Таким образом, в зарубежной
науке, понятие «личность» также получило
широкое развитие, причем в западной школе
психологии, по поводу сущности личности,
было и есть гораздо больше мнений.
1.2. Особенности изучения
личности в психологии
Для изучения личности в психологии
широко используются такие понятия как
индивид, индивидуальные свойства, общественные
отношения и межличностные связи. Рассмотрим
сущность этих понятий подробно.
Значение понятия «индивид»
состоит и в том, что анализ отношения
«индивид-общество», в ряде случаев, позволяет
раскрыть свойства человека как личности.
Согласно Леонтьеву А.Н. понятие «индивид»,
выражает [12]:
- целостность и неделимость
отдельной особи биологического
вида (в данном случае - человека);
- особенности конкретного
представителя вида, отличающие
его от других представителей
этого вида.
Индивидуальные свойства могут
многообразно меняться в ходе жизни человека,
однако от этого личностными не становятся.
Отношения «личность-общество»
во многом являются основополагающими
для психологической науки, в вопросе
изучения личности [10]. То есть, чтобы понять
основания, на которых формируются те
или иные свойства личности, нужно рассмотреть
её жизнь в обществе, её движение в системе
общественных отношений. Общественные
отношения это социальные качества индивида,
формирующие его личность. Но образ жизни
отдельных индивидов, тех или иных общностей
людей, а также общества в целом определяется
исторически развивающейся системой общественных
отношений. Как член общества личность
необходимым образом включена в систему
общественных отношений.
Личность – совокупность определенных
своеобразных и уникальных свойств индивида.
Для характеристики конкретного индивида,
значимыми является его индивидуальность.
Определить «индивидуальность», можно
как совокупность характерных особенностей
и свойств, отличающих один индивидуум
от другого; своеобразие психики и личности
индивида, ее неповторимость, уникальность.
Индивидуальность проявляется в чертах
темперамента, характера, в специфике
интересов. Еще раз подчеркнем, что понятия
индивид, личность и индивидуальность
в психологии, не тождественны по содержанию,
но каждое из них раскрывает специфический
аспект индивидуального бытия человека.
Исходя из этого, перейдем к
изучению особенностей межличностных
связей. Личность в психологии (и отчасти
т в других общественных науках) может
быть понятна только в системе устойчивых
межличностных связей, опосредствованных
содержанием, ценностями, смыслом совместной
деятельности каждого из участников. Межличностные
связи проявляются в конкретных индивидуальных
свойствах и поступках людей, входящих
в коллектив и внешне выражаются в различных
свойствах общения[18].
Личность каждого человека
наделена только ей присущим сочетанием
черт и особенностей, образующих её индивидуальность
– сочетание психологических особенностей
человека, составляющих его своеобразие,
его отличие от других людей. Эти теоретические
выкладки являются основополагающими
для изучения личности в психологии.
В психологии обычно выделяют
такие составляющие процесса изучения
личности как [9]:
- структура личности;
- направленность личности;
- соотношения биологического
и социального в личности.
В отечественной психологии
существует ряд попыток представить структуру
личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов,
В.А.Крутец-
кий, А.И.Щербаков). Наиболее
обоснованную и развёрнутую структуру
личности предложил К.К.Платонов. В предложенной
им динамической функциональной структуре
личности содержится как координационный
(взаимосвязи между подструктурами личности
на одном иерархическом уровне), так и
субординационный (взаимосвязи между
подструктурами личности, представленными
на разных уровнях) принципы построения.
На
основе критерия соотношения
социального и биологического в качествах
личности в её структуре выделены четыре
иерархически соотносящиеся подструктуры
[9]:
1) направленность личности;
2) опыт;
3) индивидуальные особенности
психических процессов;
4) биопсихические свойства.
