Четвертым фактором, формирующим личность
человека, является влияние социального
окружения. Следует признать, что этот
фактор можно считать основным в процессе
формирования личностных качеств индивида.
Влияние социального окружения осуществляется
через процесс социализации. Социализация
представляет собой процесс, посредством
которого индивидом усваиваются (интернализуются)
нормы его группы таким образом, что через
формирование собственного Я проявляется
уникальность данного индивида или личности.
Социализация личности может принимать
различные формы. Например, наблюдается
социализация через подражание, учет реакций
других людей, об общение разных форм поведения.
Социализация может быть первичной, то
есть протекающей в первичных группах,
и вторичной, то есть протекающей в организациях
и социальных институтах. Неудачная социализация
индивида к групповым культурным нормам
может привести к конфликтам и социальным
отклонениям.
Пятым фактором, формирующим личность
индивида в современном обществе, следует
считать индивидуальный опыт человека.
Сущность воздействия этого фактора заключается
в том, что каждый человек попадает в разные
ситуации, в ходе которых он испытывает
влияние других людей и физического окружения.
Последовательность таких ситуаций является
уникальной для каждого человека и ой
ориентируется на будущие события, исход
из положительного и отрицательного восприятия
прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный
опыт представляет собой один из самых
значимых факторов формирования личности
человека.
Подавляющее большинство современных
психологов согласно с тем, что личностью
человек не рождается, а именно становится.
Однако существуют различные точки зрения
на то, как реализуется сам механизм формирования
и развития личности. Эти расхождения
вызваны различным пониманием значения
общества и социальных групп для развития
личности, а также закономерностей и этапов
развития, кризисов развития личности,
возможностей ускорения процесса развития
и других вопросов.
Психоаналитическая
теория понимает развитие как адаптацию
биологической природы человека к жизни
в обществе, выработку у него определенных
защитных механизмов и способов удовлетворения
потребностей. Теория черт
основывает свое представление о развитии
на том, что все черты личности формируются
прижизненно, и рассматривает процесс
их зарождения, преобразования и стабилизации
как подчиняющийся иным, небиологическим
законам. В теории социального
научения процесс развития личности
рассматривается как формирование определенных
способов взаимодействия людей. Гуманистическая
психология трактует развитие личности
как становление "Я" человека, утверждение
его самости.
Существует ряд попыток придать развитию
личности некоторый стандартный вид, рассматривая
это развитие как череду этапов. Э. Эриксон
провозгласил принцип генетической предопределенности
стадий формирования и развития личности.
Он же выделил и описал восемь жизненных
психологических кризисов, случающихся
у каждого человека:
1.Кризис доверия—недоверия (первый год
жизни).
2.Автономия в противовес сомнениям и стыду
(2-3 года).
3.Появление инициативности в противовес
чувству вины (3-6 лет).
4.Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности
(7-12 лет).
5.Личностное самоопределение в противовес
конформизму(12-18лет).
6. Интимность и общительность в противовес
изолированности (около 20лет).
7.Забота о воспитании нового поколения
(между 30 и 60 годами).
8.Удовлетворенность прожитой жизнью (старше
60 лет).
Становление личности в концепции Эриксона
понимается как смена этапов, на каждом
из которых происходит качественное преобразование
внутреннего мира человека и радикальное
изменение его отношений с окружающими
людьми. В результате этого он как личность
приобретает нечто новое, характерное
именно для данного этапа развития и сохраняющееся
у него (по крайней мере, в виде заметных
следов) в течение всей жизни. Новые личностные
черты возникают на основе предыдущего
развития[6].
В отечественной психологии, особенно
в советский период ее развития, полагается,
что развитие личности происходит в процессе
ее социализации и воспитания. Человек
— существо социальное, с первых дней
окружен себе подобными, включен в разного
рода социальные взаимодействия [2].
Первый социальный опыт приобретается
в собственной семье еще до того, как человек
начинает говорить. В последующем человек
постоянно приобретает новый опыт, который
становится неотъемлемой частью его личности.
Этот процесс и называется социализацией.
Процесс социализации неразрывно связан
с общением и совместной деятельностью
людей.
В отечественной психологии, это надо
заметить, социализация не рассматривается
как механическое отражение непосредственно
испытанного или полученного в результате
наблюдения социального опыта. Усвоение
этого опыта субъективно, зависит во многом
от целей и ценностей самого человека.
Восприятие одних и тех же социальных
ситуаций может быть совершенно различным.
Разные личности могут выносить из объективно
одинаковых ситуаций разные выводы. Один,
увидев как сильный обижает слабого, решит,
что важно быть сильным, другой решит,
что надо бороться с хулиганами [2].
