Понятие метода и методологии в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:11, реферат

Краткое описание

Ученые, изучающие поведение, в том числе и психологи, используют в своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной, аналогичные тем, что использовал Галилей. Отличаются только предмет изучаемого вопроса и техническое оснащение исследований, но не научный метод.
Джорж К. Хоманс заметил, что «науку делает наукой ее цель, а не ее результаты: если исследование нацелено на выявление более или менее общих связей между явлениями природы, когда проверка истинности связи заключена, в конечном счете, в самих данных, тогда это наука».

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие метода и методологии в современной психологии.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

• уникальность и неповторимость наблюдаемых явлений;

• трудность установления причины явления;

• субъективизм исследователя. Опасность  субъективизма возрастает в том  случае, если исследователь не только фиксирует в протоколе то, что  он воспринимает, но и высказывает  своё мнение о происходящем;

• необходимость учитывать культурные и ментальные особенности объекта наблюдения; 
• сложность осуществления статистической обработки данных;

• трудоёмкость, так как для  реализации наблюдения необходимы высокая  психологическая образованность исследователя  и огромные затраты времени.

    Метод наблюдения имеет безусловные достоинства:

• универсальный характер;

• гибкость наблюдения;

• «скромность» наблюдения;

• отсутствие искажения естественного  протекания психических процессов;

• богатство собираемых сведений. Благодаря наблюдению перед исследователем развёртывается жизнь определённого человека, которую можно сравнить с другими конкретными наблюдениями и сделать соответствующие выводы.

    Наблюдение должно быть  систематическим и планомерным.  Необходимо составить подробную  программу того, кто будет наблюдаться, в какие дни и часы дня будет проводиться исследование, какие моменты жизни будут охватываться и др., т.е. ответить на вопросы об объекте и предмете исследования. Большое значение имеет разработка схемы наблюдения, которая составляется после предварительного изучения объекта и предмета исследования. Результаты заносятся в протокол, после чего подвергаются математической обработке. 

    В настоящее время  для достижения объективности  и точности данного метода  используются также такие технические средства, как киносъёмка, магнитофон, фотография. Для уточнения результата наблюдения используется шкала, на которой отмечаются интенсивность протекания того или иного психического явления: сильно, средне, слабо и т.д.

    Важной методической  проблемой при осуществлении  наблюдения является вопрос о  взаимодействии исследователя и  испытуемого: испытуемый не должен  знать, что он стал объектом  изучения, иначе естественность  поведения, которая является главным  преимуществом метода, утрачивается.

    В зависимости  от объекта исследования выделяют  следующие виды наблюдения: 
• самонаблюдение – наблюдение человека за самим собой на основе рефлексивного мышления. В качестве объекта самонаблюдения могут выступать цели, мотивы, результаты деятельности. Данный метод лежит в основе самоотчётов. К недостаткам можно отнести субъективность, вследствие чего самонаблюдение используется чаще всего как дополнительный метод;

• объективное (внешнее) наблюдение – наблюдение за другим человеком, со стороны. 
    Беседа – это неэкспериментальный метод психологического исследования, который предусматривает прямое или косвенное накопление информации путём вербального (словесного) общения. Беседу можно использовать не только как метод сбора первичной информации о человеке в процессе общения с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы, но и как метод изучения и выяснения индивидуально-психологических особенностей личности (склонностей, интересов, степени воспитанности, отношения человека к жизненным явлениям, собственным поступкам и др.). 
    Беседа отличается относительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, предложениями. Проходит в форме личного общения по специально составленной программе. Сильная сторона беседы – в живом контакте исследователя с испытуемым, в возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, использования дополнительных уточнений, в возможности оперативной диагностики достоверности и полноты ответов.

    В ходе беседы  могут применяться следующие типы вопросов:

• ориентировочно-психологические  – используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой;

• вопросы-фильтры –  дают возможность выяснить некоторые  детали из жизни испытуемых;

• контрольные вопросы  – предназначены для проверки достоверности полученной информации.

    Преимущество  хорошо спланированной беседы  или другого опроса не только  в том, что они дают более  достоверные результаты, но и  в том, что ответы можно обрабатывать  статистически. 

    Интервью является одним из видов беседы и относится к наиболее старым и широко распространённым методам, предполагающим планомерные действия с определённой научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда условных вопросов или вербальных стимулов. Интервью как специфическая форма беседы применяется с целью получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и др.

    Интервью можно  разделить на структурированное  и неструктурированное. В интервью первого типа вопросы тщательно сформулированы и умело выстроены в нужном порядке. В неструктурированном интервью, наоборот, вопросы размещены так, чтобы у испытуемого определённая свобода в ответах.

    Интервью проводится  не только в индивидуальной форме, но и в групповой, которая приближается по форме к групповой дискуссии.