Кроме того, в структуре личности
выделены две общие интегративные подструктуры
(характер и способности), которые, в отличие
от иерархических подструктур, пронизывают
все четыре уровня иерархии, вбирая в себя
качества из подструктур каждого выделенного
уровня. В то же время каждая из общих подструктур
отражает определённый аспект изучения
поведения личности: устойчивость проявления
черт в различных видах деятельности (тогда
речь идёт о характере личности) или в
каком - то конкретном виде деятельности
(речь идёт о способностях личности к данному
виду деятельности);
1) подструктура личности,
названная «направленность личности»,
объединяет качества направленности
и отношения личности, проявляющиеся как
моральные черты. Черты личности, входящие
в эту подструктуру, в своём подавляющем
большинстве не имеют непосредственных
врождённых задатков (исключая влечения
и склонности), а отражают индивидуально
преломленное общественное сознание.
Направленность личности включает в себя
такие её формы, как влечения, желания,
интересы, склонности, идеалы, убеждения,
мировоззрение. В этих формах направленности
личности проявляются и отношения и моральные
качества личности, и различные потребности.
Эта подструктура формируется путём воспитания.
2) подструктура личности,
названная «опыт» объединяет знания, навыки,
умения, привычки, приобретённые в личном
опыте путём обучения, но уже с заметным
влиянием и биологически и даже генетически
обусловленных свойств личности. Эту подструктуру
иногда называют индивидуальной культурой,
или подготовленностью.
3) подструктура личности,
названная «особенности психических
процессов», объединяет индивидуальные
особенности отдельных психических процессов,
или психических функций, понимаемых как
формы психического отражения: памяти,
эмоций, ощущений, мышления, восприятия,
чувств, воли.
4) подструктура личности,
названная «биопсихические свойства»,
объединяет свойства темперамента,
возрастные свойства личности
и её патологические.
Свойства личности, входящие
в эту подструктуру, несравнимо больше
зависят от физиологических особенностей
мозга, а социальные влияния их только
субординируют и компенсируют. Активность
этой подструктуры определяется основными
свойствами нервной системы.
Несмотря на различие трактовок
личности, существующее в отечественной
психологии, во всех подходах в качестве
её ведущей характеристики выделяется
её направленность [22]. В разных концепциях
эта характеристика раскрывается по разному:
как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн),
«смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев),
«доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев),
«основная жизненная направленность»(
Б.Г.Ананьев ), динамическая организация
сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили
). Она так или иначе выявляется в изучении
всей системы психических свойств и состояний
личности: потребностей, интересов, склонностей,
мотивационной сферы, идеалов, ценностных
ориентаций, убеждений. Таким образом,
направленность выступает как системообразующее
свойство личности, определяющее её психологический
склад.
Совокупность устойчивых
мотивов, ориентирующих деятельность
личности и относительно независимых
от наличных ситуаций, называется направленностью
личности человека. Направленность личности
всегда социально обусловлена и формируется
путём воспитания. Направленность- это
установки, ставшие свойствами личности.
Направленность включает несколько
связанных иерархически форм: влечение,
желание, стремление, интерес, склонность,
идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы
направленности личности вместе с тем
являются мотивами её деятельности [22].
Кратко охарактеризуем каждую
из форм направленности [14]:
1) влечение – малодифференцированное,
смутное стремление направленное на
какой- либо предмет или действие вследствие
той или иной маловыраженной потребности.
Для влечения характерно отсутствие чётко
понимаемой, осознанной цели;
2) желание - более высокая
форма направленности, при которой
человек осознаёт то, к чему
он стремится, т. е. цель своего
стремления;
3) стремление - возникает
при включении в структуру
желания волевого компонента;
4) интерес – ещё более
высокая и осознанная форма
направленности на предмет, однако
являющаяся только стремлением
к его познанию;
5) склонность – стремление
к определённой деятельности. На
основе интересов и склонностей
формируются идеалы;
6) идеал – форма направленности,
воплощённая в определённом, конкретном
образе, на который человек,
имеющий данный идеал, хочет походить;
7) мировоззрение – это
система взглядов, представлений
и понятий о мире, его закономерностях,
об окружающих человека явлениях, природе
и обществе;
8) убеждение – высшая форма
направленности личности – это система
мотивов личности, побуждающих её поступать
в соответствии со своими взглядами, принципами,
мировоззрением.
Мотивы могут быть
в большей или меньшей мере
осознанными или совсем не
осознаваемыми. Основная роль направленности
личности принадлежит осознанным
мотивам [21].
