Понятие и классификация социальной адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:57, лекция

Краткое описание

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Вложенные файлы: 1 файл

АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦ. АДАПТАЦИИ.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 Социальная адаптация - процесс  активного приспособления индивида  к условиям социальной среды,  вид взаимодействия личности  и социальной группы. Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень ) со спецификой окружающей среды; целей, ценностей, ориентаций личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде.

 Сущность социализации состоит  в том, что в процессе ее  человек формируется как член  того общества, которому он принадлежит.  Социальная адаптация в этом  контексте может рассматриваться  как показатель степени вовлеченности  личности в этот процесс.

 Адаптация является одной  из сторон процесса социализации, который непременно переживает  каждый индивид в ходе своего  взросления. Кроме того, в жизненной  практике индивидам, группам приходится  вновь осуществлять адаптацию  в случае изменения их социального окружения или своего статуса в нем.

 Под социальной адаптацией  понимается процесс активного  приспособления человека к новым  для него социальным условиям  жизнедеятельности. В процессе  адаптации человек выступает  объектом воздействия социальной  среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации — это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность — это сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»).

 Адаптационные изменения представляют  собой более или менее сознательные  изменения, через которые проходит  личность в результате трансформации,  перемены ситуации. Изменения постоянно  сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

 

 

Негативные эмоции - это серьезная проблема для современных детей. Они, к сожалению, не исчезают вместе с взрослением ребенка. Напротив, если специально их не снимать, не помогать ребенку с ними справиться, они могут накапливаться, наслаиваться и уходить в глубины подсознания. Большинство детей не склонны делиться своими эмоциональными переживаниями. Поэтому возникла необходимость разработать специальные занятия по развитию эмоций у детей. Одним из аспектов цикла были занятия по работе со страхами и обидами. 

 

Диапазон детских страхов большой: от боязни сказочных героев до реальных природных явлений, таких как землетрясение или гроза. Дети боятся, что их украдут 'на органы', что они погибнут в авиакатастрофе, спать одному, где видятся ночью чудовища, боязнь родительского наказания, страх перед животными,  страх потерять родителей и многие другие. Фильмы, компьютерные игры, телепередачи, тревога и страхи родителей дают реальную пищу для фантазий усиления собственного страха. 
 
 
 
Общеизвестно, что страх - это чувство беспокойства  в ответ на настоящую или воображаемую угрозу. В одном случае страх бывает подсознательным, в другом обусловливается жизненным опытом или разговорами  взрослых. Но, какой  бы ни была основа страха, ребенку надо помочь и научить самостоятельно  справляться со своим эмоциональным состоянием. 
 
 
 
Занятия с детьми проводятся как индивидуальные, так и общие. На первом общем занятии психолог объясняет детям, что страхи выполняют защитную функцию и бояться чего-либо - это нормально. Но,  все же страхи имеют особенность накапливаться и мешать жить. Поэтому важно научиться с ними не бороться, а сотрудничать. Психолог предлагает вспомнить  ситуацию, когда они боялись,  что они чувствовали в тот момент, что происходило с телом. Дети рассказывают. 
 
 Пример из практики. Таня Б., 3 класс,  9 лет: 'Я боюсь очень многого: боюсь остаться одна дома, боюсь, что упадет самолет, и мы все задохнемся, боюсь, что на нас упадет метеорит, боюсь, что меня изнасилуют и убьют. Когда я остаюсь одна, меня охватывает ужас и даже паника, мне очень страшно. Мне до того страшно, что я даже не могу себя ничем отвлечь. Все мое тело сжимается, и я ничего не чувствую'. Катя Р., 3класс, 9 лет: ' Я боюсь выходить из подъезда - там собаки. А еще мне страшно отвечать у доски, я боюсь опоздать на автобус, боюсь ошибиться, боюсь темноты, боюсь оставаться одна дома'. Вспоминая все свои страхи,  я чувствую, как у меня выпрыгивает сердце  -  тело становится напряженным, хочется спрятаться'. 
 
 
 
Страхи, обиды, тревогу и другие отрицательные эмоции дети рисовали, лепили и даже вытанцовывали, прокрикивали, закрывали в клетки. Все то, что дети лепят, рисуют, всегда имеет к ним отношение и, прорисовывая или вылепливая свой страх, обиду или тревогу, ребенок обязательно освобождается и ему становится легче.  
 
 
 
Особое внимание в арт-терапевтической работе было отведено работе с пластилином. 
 
 
 
Работа с пластилином способствует снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, спонтанности в выражении чувств, располагает к двигательной и эмоциональной развязке. Пластические материалы - действенное средство в арт-терапии  гнева, агрессии, тревожности, замкнутости. Цель совместной творческой работы заключается  в достижении взаимопонимания и сотворчества 'скульпторов'. 
 
 
 
Преимущества пластилина очевидны: можно многократно использовать  создаваемый  образ.   Работа с пластилином и глиной облегчает отреагирование гнева, агрессии и тем самым снижает вероятность насильственных действий в реальной действительности. Размазывание по поверхности пластилина использовали с теми детьми, которые пережили травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности.  Выражая таким образом свои чувства, ребенок постепенно освобождается от страхов, обид, гнева и, пережитое не развивается в психическую травму.  
 
 
 
Пример из практики. Саша П. 6 лет. 'Я вылепил свою злость в человека-динозавра и почувствовал, что мое тело стало легким - злость ушла'.  
 
Ваня, 5 лет. Когда я закрыл глаза и вспомнил, как я разозлился на маму, то увидел скелет. Мне даже не по себе стало, я быстро открыл глаза и слепил этот скелет'.  
 
Виталина Р. 6 лет. Я обиделась на маму. Когда я стала лепить свою обиду, у меня само собой получилась черепаха. Я сама себя почувствовала той черепахой, которая прячет тело в панцире - так мне было обидно!' 
 
Дети лепили свою обиду и, каждый видел свой образ, каждый переживал свой опыт: обида на папу ввиде колючих кактусов у Оли, крокодил  с красным языком у Паши, обида на мальчиков, что обижают, ввиде жабы у Вики, заяц  -  обида на дедушку у Вероники: 
 
В нашей работе по арт-терапии мы широко применяли игру-драматизацию по сказкам. Дети играют роль героя, поют,  сами сочиняют  танцы цветов и деревьев. Эта работа увлекает ребят и приносит видимый результат. Так, Настя  А. - девочка четырех лет, у нее компонент аутизма. За период участия в арт-терапевтической группе, ребенок стал общаться с другими детьми, делать попытки брать на себя роль и произносить слова, обращаясь к другим детям. У Паши К., 6 лет, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В силу его особенностей, у него утрачен самоконтроль в поведении и он не способен был постоять за себя. Усилиями нашей работы ребенок научился преодолению своей стеснительности и смог попросить вернуть его игрушку. Для этого ребенка такие действия можно приравнивать к большим достижениям. Олег А. преодолел свою застенчивость. Дима С. из драчуна и забияки превратился в положительного лидера в группе.  
 
 
 
А теперь несколько слов о детских высказываниях. Прежде всего, психолог на занятиях выступал как равноправный партнер. Арт-терапевтические техники были направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения. При гуманистической позиции быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия. 
 
 
 
В целом, разнообразные виды деятельности в арт-терапии развивают фантазию и воображение, помогают ориентироваться в мире вещей посредством их моделирования в ином материале, формируют у участников умения действовать во внутреннем плане, способствуют развитию моторики, становлению произвольной регуляции деятельности.  

 

Давидович В.Н. к.п.н.     

 


Информация о работе Понятие и классификация социальной адаптации