Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:33, контрольная работа
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы.
Цель работы: рассмотреть основы общения: понятие, сущность, виды.
Введение………………………………………………………………….3
1 Понятие и сущность общения……………………………………….4
2 Структура и функции общения……………………………………..5
3.Виды и формы общения……………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………...13
Список используемой литературы…………………………………...14
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 Понятие и
сущность общения……………………………………
2 Структура и
функции общения…………………………………….
3.Виды и формы общения……………………………………………...7
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………...14
Введение.
Проблемы общения всегда
были актуальны, но именно сегодня они
все чаще становятся специальным
предметом исследований. Такое внимание
к проблемам общения совершенно
не случайно: общение пронизывает
по существу все стороны жизни
общества и человека, оно начинает
осознаваться и как ценность, и
как «белое пятно» многих гуманитарных
наук. Все чаще проявляется осознание
того факта, что «частная» проблема
общения приобретает все
Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких - на его деятельности.
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы.
Цель работы: рассмотреть основы общения: понятие, сущность, виды.
1 Понятие и сущность общения.
Общение - процесс взаимодействия человека
с другими людьми как членами
общества, осуществляемый с помощью
средств речевого и неречевого воздействия
и преследующий цель достижения изменений
в познавательной, мотивационной, эмоциональной
и поведенческой сферах участвующих
в общении лиц .
В общении реализуются социальные
отношения людей. В ходе общения
его участники обмениваются не только
своими физическими действиями или
продуктами, результатами труда, но и
мыслями, намерениями, идеями, переживаниями
и т.д.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.
Каждая общность людей
располагает своими средствами воздействия,
которые используются в разнообразных
формах коллективной жизни. В них
концентрируется социально-
Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения.
2 Структура и функции общения.
Общение характеризуется: содержанием,
функциями и средствами.
Специфика межличностной
коммуникации раскрывается в ряде процессов
и феноменов: психологической обратной
связи, наличии коммуникативных
барьеров, коммуникативном влиянии
и существовании различных
Целью информационного обмена
в общении является выработка
общего смысла и приход к согласию.
Выделяют два типа коммуникативного
воздействия: авторитарную и диалогическую
коммуникацию. В случае авторитарного
воздействия реализуется
Распространение информации проходит через своеобразный фильтр доверия-недоверия. Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.
Феномен общения монолитен и все, что его определяет, существует в неразрывном единстве, однако исследователи пытаются все-таки вычленить отдельные составляющие его элементы. Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты в структуре общения.
Б.Д. Парыгин выделяет 3 параметра общения:
) содержание и направленность:
общение может быть
) форма: вербальное и
невербальное общение,
) способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, убеждение.
Б.Ф.Ломов определяет структуру общения через функции: информационно-коммуникативная; регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Г.М. Андреева выделяет три
взаимосвязанных стороны
коммуникативную сторону общения - состоит в обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;
интерактивную сторону общения
- заключается в организации
перцептивную сторону общения - которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
По своему назначению общение многофункционально. Выделяют шесть функций общения:
) прагматическая функция
общения отражает его
) функция формирования
и развития отражает
) функция подтверждения
дает людям возможность
) функция объединения-
) функция организации
и поддержания межличностных
отношений служит интересам
) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.
Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения.
3.Виды и формы общения.
Общение чрезвычайно многогранно
и классифицирует по самым разным
основаниям: по характеру, по содержанию,
целям, средствам, функциям, видам и
формам, по месту, по времени, по сферам
деятельности, по степени опосредованности,
по направленности, по глубине проникновения,
по типам субъектов, по профессиональным
характеристикам и т.д. и т.п. Так,
по характеру общение разделяют на продуктивное
(творческое) и непродуктивное (формальное),
по целям - на утилитарное и неутилитарное,
по направленности - на гуманистическое
и манипулятивное, по формам проявления
- на непосредственное и опосредованное,
формальное и неформальное, по степени
искренности - на открытое и закрытое,
по сферам деятельности - деловое, семейное,
спортивное.
Общаясь друг с другом, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг друга, слышим тембр голоса, интонацию, видим мимику и жесты. При этом слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос информацию дополняют.
Получая письменное сообщение, мы видим не только слова, но и конверт, марку, бумагу, расположение и выделения текста, шрифт. Все это создает впечатление от письма, либо усиливая словесное содержание, либо ослабляя его.
При характеристике психологических
целей и свойств общения
«Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.
Примитивное общение. Данный
вид общения характеризуется
«нужностью», т. е. человек оценивает
другого как нужный или ненужный
(мешающий) объект. Если человек нужен,
с ним активно вступают в контакт,
мешает - «отталкивают» резкими
Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль - это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.
Деловое общение. В этом виде
общения учитываются
Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий - основа данного вида общения.
Специалисты выделяют следующие формы общения.
Непосредственное общение - исторически первая форма общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникли различные виды опосредованного общения. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.
Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи дополнительных специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.
Прямое общение - это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты - мне, я - тебе».
Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
Межличностное общение связано
с непосредственными контактами
людей в группах или парах,
постоянных по составу участников.
Оно подразумевает знание индивидуальных
особенностей партнера и наличие
совместного опыта
К особому виду общения
относится массовое общение, определяющее
социальные коммуникативные процессы.
Массовое общение - это множество
непосредственных контактов незнакомых
людей, а также коммуникация, опосредованная
различными видами средств массовой
информации (телевидение, радио, журналы,
газеты и т. д.). Массовое общение
может быть прямым и опосредованным.
Прямое массовое общение происходит
на различных митингах, во всех больших
социальных группах: толпе, публике, аудитории.
Опосредованное массовое общение чаще
всего носит односторонний
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник-подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.