Социализация осуществляется
как при активном содействии специальных
социальных институтов (например, школ,и
т.д.). Большое значение в социализации
имеют неформальные объединения, такие
как группа близких друзей, клубы или разного
рода сетевые сообщества. Характер социализации
может быть регулируемый или стихийный.
В первом случае кем-то (часто это государство
в лице учителя) определяются цели социализации
и основные средства ее. Часто это целенаправленное
влияние колоссально, часто эффекты сводятся
на нет неграмотным, непродуманным воздействием
на подрастающее поколение, отсутствием
системы в действиях. В случае стихийной
социализации нет определенного, запланированного
воздействия на молодого человека, который
при этом может быть подвержен самым разным
влияниям [3].
Существует важная теоретическая проблема
в социализации: соотношение социализации
и индивидуализации человека. Одни психологи
утверждают, что социализация мешает раскрытию
творческих возможностей человека, его
индивидуальных качеств. Другие полагают,
что индивидуализация личности — негативная
черта, которая должна быть компенсирована
процессом социализации [13]. А. А. Реан утверждает,
что социализацию не следует рассматривать
как процесс, ведущий к нивелированию
личности, размытию индивидуальности
человека, как процесс-антагонист индивидуализации.
Наоборот, в процессе социализации и социальной
адаптации человек обретает свою индивидуальность,
чаще всего сложным и противоречивым образом.
Эти процессы могут и должны обогащать
друг друга новым опытом. Социум обогащает
индивидуальность человека, но и индивидуальность
обогащает социум. Процесс социализации,
и это важно понимать, осуществляется
постоянно, не прекращаясь в зрелом возрасте.
Таким образом, процесс социализации -
бесконечный процесс.
Смежный с социализацией процесс - инкультурация,
процесс освоения индивидом общечеловеческой
культуры и исторически сложившихся способов
действий, в которых ассимилированы духовные
и материальные продукты деятельности
человека в различных эпохах. Между социализацией
и инкультурацией нет тождества, эти понятия
пересекаются [14].
Еще один важный термин в современных
теориях личности - самоактуализация,
развитие потребности в саморазвитии.
Если обычные потребности могут быть удовлетворены,
то особенность самоактуализации состоит
в том, что с возрастом она обычно только
усиливается. Самоактуализирующиеся люди
- это люди с высокой потребностью в мотивации
достижения. Они постоянно ставят перед
собой новые цели, всеми силами стремятся
к ее достижению этих целей, предпочитают
личную ответственность и испытывают
счастье, когда им удается достичь очередной
цели[24].
В процессе формирования и развития личности
огромную роль играет самовоспитание.
Самовоспитание имеет место только при
определенном уровне морально-психологической
зрелости личности, обусловленной как
обстоятельствами жизни, так и воспитанием. Самовоспитание
закладывает нравственные основы личности,
моральные представления, убеждения, привычки,
нравственный идеал [19].
Личность развивается и формируется
на всём протяжении жизни: то раннего возраста
до старости. В полной мере личность может
проявлять свои качества в возрасте, не
ранее 25 лет. Именно в это время складываются
моральные качества индивида. Его мировоззрение
становится более устойчивым, полным.
Он, наконец, начинает осознавать свою
сущность, своё место в обществе и цели
в жизни [3].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
В результате анализа психолого-педагогической
литературы по теме исследования мы можем
сделать следующие выводы:
Проработкой особенностей личности,
значимых для психологии, занимались множество
зарубежных и отечественных ученых. Ряд
из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г.
Ковалев, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили
в своем научном наследии различные определения
«личности» с точки зрения психологии,
которые, в целом, сформировали сущность
психологического подхода к личности;
В целом, и в отечественной
и зарубежной психологической науке, понятие
«личность» можно свести к одному общему
знаменателю: совокупность выработанных
привычек и предпочтений, психический
настрой и тонус, социокультурный опыт
и приобретённые знания, набор психофизических
черт и особенностей человека, его архетип,
определяющие повседневное поведение
и связь с обществом и природой. В ряде
случаев, личность понимается следствие
проявления «поведенческих масок», выработанных
для разных ситуаций и социальных групп
взаимодействия;
В психологии обычно выделяют
такие составляющие процесса изучения
личности как: структура личности; направленность
личности; соотношения биологического
и социального в личности. При этом структура
личности - это концепция подразумевающая,
деление личности на ряд подструктур,
наиболее значимыми из которых является
способности и характер. Направленность
личности – это совокупность устойчивых
мотивов, ориентирующих деятельность
личности и относительно независимых
от наличных ситуаций. Соотношения биологического
и социального в личности подразумевает,
то, что в каждом из этих совокупностей
фиксируются разные свойства человека:
в биологической – структура человеческого
индивида как биологической системы, в
социальной – его включённость в жизнь
общества.
