Понятие личности в отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:46, реферат

Краткое описание

Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Понятие о личности в отечественной психологии……………………....5
2.Структура личности………………………………………………………12
2.1. Основные психологические сферы личности……………………...12
2.2. Основные свойства и качества личности…………………………..13
2.3. Индивидуальное и общее в личности……………………..…..…...18
2.4. Основные закономерности психологического
развития личности…………………………………………………..19
3. Формирование личности, в онтогенезе……………………... ………21
Заключение………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

понятие личности в отечественной психологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

1.Понятие о личности в отечественной психологии……………………....5

2.Структура личности………………………………………………………12

2.1. Основные психологические сферы личности……………………...12

2.2. Основные свойства и качества личности…………………………..13

2.3. Индивидуальное и общее в личности……………………..…..…...18

2.4. Основные закономерности психологического

        развития личности…………………………………………………..19

3. Формирование  личности, в онтогенезе……………………... ………21

Заключение………………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие личности начало складываться  уже в древности. Первоначально  термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем- самого актёра и его  роль в представлении.  Термин «личность» в послед

ствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна  для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Ковалёва; С.Л.Рубинштейна; Е.В.Шорохова; К.Л.Абульханова; В.Н.Мясищева; Д.Н.Узнадзе;  Б.В.Зейгарник; И.М.Палей и др.

Проблема личности, являясь одной  из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения  и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)

В такой плоскости рассматриваемые  психологические свойства человека имеют своими источниками более  частные феномены, которые не только субординационно связаны с этими высшими уровнями обобщения, но и сами являются их генетическими корнями. 

Знание о личности - это часть  психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.

Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все  люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются.

 

1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей.

Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.

Изучение личности как условия  деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность  описывается в научной психологии термином «личность».

Личность является не только предметом  психологии, но и предметом философского, общественно – исторического  познания.

Охарактеризуем кратко особенности  понимания личности А.Н.Леонтьевым.

Личность, по его мнению - это психологическое  образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Соподчинение различных деятельностей  создаёт основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.

Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и неделимость  отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного  представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта[ 10]

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах  А.В.Петровского и В.А.Петровского. Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий  «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид – это не одно и то же.

Личность - это особое качество, которое  приобретается индивидом в обществе, причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотделима от системы социальных связей, в которую она включена. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами, вообще, характеризуется своим поведением и внешностью и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчленённое, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как  личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений.[11]

Общественные отношения – часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Такую задачу психология может решить вместе с другими общественными науками. Для личности общество – не просто некоторая внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений. Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредуется  множеством факторов и условий, требующих специального исследования. Если рассматривать жизнь личности в обществе в глобальном плане, то нужно сказать, что вся совокупность общественных отношений, вся их система в целом так или иначе определяет социальный статус каждой конкретной личности и её развитие. Но при более детальном анализе выявилось, что способы включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений различны; различна также степень их реализации в жизни каждой личности. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; в них, по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.[4]

Понятие личность относится к определённым свойствам, принадлежащим индивиду, причём имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы.

Межличностные связи, формирующие  личность в коллективе, внешне выступает  в форме общения или субъект-субъектного  отношения наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредствуется объектом деятельности (субъект- объект- субъект).

В свою очередь то, что внешне выглядит как  прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствования, причём опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая как  бы преломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.

Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект–объект–субъектных и субъект–субъект–объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.[4]

Таким образом, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.

С.Л. Рубинштейн считал, что все  психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.[11]

Зависимость психических процессов  от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости).

Индивидуальные различия проявляются  в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает  в избирательном характере запоминания и забывания.   

Зависимость психических процессов  от личности выражается, во-вторых, в  том что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят  от общего развития личности.

Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. 

Ковалёв А.Г. определил понятие  личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено  в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического  развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой.[4] Ни одна из общественных наук не может абстрагироваться от личности как общественного явления. Однако каждая общественная наука имеет свой аспект исследования. Так, исторический материализм главным образом исследует личность в составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития.

Психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, его  структуре и закономерностях  формирования и развития. Личностью  признавался только выдающийся человек как отдельная особь, действующая по своему произволу; остальные люди рядовые члены общества, согласно этому представлению, не являлись личностями. Личность неотделима от общества.

Общество формирует личность в  интересах сохранения и развития общества.

Личность – созидатель общественного  богатства. Личность – сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все  силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

Асмолов А.Г. рассматривал личность с  точки зрения  проблемы соотношения биологического и социального в человеке. [1]

Информация о работе Понятие личности в отечественной психологии