Понятие метода и методологии в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:11, реферат

Краткое описание

Ученые, изучающие поведение, в том числе и психологи, используют в своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной, аналогичные тем, что использовал Галилей. Отличаются только предмет изучаемого вопроса и техническое оснащение исследований, но не научный метод.
Джорж К. Хоманс заметил, что «науку делает наукой ее цель, а не ее результаты: если исследование нацелено на выявление более или менее общих связей между явлениями природы, когда проверка истинности связи заключена, в конечном счете, в самих данных, тогда это наука».

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие метода и методологии в современной психологии.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Понятие метода и методологии в современной  психологии. Классификация методов  исследования в психологии, их характеристика.

    Методология психологии.

  Что делает психологию наукой?

    Ученые, изучающие поведение, в том числе  и  психологи,  используют  в своей  деятельности  постулаты  о   природных   закономерностях   Вселенной, аналогичные тем,  что  использовал  Галилей.  Отличаются   только   предмет изучаемого вопроса и техническое  оснащение  исследований,  но  не  научный метод.

    Джорж К. Хоманс заметил, что «науку делает наукой ее  цель,  а  не  ее результаты: если исследование нацелено на выявление более  или  менее  общих связей между явлениями природы, когда проверка истинности  связи  заключена, в конечном счете, в самих данных, тогда это наука».

    Научное  исследование  в  психологии  основывается  на  том  же  самом постулате, что и в других научных областях: в основе  поведения  и  мышления лежит некая базовая реальность, которую  можно  исследовать  путем  научного анализа. В основе психологического исследования  лежит  следующий  постулат: человек по природе своей система очень сложная, но все же  система,  которая может быть понята и объяснена  посредством  научного  экспериментирования  и рационального анализа проведенных экспериментов.

    В научной психологии проблема становления парадигмы отражена в работах В.  Вундта  и  его  научной  школы.  Взяв  за   образец   естественнонаучный эксперимент,  психологи  конца  ХIХ  –  начала  ХХ  в.  перенесли   основные требования к экспериментальному методу на почву психологии. На  основе  этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся  научные  отчеты, статьи и монографии.

    Применение постулатов научного метода в психологии

    Научный метод, применяемый  в  психологии,  как  и  в  других  науках, основывается на нескольких допущениях о природе физического  и  психического мира.

    Упорядоченность. Психологическая и физическая природа мира упорядочена, а  не  случайна или хаотична. Более того, принимается постулат, согласно которому  отдельные феномены находятся между собой в системных отношениях  и  отдельные  события следуют друг за другом в  упорядоченной  последовательности,  которая  может

быть подвергнута  наблюдению, описана и предсказана.

     Детерминизм. Принцип,  согласно  которому  все в природе порождается   действием материальных причин  и  законов.  Все  события  имеют  некую  причину.   Это значит,  что  психологический  феномен  имеет  первопричину  или  предыдущие обстоятельства, которые вызвали к жизни какой-либо  случай.

    Но в отношении  психологического  детерминизма  важно  быть  предельно внимательным и  осторожным:  то,  что  одно  происшествие  случается  прежде другого, не  обязательно  означает,  что  первый  случай  является  причиной второго.

    Эмпиризм. Определяется,   как    практика    полагаться    на    наблюдение    и экспериментирование,  особенно  в  естественных  науках,  в  которые  входит психология.  Эмпирическое  исследование  строится   на   измерениях   (часто выраженных в числовой форме), таких как  оценка  успехов  в  обучении,  силы убеждения и т.д.

    Не все данные, собранные  эмпирическим путем валидны. Данные могут  не обладать валидностью, если они избирательно подобраны для поддержки  заранее составленного мнения или если они упускают важные аспекты проблемы.

    Экономия доводов. Ученые  предпочитают  простые,  или  экономичные  объяснения   сложных природных  феноменов.  Постулат  экономии  доводов  важен   для   проведения обобщений о более высоких уровнях человеческого  поведения  –  он  позволяет ученым экстраполировать от конкретных данных к общим положениям.

    Закон  экономии  доводов  важен  для   формулировки   обобщений   ряда наблюдений, проведенных на особях одного и того  же  биологического  вида  и даже для кросс-видовых исследований.

    Метод – это путь, способ познания, посредством которого познаётся предмет науки. 
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых учёные получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надёжны. 
    Все сказанное относится и к психологии. Её явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки её успехи непосредственно зависели от безупречности применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, физиологии и медицины, биологии и истории и др.

    Метод психологии  – это способ познания внутренних  психических явлений через анализ  внешних психологических факторов.

    Методы психологического  исследования обнаруживают зависимость  от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.

