Понятие личности и индивида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:37, реферат

Краткое описание

Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально -
человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.
Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как
субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1
1.1Общие представления и понятия личности.……………………... 4
1.2 История изучения личности………………………...…………… 7
ГЛАВА 2 Становление личности
2.1 Развитие личности………………………………………………….8
2.2 Механизмы формирования личности……………..…………….. 10
2.3 Структура личности…………………………………………….…12
ГЛАВА 3 Индивидуальность и ее проявления………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

referat_po_psikhologii.docx

— 53.47 Кб (Скачать файл)

Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, то есть неповторимый вклад личности в общественное развитие.

Рассматривая личность как  «мой» внутренний, неповторимый мир, можно перейти к взгляду на человека как на индивидуальность. Развитие личности находит, таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.

Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт. Однако очень ярко выраженная черта – это гипертрофия, приближение к границе нормы и патологии, в потенции – патология. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Как считают психиатры: нет акцентуации (выделение одной гипертрофированной черты в человеческом характере) – нет характера. Описание индивидуальности с этой точки зрения – это определение линии потенциальных патологических изменений личности. Конечно, в промежутке между нормой и патологией ярко выраженные индивидуальные особенности могут приводить к нестандартному восприятию и понимаю окружающего мира, к нестандартным, нетривиальным способам деятельности, которые в зависимости от результата могут оцениваться и как творчество и как отсутствие адаптации.

Вторая традиция – понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, таким, которые обнаруживаются только у отдельного конкретного человека и генетически связаны с конкретными, не закономерными, случайными обстоятельствами его развития. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком.

Индивидуальность в этом смысле есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.

Третья традиция – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид – субъект деятельности – личность», то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня. Так, темпераментные характеристики и задатки являются одной из основ и одним из факторов, определяющих возможности формирования субъектных характеристик и вместе с тем одновременно – формально – динамическими особенностями их проявления; способности как субъективные характеристики являются одновременно и предпосылкой, возможностью более активного включения личности в реальность, формирование отношений личности и, с другой стороны определяют способы реализации этих отношений.

Таким образом, исходным пунктом  в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный  в общество и являющийся полноценным  субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом. Чем больше интегрирован индивидуум, тем больше у него возможностей реализовывать  свою индивидуальность (Р.Мэй) . Характер, как единое целое личности по отношению к индивидуальности является балансом функцией сохранения “обеспечения безопасности” за счет понимания и адекватного отношения к действительности (направленность) и возможности противостоять деструктивным воздействиям (воля), и функции изменчивости, пластичности (изменение отношений, развитие способностей).

Описывая индивидуальность, необходимо рассмотреть сферу ее бытия, субъективные характеристики, специфические  для нее отношения и способ интеграции этих отношений в структуру.

Сфера бытия индивидуальности – «мой» мир, внутренний мир, который  как изначальная данность сформировался  в ходе развития личности. По мере того как индивидуум личностно относится  к окружающему внешнему и социальному, «нашему» миру, они становятся частью «моего» мира, мира внутреннего, втягиваются  в него, становятся «событийными»  миру внутреннему. Таким образом, «мой», внутренний мир приобретает пространственное (внешний мир), социальное (люди, социальные институты) и временное измерение. Последнее можно проиллюстрировать  простым примером. В сутках 24 часа. Исключим 8 часов на сон. Остается 16 часов. 8 часов идет на труд, который  предположим, сам по себе чужд, бессмысленен и даже неприятен. Эти 8 часов – не «мое» время, это время «самоотчуждения». Исключаем эти 8 часов из «моего» времени и остается 8 часов. 4 часа, предположим тратится на быт, 2 часа тратится по обязанности на общение с какими-то людьми, которые, предположим, давно не интересны (теща, свекровь, жена, с которой утрачены былые отношения). Исключаем и эти «не мои» 6 часов. Остается 2 часа – и тут, можно включить телевизор, чтобы не остаться наедине с собой. «Мое» время равно 0.

Развитие личности означает проникновение, расширение «моего»  мира во временном, пространственном и  социальном измерении, это означает, что индивидуальность обретает свое бытие. Таким образом, становление  индивидуальности проявляется в  форме самореализации личности. Если использовать аналогию с темпераментом, личность как общественный социализированный  индивид является формально –  динамической характеристикой по отношению к индивидуальности. Активность и способ интеграции личности в общество определяет только границы и возможности расширения «моего» мира за счет этого – разнообразие его содержания, но не ту работу, которую индивидуальность с этим содержанием выполняет.

