случаях
методологически оправдано.
Возникла необходимость в
конкретизации сущности социализации
в зависимости от роли самого
человека в этом процессе: эта
роль может быть пассивной (субъект
- объектный подход) и активной (субъект
- субъектный подход). При пассивной позиции
человека социализация рассматривается
как адаптация человека к обществу, при
этом человек является объектом воздействия
для общества. При активной позиции человек
не только адаптируется к обществу, но
и влияет на свои жизненные обстоятельства.
Похожая логика используется
для интерпретация понятия "социальная
адаптация". С индивидуальноцентрической
позиции критерием социальной
адаптации являются потребности
самого человека, их полное и всестороннее
удовлетворение вне зависимости от способа
реализации. Потребности формируются
(проявляются) по мере биологического
созревания и социального развития человека.
Наличие потребностей не влияет на поведение
человека, пока они не актуализированы.
С позиций социоцентризма
адаптация проявляется в следовании
социальным нормам, а отклонение
от них рассматривается как
снижение социальной адаптации.
Таким образом подчеркивается
социальный аспект адаптации:
человек живет в обществе, и обществу
не безразлично, каким образом он удовлетворяет
свои потребности. В соответствии с этим
критерием, выделяют два типа адаптации:
адекватную и неадекватную. Адекватная
адаптация - это такой процесс, в ходе которого
потребности удовлетворяются социально
приемлемыми способами. Неадекватная
адаптация - это процесс, который осуществляется
с помощью социально не одобряемых, девиантных
способов поведения.
Источником социальной адаптации
является сама личность, ее внутреннее
стремление к развитию, а не только
влияние внешних по отношению к ней условий.
Любое общественное преобразование личность
оценивает с точки зрения приобретений
и потерь. Социальные перемены, способствующие
реализации актуальных потребностей,
принимает и поддерживает, препятствующие
- отвергает. Если в общем виде адаптация
представляет собой соответствие между
актуализированными и удовлетворенными
потребностями человека, то социальная
адаптация - это социальный процесс взаимодействия
личности и социальной среды, в ходе которого
осуществляется реализация актуальных
потребностей личности в рамках институциональной
среды.