Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:11, реферат
Ученые, изучающие поведение, в том числе и психологи, используют в своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной, аналогичные тем, что использовал Галилей. Отличаются только предмет изучаемого вопроса и техническое оснащение исследований, но не научный метод.
Джорж К. Хоманс заметил, что «науку делает наукой ее цель, а не ее результаты: если исследование нацелено на выявление более или менее общих связей между явлениями природы, когда проверка истинности связи заключена, в конечном счете, в самих данных, тогда это наука».
• уникальность и неповторимость наблюдаемых явлений;
• трудность установления причины явления;
• субъективизм исследователя. Опасность субъективизма возрастает в том случае, если исследователь не только фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, но и высказывает своё мнение о происходящем;
• необходимость учитывать
• сложность осуществления статистической
обработки данных;
• трудоёмкость, так как для реализации наблюдения необходимы высокая психологическая образованность исследователя и огромные затраты времени.
Метод наблюдения имеет безусловные достоинства:
• универсальный характер;
• гибкость наблюдения;
• «скромность» наблюдения;
• отсутствие искажения естественного протекания психических процессов;
• богатство собираемых сведений. Благодаря наблюдению перед исследователем развёртывается жизнь определённого человека, которую можно сравнить с другими конкретными наблюдениями и сделать соответствующие выводы.
Наблюдение должно быть
систематическим и планомерным.
В настоящее время
для достижения объективности
и точности данного метода
используются также такие
Важной методической
проблемой при осуществлении
наблюдения является вопрос о
взаимодействии исследователя
В зависимости
от объекта исследования
• самонаблюдение – наблюдение человека
за самим собой на основе рефлексивного
мышления. В качестве объекта самонаблюдения
могут выступать цели, мотивы, результаты деятельности. Данный метод лежит
в основе самоотчётов. К недостаткам можно
отнести субъективность, вследствие чего
самонаблюдение используется чаще всего
как дополнительный метод;
• объективное (внешнее)
наблюдение – наблюдение за другим
человеком, со стороны.
Беседа – это неэкспериментальный
метод психологического исследования,
который предусматривает прямое или косвенное
накопление информации путём вербального
(словесного) общения. Беседу можно использовать
не только как метод сбора первичной информации
о человеке в процессе общения с ним, в
результате его ответов на целенаправленные
вопросы, но и как метод изучения и выяснения
индивидуально-психологических особенностей
личности (склонностей, интересов, степени
воспитанности, отношения человека к жизненным
явлениям, собственным поступкам и др.).
Беседа отличается относительно
свободным построением плана, взаимным
обменом мнениями, предложениями. Проходит
в форме личного общения по специально
составленной программе. Сильная сторона
беседы – в живом контакте исследователя
с испытуемым, в возможности индивидуализации
вопросов, их варьирования, использования
дополнительных уточнений, в возможности
оперативной диагностики достоверности
и полноты ответов.
В ходе беседы могут применяться следующие типы вопросов:
• ориентировочно-
• вопросы-фильтры – дают возможность выяснить некоторые детали из жизни испытуемых;
• контрольные вопросы – предназначены для проверки достоверности полученной информации.
Преимущество
хорошо спланированной беседы
или другого опроса не только
в том, что они дают более
достоверные результаты, но и
в том, что ответы можно
Интервью является одним из видов беседы и относится к наиболее старым и широко распространённым методам, предполагающим планомерные действия с определённой научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда условных вопросов или вербальных стимулов. Интервью как специфическая форма беседы применяется с целью получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и др.
Интервью можно
разделить на
Интервью проводится не только в индивидуальной форме, но и в групповой, которая приближается по форме к групповой дискуссии.
Опрос представляет
собой способ получения
Анкета – эмпирический социально-психологический
метод получения информации на основании
ответов на специально подготовленные
и соответствующие основной задаче исследования
вопросы.
