Смена возрастов связана с биологическими закономерностями, действующими непреклонно и вызывающими изменения в организме человека, отражающиеся на его психологических особенностях.
Возрастное
развитие имеет и социально-психологическую причинность.
Существует понятие «психологический
возраст», за которым стоит психологическая
реальность. Бывает, что человек в молодежном
возрасте выглядит стариком: безразличным,
опустошенным, вялым, мечтающим только
об отдыхе и расслаблении. Бывают и старики,
которые по состоянию психики и возможностям
превосходят многих молодых.
социально-психологические закономерности прижизненного развития человека причинно связаны с влиянием внешних условий. Эти условия многочисленны и разнообразны.
Это состояние
общества, деятельность всех ветвей власти,
органов управления и образования,
средств массовой информации, общественных
организаций и культуры, уровня жизни
и состояния преступности и т.д.
Сильно социально-психологические
влияние родителей (особенно в детском возрасте),
групп сверстником, психологических обстоятельств
проведения досуга и т.д.
деятельные закономерности психологического развития человека – это закономерности изменений внутренних условий под влиянием собственной активности.
Активность-
это универсальный закон развития
любого живого организма и его
свойств. Чтобы развить память, надо
систематически упражняться в запоминании
все усложняющегося материала, чтобы
развить целеустремленность и упорство,
необходимо добиваться получения требуемого результата
и т.д. Человек почти целиком находится
во власти самого себя. И если он не полностью
или неправильно воспользовался этими
возможностями, он сам обокрал себя психологически,
духовно. Каждый человек на 1/3 есть то,
что им унаследовано от родителей, на 1/3-
то, что даои ему условия жизни и другие
люди, на 1/3- то, что сделал он из себя сам.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, В ОНТОГЕНЕЗЕ
Несмотря
на то, что личность в основном формируется
в ходе общения с другими людьми,
на процесс формирования личности действует ряд
факторов:
В первую
очередь на формирование личности
оказывают влияние генетические
особенности индивида, полученные
им при рождении. Наследственные
черты являются базой для формирования
личности. Такие наследственные
качества индивида, как способности или
физические качества, накладывают отпечаток
на его характер, способ восприятия окружающего
мира и оценки других людей. Биологическая
наследственность во многом объясняет
индивидуальность личности, ее отличие
от других индивидов, так как не существует
двух одинаковых индивидов с точки зрения
их биологической наследственности.
• Вторым фактором,
оказывающим влияние на формирование
личности человека, является влияние
физического окружения. Очевидно, что
окружающая нас природная среда
постоянно воздействует на
наше поведение, участвует в формировании
человеческой личности. Например, мы связываем
с влиянием климата возникновение цивилизаций,
племен, отдельных групп населения. Люди,
выросшие в разном климате, отличаются
друг от друга. Наиболее ярким примером
тому является сравнение горных жителей,
жителей степей и людей, населяющих джунгли.
Природа постоянно влияет на нас, и мы
должны отвечать на это влияние через
изменение своей личностной структуры.
• Третьим
фактором формирования личности человека принято считать
влияние культуры. Любая культура обладает
определенным набором социальных норм
и разделяемых ценностей. Этот набор является
общим для членов данного общества или
социальной группы. По этой причине представители
каждой культуры должны проявлять терпимость
по отношению к этим нормам и системам
ценностей. В связи с этим возникает понятие
модальной личности, воплощающей в себе
те общекультурные ценности, которые общество
прививает своим членам в ходе культурного
опыта. Таким образом, современное общество
с помощью культуры стремится сформировать
социабельную личность, легко идущую на
социальные контакты, готовую к сотрудничеству.
Отсутствие таких эталонов ставит человека
в положение культурной неопределенности,
когда он не осваивает основных культурных
норм общества.
• Четвертым
фактором, формирующим личность человека,
является влияние социального окружения.
Следует признать, что этот фактор
можно считать основным в процессе
формирования личностных качеств индивида.
Влияние социального окружения осуществляется
через процесс социализации. Социализация
представляет собой процесс, посредством
которого индивидом усваиваются (интернализуются)
нормы его группы таким образом, что через
формирование собственного Я проявляется
уникальность данного индивида или личности.
Социализация личности может принимать
различные формы. Например, наблюдается
социализация через подражание, учет реакций
других людей, об общение разных форм поведения.
Социализация может быть первичной, то
есть протекающей в первичных группах,
и вторичной, то есть протекающей в организациях
и социальных может привести к конфликтам
и социальным отклонениям.
Пятым
фактором, формирующим личность
индивида в современном обществе,
следует считать индивидуальный
опыт человека. Сущность воздействия этого фактора
заключается в том, что каждый человек
попадает в разные ситуации, в ходе которых
он испытывает влияние других людей и
физического окружения. Последовательность
таких ситуаций является уникальной для
каждого человека и ой ориентируется на
будущие события, исход из положительного
и отрицательного восприятия прошлых
ситуаций. Уникальный индивидуальный
опыт представляет собой один из самых
значимых факторов формирования личности
человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если обобщить
определения понятия «личность», существующие
в рамках различных психологических теорий
и школ (К.Юнг, Г.Олпорт, Э.Кречмер, К.Левин,
Ж.Нюттек, Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, А.Маслоу
и других), то можно сказать, что личность
традиционно понимается как синтез всех
характеристик индивида в уникальную
структуру, которая определяется и изменяется
в результате адаптации к постоянно меняющейся
среде и в значительной мере формируется
реакциями окружающих на поведение данного
индивида.
Итак, можно сказать,
что личность человека это
социальное по своей природе,
относительно устойчивое и прижизненно
возникающее психологическое образование,
представляющее собой систему
мотивационно – потребностных
отношений, опосредующих взаимодействия
субъекта и объекта.
Такое определение личности вполне
соответствует её пониманию в
частности в отечественной психологии,
ориентировавшейся на марксизм (Л.С.Выготский,
С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).
Личность является атрибутивной
характеристикой каждого человеческого
субъекта, но не самим этим субъектом.
Кроме того, личность является такой психологической
характеристикой субъекта, которая регулирует
его отношения с объективной действительностью.
Таким образом, выделяется общее для
всех концепций определение личности:
личность это система мотивационных отношений
присущая субъекту.
Структура личности — это целостная
модель, система качеств и свойств, которая
полно характеризует психологические
особенности личности (человека, индивида).
Все психические процессы осуществляются
в какой-нибудь личности, но не все выступают
в качестве ее отличительных свойств.
Любой из нас в чем-то похож на всех людей,
в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни
на кого не похож.
В психологии существует
огромное количество моделей психологической
структуры личности, которые проистекают
из различных теорий о психики и личности,
из разных параметров и задач.