Потребностно – мотивационная
сфера характеризует направленность личности
лишь частично, является как бы исходным
её звеном, фундаментом. На этом фундаменте
формируются жизненные цели личности.
Следует различать цель деятельности
и жизненную цель. Человеку приходится
выполнять в течении жизни множество разнообразных
деятельностей, в каждой из которых реализуется
определённая цель. Но цель любой отдельной
деятельности раскрывает лишь какую –
то одну сторону направленности личности,
проявляющуюся в данной деятельности.
Жизненная цель выступает в качестве общего
интегратора всех частных целей, связанных
с отдельными деятельностями. Реализация
каждой из них есть вместе с тем частичная
реализация общей жизненной цели личности
[7].
Перейдем к соотношению биологического
и социального в личности, которое также
является значимым моментом при изучении
личности в рамках психологии. Исследуя
развитие индивида, психология, конечно,
не ограничивается анализом только отдельных
психических функций и состояний. Её прежде
всего интересует формирование и развитие
личности человека. В этой связи проблема
соотношений биологического и социального
выступает преимущественно как проблема
организм и личность. В каждом из этих
понятий фиксируются разные системы свойств
человека: в понятии организм – структура
человеческого индивида как биологической
системы, в понятии личность – его включённость
в жизнь общества [9].
Объективным основанием личностных
свойств индивида является система общественных
отношений, в котором он живёт и развивается.
В глобальном плане формирование и развитие
личности можно рассматривать как усвоение
ею социальных программ, сложившихся в
данном обществе на данной исторической
ступени. Таким образом, развитие личности
носит системный характер и отличается
высокой динамичностью и включает в себя
социальные, так и биологические детерминанты.
Таковы основные особенности
изучения структуры личности в психологии.
1.3. Формирование
и развитие личности
Формирование личности - объективный
и закономерный процесс, в ходе коего человек
выступает не только как объект воздействия,
но и как субъект деятельности и общения
[14]. Личность, как и все специфически человеческое
в психике, формируется и раскрывается
в ходе активного взаимодействия со средой
внешней и предметной, путем усвоения
или присвоения индивидом общественно
выработанного опыта. В этом опыте непосредственно
к личности относятся системы представлений
о нормах и ценностях жизни — об общей
направленности человека, отношениях
к другим, к себе, к обществу и пр.
На процесс формирования личности
действует ряд факторов [3]:
В первую очередь на формирование личности
оказывают влияние генетические особенности
индивида, полученные им при рождении.
Наследственные черты являются базой
для формирования личности. Такие наследственные
качества индивида, как способности или
физические качества, накладывают отпечаток
на его характер, способ восприятия окружающего
мира и оценки других людей. Биологическая
наследственность во многом объясняет
индивидуальность личности, ее отличие
от других индивидов, так как не существует
двух одинаковых индивидов с точки зрения
их биологической наследственности.
Вторым фактором, оказывающим влияние
на формирование личности человека, является
влияние физического окружения. Очевидно,
что окружающая нас природная среда постоянно
воздействует на наше поведение, участвует
в формировании человеческой личности.
Например, мы связываем с влиянием климата
возникновение цивилизаций, племен, отдельных
групп населения. Люди, выросшие в разном
климате, отличаются друг от друга. Наиболее
ярким примером тому является сравнение
горных жителей, жителей степей и людей,
населяющих джунгли. Природа постоянно
влияет на нас, и мы должны отвечать на
это влияние через изменение своей личностной
структуры.
Третьим фактором формирования личности
человека принято считать влияние культуры.
Любая культура обладает определенным
набором социальных норм и разделяемых
ценностей. Этот набор является общим
для членов данного общества или социальной
группы. По этой причине представители
каждой культуры должны проявлять терпимость
по отношению к этим нормам и системам
ценностей. В связи с этим возникает понятие
модальной личности, воплощающей в себе
те общекультурные ценности, которые общество
прививает своим членам в ходе культурного
опыта. Таким образом, современное общество
с помощью культуры стремится сформировать
социабельную личность, легко идущую на
социальные контакты, готовую к сотрудничеству.
Отсутствие таких эталонов ставит человека
в положение культурной неопределенности,
когда он не осваивает основных культурных
норм общества.