Понятие и функции эмоций и чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Содержание

Введение 3
Понятия об эмоциях и чувствах 4
1.2.Физиологические механизмы формирования эмоций 5
2. Виды эмоций и чувств 7
3.Функции чувств и эмоций 9
4.Эмоциональные состояния человека 12
Заключение 17
Список использованной литературы: 18

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

6)Презрение. Это отрицательное эмоциональное  состояние,  возникающее  в межличностных взаимоотношениях   и  порождаемое  рассогласованием  жизненных позиций,  взглядов  и  поведения  субъекта   с   аналогичными   категориями, присущими объекту чувства. Испытывающий  эту  эмоцию  человек как правило приподнимает бровь, у  него  вытягивается  лицо,  приподнимается голова,  как  будто  он  смотрит  сверху  вниз.   В   тоже   время   субъект отстраняется,  создает расстояние между собой  и объектом  чувств.  Чувство презрения - это чувство превосходства  над  кем-либо,  целой  группой  или предметом.   Презрение,   как   гнев   и   отвращение,   является   чувством враждебности. Человек негативно относится к тому, в  отношении  кого  (чего) он испытывает эту эмоцию. В эволюции презрение могло играть  конструктивную  роль  в развитии самообороны, однако когда презрение обращено на других людей (или  на  себя) трудно обнаружить в этой  эмоции  что-либо  положительное  или  адаптивное. Возможно, что презрение умеренной силы  служит конструктивным  целям,  если оно направлено против объективно асоциальных объектов. Наряду с  этим  легко определить отрицательные функции этой эмоции. Презрение – основная  эмоция во  всех  видах   предрассудков.  Из  трех  эмоций  враждебности  –   гнева, отвращения и презрения  –  презрение  является  наиболее  холодной  эмоцией. Презрение  –  это  отстраненное   переживание,   побуждающее   к   агрессии, проявляющееся в высокомерии, хитрости и обмане.

7) Страх. Страх рано или поздно испытывают все люди. Связанные с ним переживания легко воспроизводятся и могут прорываться в сознание  во  время  сна.  Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Интенсивный страх приводит даже  к смерти. Но страх не является только злом. Он может  служить  предупреждающим сигналом и изменять  направление  мыслительных  процессов  и  поведение. С эволюционно - биологической точки зрения страх  может  усиливать  социальные связи, включать   коллективную защиту. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации,  являющиеся сигналом   опасности.   Угроза   может   быть   как   физической, так и психологической.  Причиной  страха  может  быть  как   присутствие   чего-то угрожающего,  так  и  отсутствие  чего-то,  что   объекта,   обеспечивающего безопасность, например, мать для ребенка. Страх  в  зависимости  от   своей   интенсивности   переживается   как предчувствие,  неуверенность,  полная  незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности,  чувство  опасности  и  надвигающегося  несчастья. Человек ощущает угрозу  своему  существованию,  которая может переживаться как угроза своему телу, своему психическому Я или тому  и другому вместе. Страх занимает особое положение между первоначальным  моментом  удивления  и конечным специфически  адаптивным  поведение.  Страх  является  своего  рода нащупыванием в темноте, необходимым перед   тем,    как   произойдет удовлетворительная оценка  опасности. Это  значит,  что страх изначально связан с чувством неуверенности в отношении истинной  природы  опасности  и того, как справиться с этой опасностью. Причины  страха  также  включают  некоторые  потребностные  состояния, например, боль, и другие эмоции. Страх в результате учения  может вызвать любая эмоция. Страх может вызываться  когнитивными  процессами,  когнитивные конструкции представляют собой один из источников беспредметного страха. Ощущение страха  может  варьировать  от  неприятного  предчувствия  до ужаса.  При  страхе  человек  чувствует  неуверенность,   незащищенность и нависшую угрозу. Взаимодействие страха с другими эмоциями может также оказывать большое влияние на личность и поведение. Взаимодействие между страхом  и  страданием может  усилить  проблемы,   возникающие   при   формировании   личности,   и затормозить её развитие. Сильная связь  между  страхом  и  страданием  может снизить способность человека сочувствовать страданию других людей. Взаимодействие страха и презрения может привести к неверию  в  себя  и даже боязни себя. Сильная связь между страхом  и  стыдом  может  привести  к параноидальной шизофрении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ответить на вопрос «Зачем нужны эмоции и чувства?» односложно нельзя. Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятия «эмоции» и «чувства», которые «в быту» часто используются как равноценные, на самом деле обозначают различные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности  удовлетворяются. В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, понятием. Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности. По мнению советского психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле известно. Тем не менее, многие явления эмоциональной жизни никак в психологические формулу не укладываются. И это не удивительно: жизнь всегда богаче формул. Тем более, эмоциональная!

 

 

 

 

                           Список использованной литературы:

 

 

  1. Бондарчук  Е. И. «Основы психологии и педагогики», Курс лекций, 3-е издание. Киев. 2002 г.
  2. Павлов И.П. «Полное собрание сочинений».1973 г.
  3. Дж. Олдз. Выявление подк. систем головного мозга методом самораздражения.  Механизмы  мозга. М., 1965 г.
  4. Р. С. Немов. Учебное  пособие  для  Педагогических  институтов  и  училищ. Москва: «Просвещение». 1990 г.
  5. Маклаков  А. «Общая психология». Издательский дом «ПИТЕР». 2001 г.
  6. Основы  общей  медицинской  психологии  и  педагогики. Учебно-методическое пособие по курсу психологии. Санкт-Петербург, 2003 г.
  7. Шадриков  В. Д.  «Введение в общую психологию». Логос, 2002 г.
  8. Анохин П. К.  «Эмоции». БМЭ. Т. 35. С. 354- 357.
  9. Симонов  В. Д. эмоциональный  мозг – М. 1981 г. с. 88-89.
  10. Рубинштейн  С. Л. «основы общей психологии». 1964 г.
  11. Рогов  Е. И. «Эмоции и воля». Москва. Владос. 2001 г.
  12. Кэрролл  Е. Изард. «Эмоции  человека». Пер.  с  английского  –  Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г.
  13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства.  СПб. Питер, 2001 г.
  14. Хомская  Е. Д. Нейропсихология. М. УМК. «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и функции эмоций и чувств