    Благодаря  применению методов естественных  и точных наук, психология, начиная  со второй половины XIX века, выделилась  в самостоятельную науку и  начала активно развиваться. До  этого момента психологические  знания получали в основном путём интроспекции (самонаблюдения), наблюдения за поведением других людей (например, дневниковые записи), умозрительных рассуждений. Однако субъективизм этих методов, их сложность и недостаточная надёжность послужили причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи между психологическими явлениями.

    Намерение  сделать психологическую науку  более точной и полезной на  практике наукой, было связано с внедрением лабораторного эксперимента. Со второй половины XIX века предпринимаются попытки количественной оценки психологических явлений. Одной из первых таких попыток было открытие серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяются связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Конец XIX века считается начальным этапом развития дифференциально-психологических исследований, в котором для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

    Сегодня в  ходе психологического исследования  применяют такие методы, как наблюдение, эксперимент в различных его  формах, беседа, анализ продуктов  деятельности детей, тесты и  социально-психологические методы. Как правило, в конкретных исследованиях используется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Конкретные методы исследования базируются на методологических принципах, исходящих из теоретических положений науки. Любой метод исследования несёт на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, разрабатываются определённые варианты основных методов – методика изучения тех или иных сторон развития психики человека. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от его умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.

    Классификация методов исследования.

    Существует  несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Например, Б.Г. Ананьев выделяет четыре группы методов.

    Организационные  методы включают сравнительный  метод (сопоставление различных  групп испытуемых по возрастам,  видам деятельности и др.); лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

    Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации. Среди них выделяют обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий); психодиагностические методы (тесты стандартизированные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия); праксиметрические методы (приёмы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности); моделирование; биографический метод.

    Методы обработки  данных охватывают: методы количественного  (статистический) и качественного  (дифференциация материала по  группам, их анализ) анализа, позволяющие  установить скрытые от прямого  восприятия закономерности.

    Интерпретационные  методы, предполагающие различные  приемы объяснения закономерностей,  выявленных в результате статистической  обработки данных, и их сопоставление  с ранее установленными фактами.  Они включают генетический метод,  представляющий собой исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический), так называемое исследование «вглубь»; структурный (классификация, типологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь». 
Более упрощённую классификацию предлагает И.Б. Гриншпун, согласно которому методы исследования подразделяются на неэкспериментальные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности), психодиагностические (различного рода тесты) и экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации).

    Р.С. Немцов предлагает следующую классификацию методов:

1) Наблюдение:

а) внешнее (наблюдение со стороны);

б) внутреннее самонаблюдение;

в) свободное;

г) стандартизированное;

д) включенное;

е) стороннее.

2) Опрос:

а) устный;

б) письменный;

в) свободный;

г) стандартизированный.

3) Тесты:

а) тесты-опросники;

б) тесты-задания;

в) проективные тесты.

4) Эксперимент:

а) естественный;

б) лабораторный.

5) Моделирование:

а) математическое;

б) логическое;

в) техническое;

г) кибернетическое.

    Приведённые  классификации методов исследования  различны по своей структуре,  однако содержание методов не  имеет существенных различий.

    Характеристика методов:

    а) Неэкспериментальные методы.

    Наблюдение – это  планомерное, целенаправленное, преднамеренное  и специальным образом организованное  восприятие явлений, результаты  которого в той или иной  форме фиксируются наблюдателем. Наблюдение – основной, наиболее  распространенный в психологии метод целенаправленного систематического изучения человека. 
Вначале появились наблюдения психологов за собственными детьми, оформляемые в виде записей и дневников. Затем стали возникать научные учреждения, где метод наблюдения был основным.

    Наблюдение становится  методом психологического исследования  в том случае, если оно не  ограничивается описанием внешних  явлений, а осуществляет переход  к объяснению психологической  природы этих явлений. Сущность  наблюдения состоит не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических фактов.

    Возможность использования данного метода естественных наук в психологии основана на методологическом принципе единства и деятельности. Общеизвестно, что психика человека формируется и проявляется в его деятельности – в действиях, словах, мимике и т.д. На основании внешних проявлений мы судим о внутренних процессах и состояниях. 
Наблюдение в психологических исследованиях используется в различных вариантах: наблюдение как вид деятельности; наблюдение как метод; наблюдение как частная методика (технология).

    Главными особенностями  наблюдения как метода психологического  исследования являются целенаправленность  и опосредованность (наблюдение  не напрямую, а через что-либо). В данном случае исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых, вследствие чего они протекают естественно.

    Недостатки, присущие наблюдению  как методу научного психологического  исследования, следующие: 
• большие временные затраты в связи с пассивностью наблюдателя. Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы; в то же время некоторые явления вообще недоступны для наблюдения;

Информация о работе Понятие метода и методологии в современной психологии