Таким образом, личность в психологии
– это особое качество, приобретаемое
индивидом в совокупности общественных
по своей природе отношений, при этом личность
характеризует индивида со стороны его
связей с другими
Формирование личности — это процесс
становления, приобретение совокупности
устойчивых свойств и качеств. На процесс
формирования личности действует ряд
факторов:
- генетические особенности индивида;
- влияние физического окружения;
- влияние культуры;
- влияние социального окружения;
- индивидуальный опыт человека.
Существуют различные точки
зрения на то, как реализуется сам механизм
формирования и развития личности. Эти
расхождения вызваны различным пониманием
значения общества и социальных групп
для развития личности, а также закономерностей
и этапов развития, кризисов развития
личности, возможностей ускорения процесса
развития и других вопросов.
В отечественной психологии
полагается, что развитие личности происходит
в процессе ее социализации и воспитания.
Социализация не рассматривается как
механическое отражение непосредственно
полученного в результате наблюдения
социального опыта. Усвоение этого опыта
субъективно, зависит во многом от целей
и ценностей самого человека. Существует важная
теоретическая проблема в социализации:
соотношение социализации и индивидуализации
человека. Процесс социализации осуществляется
постоянно, не прекращаясь в зрелом возрасте.
В процессе формирования и развития личности
огромную роль играет самовоспитание.
Самовоспитание закладывает нравственные
основы личности, моральные представления,
убеждения, нравственный идеал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин «личность» используется
в психологии, как в широком, так и в узком
смысле. Можно указать лишь несколько
общих положений о личности, которые принимаются
почти всеми авторами. «Одно из них состоит
в том, что личность представляет собой
некое неповторимое единство, некую целостность.
Другое положение заключается в признании
за личностью роли высшей интегрирующей
инстанции» (А. Н. Леонтьев).
Личность чаще всего определяют
как человека, обладающего совокупностью
устойчивых психологических свойств определяющих
социально значимые поступки данного
человека. Во многих определениях личности
подчеркивается, что к числу личностных
не относятся психологические качества
человека, характеризующие его познавательные
процессы или изменчивые психические
состояния, за исключением тех, которые
проявляются в отношениях к людям и к обществу.
В понятие «личность» обычно включает
такие свойства, которые являются более
или менее устойчивыми и свидетельствуют
об индивидуальности данного человека.
Личность - это человек, взятый
в системе таких его психологических характеристик,
которые проявляются в общественных по
природе связях и отношениях человека,
являются устойчивыми и определяют поступки,
имеющие существенное значение для него
самого и для окружающих.
В психологических подходах,
берущих свое начало в марксистской философии,
французской социологической школе и
в некоторых других, под личностью имеют
в виду социальное качество индивида.
Хотя указанные подходы могут существенно
различаться между собой, прежде всего,
трактовкой роли активности самого субъекта
общественных отношений в процессах формирования
его личности, на первый план неизбежно
выступает общественно-историческая детерминация
этих процессов. То есть личность рассматривается
как целостность социальных качеств человека,
как продукт исторического развития, результат
включения человека в социальную систему
посредством общения и деятельности.
Центральным понятием для гуманистической
теории Роджерса стало понятие «Я», включающее
в себя представления, идеи, цели и ценности,
посредством которых человек реализует
(самоактуализирует) себя как личность,
намечает перспективы своего личностного
роста. Образ «Я», складывающийся в результате
личного жизненного опыта, оказывает влияние
на восприятие данным человеком окружающего
мира, людей, на оценки, которые человек
дает людям и собственному поведению.
На основе образа «Я» у каждого человека
формируется своя «Я» - концепция. Она
может быть положительной, отрицательной
и двойственной (противоречивой). Она может
быть реальной, соответствующей действительности,
и нереальной (вымышленной, искаженной,
иллюзорной). То, что не согласуется с «Я»
- концепцией человека, может быть вытеснено
из сферы его сознания, отвергнуто им,
хотя на самом деле это может оказаться
истинным. Степень удовлетворенности
человека своей жизнью, мера полноты переживаемого
им счастья непосредственно зависят от
того, в какой степени его опыт, его «реальное
Я» и его же «идеальное Я» согласуются
друг с другом.
Современные ученые на вопрос
о том, что такое личность, отвечают по-разному,
и в разнообразии их ответов, а отчасти
и в расхождении мнений на этот счет проявляется
сложность самого феномена личности. В
каждом из подходов можно выделить бесчисленное
множество конкретных вариантов понимания
личности, часто противостоящих друг другу
в ключевых моментах. Поэтому необходимо
помнить, что ни одно определение личности
не может считаться исчерпывающим или
хотя бы фиксирующим главные, наиболее
существенные особенности такого сложного
и многопланового образования, каким выступает
личность в психологии.