Анкета –
это опросный лист, составленный
определённым образом с учётом
содержания вопросов, формы их
предъявления, а также количества
и порядка следования. Порядок следования вопросов чаще
всего устанавливается методом случайных
чисел.
Анкетирование может быть устным
или письменным, проводиться в индивидуальной
или групповой форме, однако во всех случаях
оно должно отвечать требованиям репрезентативности
и однородности выборки.
Анализ продуктов
(результатов) деятельности (творчества)
– это исследовательский метод,
Особенность данного метода в том, что исследователь не вступает в контакт с самим испытуемым, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности. Использование этого метода основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика человека не только формируется, но и проявляется в деятельности.
Изучение продуктов труда заключается в психологическом анализе различных поделок, рисунков, сочинений, творческих работ и др. Данный метод широко используется в педагогической психологии в форме анализа сочинений, конспектов, комментариев, выступлений и др., в детской психологии – в форме анализа рисунков, поделок и др.
По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, точности испытуемого. Анализ количества и качества изделий в течение определённого времени позволяет обнаружить период наивысшей продолжительности труда, начало стадии утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда.
Социометрия (социальное измерение) – это исследовательский метод, позволяющий изучать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы. Метод был разработан Дж. Морено, модификация теста произведена Я.Л. Коломинским. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены малой социальной группы относятся друг к другу.
Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест. Он составляется из вопросов, адресованных каждому члену конкретной социальной группы.
Форма проведения
может быть индивидуальной и
групповой. В зависимости от
возрастного состава групп и
специфики исследовательских задач применяются
разнообразные варианты самих процедур
исследования. В ходе исследования данные
заносятся в социометрическую матрицу,
на основании которой составляется социограмма.
Метод тестов – метод, применяемый
в эмпирических социологических исследованиях,
а также метод измерения и оценки различных
психологических качеств и состояний
индивида.
Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые даёт этот метод. Тесты:
• позволяют дать оценку
индивида в соответствии с поставленной
целью исследования;
• обеспечивают возможность получения
количественной оценки на основе квантификации
качественных параметров личности и удобства
математической обработки;
• являются относительно оперативным способом оценки
большого числа неизвестных лиц;
• способствуют объективности оценок,
не зависящих от субъективных установок
лица, проводящего исследование;
• обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями в отношении различных испытуемых.
Валидность
теста – это степень, в
Тест помогает:
• выявить наличие (отсутствие) определённых способностей, знаний, умений, навыков;
• наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности;
• установить степень пригодности для какой-либо работы и др.
По виду
свойств личности тесты
По виду
инструкции и способу
В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется
субъективность исследователя, выделяют
тесты объективные и субъективные.
Это деление
в определённой степени
Для проективных тестов типична
ситуация, когда испытуемый не информирован
о действительной цели исследования.
В зависимости
от представленности в тесте
речевого компонента выделяют
тесты вербальные и
По формальной структуре различаются тесты простые, на которые даётся один ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов.
В последнее
время всё большее
Различные
типы объективных тестов
• тесты способностей;
• тесты умений и навыков;
• тесты на восприятие;
• опросники;
• мнения;
• эстетические тесты;
• проективные тесты;
• ситуационные тесты;
• игры, в которых наиболее полно проявляются люди;
• физиологические тесты;
• физические тесты;
• случайные наблюдения.
Проективные
тесты – это совокупность
Термин «проективный
метод» предложил Л. Франк для
обозначения методов оценки, когда
испытуемым дают определённые
стимулы, содержание которых
Преимущества проективных методов:
• тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, поэтому испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы;
• непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что даёт возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.
Недостатки проективных методов:
• недостаточно стандартизированы;
• отсутствует чёткая процедура их проведения;
• имеют низкую надёжность и Валидность;
• интерпретация часто зависит от догадок и интуиции психолога, что не способствует повышению научной ценности проективных методов.
Классификация проективных методов:
• конститутивные тесты, при которых содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование;
Информация о работе Понятие метода и методологии в современной психологии