    Опрос представляет  собой способ получения информации  об изучаемом индивиде, группе  в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. испытуемого. Цель опроса – определить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности. 
    Анкета – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

    Анкета –  это опросный лист, составленный  определённым образом с учётом  содержания вопросов, формы их  предъявления, а также количества  и порядка следования. Порядок следования вопросов чаще всего устанавливается методом случайных чисел. 
    Анкетирование может быть устным или письменным, проводиться в индивидуальной или групповой форме, однако во всех случаях оно должно отвечать требованиям репрезентативности и однородности выборки.

    Анализ продуктов  (результатов) деятельности (творчества) – это исследовательский метод,  позволяющий опосредственно изучать  сформированность знаний и навыков,  интересов и способностей человека  на основе анализа продуктов  его деятельности. Это метод эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных продуктов его деятельности.

    Особенность  данного метода в том, что  исследователь не вступает в  контакт с самим испытуемым, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности. Использование этого метода основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика человека не только формируется, но и проявляется в деятельности.

   Изучение продуктов труда заключается в психологическом анализе различных поделок, рисунков, сочинений, творческих работ и др. Данный метод широко используется в педагогической психологии в форме анализа сочинений, конспектов, комментариев, выступлений и др., в детской психологии – в форме анализа рисунков, поделок и др.

    По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, точности испытуемого. Анализ количества и качества изделий в течение определённого времени позволяет обнаружить период наивысшей продолжительности труда, начало стадии утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда.

    Социометрия (социальное измерение) – это исследовательский метод, позволяющий изучать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы. Метод был разработан Дж. Морено, модификация теста произведена Я.Л. Коломинским. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены малой социальной группы относятся друг к другу.

    Основным методологическим  средством социометрии является так называемый социометрический тест. Он составляется из вопросов, адресованных каждому члену конкретной социальной группы.

    Форма проведения  может быть индивидуальной и  групповой. В зависимости от  возрастного состава групп и  специфики исследовательских задач применяются разнообразные варианты самих процедур исследования. В ходе исследования данные заносятся в социометрическую матрицу, на основании которой составляется социограмма.  
    Метод тестов – метод, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

    Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые даёт этот метод. Тесты:

• позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; 
• обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобства математической обработки;

• являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; 
• способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование;

• обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями  в отношении различных испытуемых.

    Валидность  теста – это степень, в которой  тест измеряет именно то, для  чего он предназначен. Валидизация  тестов проводится путём выявления  связи между уровнем выполнения  тестовых заданий и независимым  внешним критерием, характеризующим деятельность и поведение, относительно которых ведётся исследование.

    Тест помогает:

• выявить наличие (отсутствие) определённых способностей, знаний, умений, навыков;

• наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности;

• установить степень пригодности для какой-либо работы и др.

    По виду  свойств личности тесты делятся  на тесты достижений и личностные.

    По виду  инструкции и способу применения  различают индивидуальные и групповые  тесты. 
    В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя, выделяют тесты объективные и субъективные.

    Это деление  в определённой степени совпадает  с делением на прямые и непрямые  тесты, которые различаются в  силу того, знают или не знают  испытуемые значение и цель теста. 
    Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования.

    В зависимости  от представленности в тесте  речевого компонента выделяют  тесты вербальные и невербальные.

    По формальной структуре различаются тесты простые, на которые даётся один ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов.

    В последнее  время всё большее распространение  получают критериально-ориентированные  тесты, позволяющие оценивать  испытуемого по отношению к заранее заданной норме.

    Различные  типы объективных тестов сгруппированы  Р.Б. Кеттеллом и Б.Ф. Варбуртоном  в двенадцать групп. Эти группы  включают:

• тесты способностей;

• тесты умений и навыков;

• тесты на восприятие;

• опросники;

• мнения;

• эстетические тесты;

• проективные тесты;

• ситуационные тесты;

• игры, в которых наиболее полно проявляются люди;

• физиологические тесты;

• физические тесты;

• случайные наблюдения.

    Проективные  тесты – это совокупность методик  для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации.

    Термин «проективный  метод» предложил Л. Франк для  обозначения методов оценки, когда  испытуемым дают определённые  стимулы, содержание которых не  предполагает чётких, обусловленных  данной культурой ответов. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям или объектам.

    Преимущества  проективных методов:

• тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, поэтому испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы;

• непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что даёт возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.

    Недостатки  проективных методов:

• недостаточно стандартизированы;

• отсутствует чёткая процедура их проведения;

• имеют низкую надёжность и Валидность;

• интерпретация часто зависит от догадок и интуиции психолога, что не способствует повышению научной ценности проективных методов.

    Классификация  проективных методов:

• конститутивные тесты, при которых содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование;

Информация о работе Понятие метода и методологии в современной психологии