Социальная активность личности, расширение социальных и межличностных  отношений с другими людьми означает возможность расширения «моего»  мира в социальном измерении, возможность  установления с некоторыми из них  глубоких интериндивидуальных отношений. Другие люди входят в «мой» мир не как объекты и носители социальных функций, а как другие «жизненные» миры, и отношение к ним не субъект-объектное, а субъект-субъектное, интерсубъектное. В этом новом плане существования индивидуума, в «моем» мире, чтобы стать настоящей матерью, женщине не достаточно усвоить нормы материнского поведения, обязанности матери по отношению к ребенку, как объекту ролевого поведения. Матерью можно стать, только понимая ребенка, понимая и принимая своеобразие и ценность его внутреннего мира. Социальное поведение и межличностное общение как нормативно регулируемые действия в интериндивидуальном общении как деятельности на уровне индивидуальности становятся поводом к другому, «драматургическому», действию, цель которого – взаимораскрытие внутренних миров, «обмен» личностным содержанием, а основной критерий регулирования и осуществимости – взаимная искренность и правдивость. Статус интересной, творческой индивидуальности является отдельный, самостоятельной ценностью: часто люди стремятся к общению с творческими людьми (художниками, писателями и т.д.), предполагая в них богатую внутренним содержанием индивидуальность и неосознанно желаю в общении с ними обрести что-то новое, неизвестное, загадочное, то чего в собственной индивидуальности нет или недостает.

В пространственном измерении  профессиональная предметная деятельность и формированный интеллект становятся поводом и возможностью творчества. Для индивидуальности обязательные, предписанные и контролируемые требуемым  результатом или кем-то способы  действий подобны стенам тюрьмы, ограничивающим пространство его существования.

Если деятельность и интеллект  позволяют, предметная деятельность как  творчество становится увлекательной  и свободной игрой с природой, которой можно задавать вопросы, экспериментировать, изменять способ действий и ждать ответных реакций. Учитывая, что природа не злонамеренна, это игра с партнером, а не покорение. Природа как предмет деятельности персонифицируется и приобретает  статус равноправного субъекта, который  должен быть постигнут самостоятельной логике его существования. Без вопроса нет мысли, а отвечая на вопрос, вынуждены «играть за природу», пытаясь ее понять, то есть возникают субъект-субъектные отношения.

Природа творческой активности человека иллюстрируется известными феноменами эффекта неразрешимой задачи, когда  люди упорно возвращаются к ней в  мыслях, даже если в этом нет полезной необходимости, феноменом сдвига мотива на цель, когда цель деятельности становится его мотивом.

Таким образом, основой творческой предметной деятельности становится не решение задач установленными способами, а решение проблем или поиск  поставленных задач, а основным отношением – субъект-субъектное.

В том случае, если личность не реализовалось в социальном поведении  и профессиональной деятельности как  форме предметной деятельности, она  может реализоваться в других, исторически выработанных видах  деятельности.

Способом проникновения  «моего» мира во внешний мир, пространственного  расширения может быть игра, хобби, «общение с природой», путешествие  как способ познавать природу  и экспериментировать с ней, видеть ее за счет простого перемещения в  пространстве.

Если в социальном поведении  нет поводов и возможностей для  полноценного интериндивидуального общения, расширение «моего» мира в его социальном измерении, человек может дополнить его религиозными и философскими исканиями, увлечением искусством, создать в своей фантазии тот мир, в котором его индивидуальность обретет свое бытие, вступит в общение с другими индивидуальностями, благодаря тому, что существует философия, религия и искусство как деятельность и технология открытия своего внутреннего мира и понимание мира внешнего и социального другим людям. Таким образом, индивидуальность как сфера духовной деятельности человека происходит в диалоге по своей сущности.

Основной функцией индивидуальности как единого целого (целостности, интеграла) является сохранение и изменение  своей сверхсоциальной родовой сущности, неограниченной только рамками существующего социального порядка: осознание несовершенства существующего социального порядка и ограниченные возможности его актуального изменения конечности своего существования приводит человека к кризису и преодоление этого кризиса за счет развития внутреннего мира, восполняющая личностные дефициты и компенсирующую несовершенство мира внешнему.

Основное содержание индивидуальности – внутренний мир личности, основная форма деятельности – интеграция этого мира и как следствие  – личность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально -

человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

 

Личность и возникает  тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как

субъект, осуществлять внешнюю  деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

 

Поэтому - то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода  подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите, чтобы человек  стал личностью? Тогда поставьте  его с самого начала – с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. «Проблемы  психологии личности» Москва, 1977

2. Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность»

          Москва, 1975.

3. Немов Р.С. «Общие основы психологии в 3 томах» том 1. Москва, 1995

4. К. Маркс и Ф. Энгельс. О молодежи. М., «Молодая гвардия», 1972г.

5. К. Маркс и Ф. Энгельс. О воспитании и образовании. В 2-х томах. \ Под

редакцией В.Н. Столетова. М., «Педагогика», 1978 г.

 

 


Информация о работе Понятие личности и индивида