Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:57, лекция
Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.
Социальная адаптация - процесс
активного приспособления
Сущность социализации
Адаптация является одной
из сторон процесса
Под социальной адаптацией
понимается процесс активного
приспособления человека к
Адаптационные изменения
Негативные эмоции - это серьезная проблема для современных детей. Они, к сожалению, не исчезают вместе с взрослением ребенка. Напротив, если специально их не снимать, не помогать ребенку с ними справиться, они могут накапливаться, наслаиваться и уходить в глубины подсознания. Большинство детей не склонны делиться своими эмоциональными переживаниями. Поэтому возникла необходимость разработать специальные занятия по развитию эмоций у детей. Одним из аспектов цикла были занятия по работе со страхами и обидами.
Диапазон детских страхов большой:
от боязни сказочных героев до реальных
природных явлений, таких как землетрясение
или гроза. Дети боятся, что их украдут
'на органы', что они погибнут в авиакатастрофе,
спать одному, где видятся ночью чудовища,
боязнь родительского наказания, страх
перед животными, страх потерять родителей
и многие другие. Фильмы, компьютерные игры, телепередачи,
тревога и страхи родителей дают реальную
пищу для фантазий усиления собственного
страха.
Общеизвестно, что страх - это чувство
беспокойства в ответ на настоящую или
воображаемую угрозу. В одном случае страх
бывает подсознательным, в другом обусловливается
жизненным опытом или разговорами взрослых.
Но, какой бы ни была основа страха, ребенку
надо помочь и научить самостоятельно
справляться со своим эмоциональным состоянием.
Занятия с детьми проводятся как индивидуальные,
так и общие. На первом общем занятии психолог
объясняет детям, что страхи выполняют
защитную функцию и бояться чего-либо
- это нормально. Но, все же страхи имеют
особенность накапливаться и мешать жить.
Поэтому важно научиться с ними не бороться,
а сотрудничать. Психолог предлагает вспомнить
ситуацию, когда они боялись, что они чувствовали
в тот момент, что происходило с телом.
Дети рассказывают.
Пример из практики. Таня Б., 3 класс, 9 лет:
'Я боюсь очень многого: боюсь остаться
одна дома, боюсь, что упадет самолет, и
мы все задохнемся, боюсь, что на нас упадет
метеорит, боюсь, что меня изнасилуют и
убьют. Когда я остаюсь одна, меня охватывает
ужас и даже паника, мне очень страшно.
Мне до того страшно, что я даже не могу
себя ничем отвлечь. Все мое тело сжимается,
и я ничего не чувствую'. Катя Р., 3класс,
9 лет: ' Я боюсь выходить из подъезда - там
собаки. А еще мне страшно отвечать у доски,
я боюсь опоздать на автобус, боюсь ошибиться,
боюсь темноты, боюсь оставаться одна
дома'. Вспоминая все свои страхи, я чувствую,
как у меня выпрыгивает сердце - тело становится
напряженным, хочется спрятаться'.
Страхи, обиды, тревогу и другие отрицательные
эмоции дети рисовали, лепили и даже вытанцовывали,
прокрикивали, закрывали в клетки. Все
то, что дети лепят, рисуют, всегда имеет
к ним отношение и, прорисовывая или вылепливая
свой страх, обиду или тревогу, ребенок
обязательно освобождается и ему становится
легче.
Особое внимание в арт-терапевтической
работе было отведено работе с пластилином.
Работа с пластилином способствует снятию
мышечных зажимов, развитию пространственного
и творческого воображения, спонтанности
в выражении чувств, располагает к двигательной
и эмоциональной развязке. Пластические
материалы - действенное средство в арт-терапии
гнева, агрессии, тревожности, замкнутости.
Цель совместной творческой работы заключается
в достижении взаимопонимания и сотворчества
'скульпторов'.
Преимущества пластилина очевидны: можно
многократно использовать создаваемый
образ. Работа с пластилином и глиной облегчает
отреагирование гнева, агрессии и тем
самым снижает вероятность насильственных
действий в реальной действительности.
Размазывание по поверхности пластилина
использовали с теми детьми, которые пережили
травматические ситуации с целью восстановления
их психической чувствительности. Выражая
таким образом свои чувства, ребенок постепенно
освобождается от страхов, обид, гнева
и, пережитое не развивается в психическую
травму.
Пример из практики. Саша П. 6 лет. 'Я вылепил
свою злость в человека-динозавра и почувствовал,
что мое тело стало легким - злость ушла'.
Ваня, 5 лет. Когда я закрыл глаза и вспомнил,
как я разозлился на маму, то увидел скелет.
Мне даже не по себе стало, я быстро открыл
глаза и слепил этот скелет'.
Виталина Р. 6 лет. Я обиделась на маму.
Когда я стала лепить свою обиду, у меня
само собой получилась черепаха. Я сама
себя почувствовала той черепахой, которая
прячет тело в панцире - так мне было обидно!'
Дети лепили свою обиду и, каждый видел
свой образ, каждый переживал свой опыт:
обида на папу ввиде колючих кактусов
у Оли, крокодил с красным языком у Паши,
обида на мальчиков, что обижают, ввиде
жабы у Вики, заяц - обида на дедушку у Вероники:
В нашей работе по арт-терапии мы широко
применяли игру-драматизацию по сказкам.
Дети играют роль героя, поют, сами сочиняют
танцы цветов и деревьев. Эта работа увлекает
ребят и приносит видимый результат. Так,
Настя А. - девочка четырех лет, у нее компонент
аутизма. За период участия в арт-терапевтической
группе, ребенок стал общаться с другими
детьми, делать попытки брать на себя роль
и произносить слова, обращаясь к другим
детям. У Паши К., 6 лет, синдром дефицита
внимания с гиперактивностью. В силу его
особенностей, у него утрачен самоконтроль
в поведении и он не способен был постоять
за себя. Усилиями нашей работы ребенок
научился преодолению своей стеснительности
и смог попросить вернуть его игрушку.
Для этого ребенка такие действия можно
приравнивать к большим достижениям. Олег
А. преодолел свою застенчивость. Дима
С. из драчуна и забияки превратился в
положительного лидера в группе.
А теперь несколько слов о детских высказываниях.
Прежде всего, психолог на занятиях выступал
как равноправный партнер. Арт-терапевтические
техники были направлены на достижение
желаемых изменений в психологическом
самоощущении, эмоциональную поддержку,
выработку гуманно-ориентированных моделей
поведения. При гуманистической позиции
быстрее устанавливаются отношения доверия,
взаимного принятия.
В целом, разнообразные виды деятельности
в арт-терапии развивают фантазию и воображение,
помогают ориентироваться в мире вещей
посредством их моделирования в ином материале,
формируют у участников умения действовать
во внутреннем плане, способствуют развитию
моторики, становлению произвольной регуляции
деятельности.
Давидович В.Н. к.п.н.
Информация о работе Понятие и классификация социальной адаптации