Понятие нормы и отклонения в развитии человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Понятие норма в психологии рассматривается в 3-х аспектах, при определении которых следует учитывать:
1. Соответствует ли уровень развития ребенка уровню большинства детей этого возраста (статистическая норма),
2. Развивается ли ребенок в соответствии со своими возможностями со своей индивидуальностью (смотрим по обучаемости) (функциональная норма),
3. Развивается ли ребенок в оптимальных социальных условиях (идеальная норма).

Содержание

1. Понятие нормы и отклонения в развитии человека 3
2. Профилактика норм и отклонений в развитии человека 4
3. Диагностика норм и отклонений в развитии человека 6
4. Коррекция норм и отклонений в развитии человека 7
5. Список использованной литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

кр по коррекц.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Понятие нормы и отклонения в развитии человека 

        Понятие норма в психологии рассматривается в 3-х аспектах, при определении которых следует учитывать [4, с.134]:

1. Соответствует ли уровень  развития ребенка уровню большинства детей этого возраста (статистическая норма),

2. Развивается ли ребенок  в соответствии со своими возможностями  со своей индивидуальностью (смотрим  по обучаемости) (функциональная норма),

3. Развивается ли ребенок  в оптимальных социальных условиях (идеальная норма).

         Норма развития – это оптимальный с точки зрения общества, уровень развития, соотнесенный с индивидуальными особенностями ребенка.

         Понятие отклонения используется для обозначения расхождения с нормой развития. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость.

         Типы отклонений [8]:

  • физические - связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др. (болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата).
  • Психические - связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками (задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность).
  • Педагогические – несоответствие стандартам образования  (отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования).
  • социальные - отклонения от общепринятых правил поведения (детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность). 

      Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения.                    

             

                  Профилактика нормы и отклонений в развитии человека 

       Методы, используемые для профилактики отклонений в личностном развитии и социальном поведении детей, можно делят на две группы [5]:

  • методы непосредственного воздействия на детей;
  • методы опосредованного воздействия, ориентированные на работу с семьей и педагогами.

      Работа с родителями может проводиться в виде тематических семинаров, а также совместных вечеров вместе с детьми. Главная цель — обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку. В связи с этим следующие компоненты эффективного общения родителей с детьми являются необходимыми [2, c. 23]:

  • Контакт глаз. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.
  • Физический контакт. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно, спокойно и с самим собой, и с другими.
  • Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.
  • Дисциплина. Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть не одно и то же.

       Уменьшение  числа лиц с ОВ жизнедеятельности может сегодня достигаться также средствами медицины через [6]:

  • совершенствование профилактики;
  • своевременность раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка;
  • совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий;
  • повышение качества медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса.           

         Медицинская абилитация - это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура, протезирование, оперативное вмешательство и др.).                                                                                                  Для того чтобы успешно проводить педагогическую абилитацию, специальному педагогу необходимо знать ключевые моменты медицинской абилитации для оптимального объединения усилий.

   Профилактика социальных отклонений [7]:

  1. первичная (направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов);
  2. вторичная (раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», имеющими выраженную склонность к формированию ОП без проявления такового в настоящее время);
  3. третичная (Лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения. Направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением).

Формы психопрофилактической работы:

  • Организация социальной среды. Воздействуя на соц.факторы, м. предотвратить нежелательное поведение личности. У подростков: Социальная реклама на формирование установок на здоровый образ жизни, использование СМИ, спец. кинофильмы, и т.д.
  • Информирование – лекции, беседы, спец. лит-ра, фильмы. Попытка воздействовать на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений
  • Активное обучение социально-важным навыкам. – групповые тренинги.
  • Тренинг устойчивости к негативному соц. воздействию (изменяется установка девиантное поведение, способность говорить «нет», информация о возможном негативном влиянии взрослых).
  • Тренинг аффективно-ценностного обучения (основан на представлении, что ДП непосредственно связано с эмоциональными нарушениями, навыки принятия решения, повышение самооценки).
  • Тренинг формирования жизненных навыков (наиболее важные соц. умения личности – общаться, разрешать конфликты).
  • Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (заместительный эффект ДП, формирование позитивных потребностей – творчество, спорт).
  • Организация здорового образа жизни (представления о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром).
  • Активизация личностных ресурсов (активные занятия подростками спортом, арттерапия обеспечивают активность личности и устойчивость к негативному воздействию).
  • Минимизация негативных последствий ДП (профилактика рецедивов и их негативных последствий. Мед. помощь, знания о сопутствующих заболеваниях и их лечении).       

                      

 

                          Диагностика норм и отклонений в развитии человека

              Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия [8].

       Задачи комиссии:

  1. проведение возможно более раннего психолого-медико-педагогического обследования детей,
  2. выявление особенностей развития детей в целях установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования.
  3. консультирование родителей (или законных их представителей), педагогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования.

             Принципы, которыми руководствуются при обследовании детей с нарушениями в развитии [3, c. 208]:

  • принцип комплексного изучения ребенка - всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, навыков, состояния органов чувств, двигательной сферы, состояния нервной системы ребенка и т.д
  • принцип целостного системного изучения ребенка - обнаружение и установление связей между отдельными проявлениями нарушения психического развития, определение их причин. Основополагающим здесь является положение Л.С. Выготского о структуре дефекта, которое и позволяет осуществить системный анализ того или иного нарушения.
  • принцип динамического изучения ребенка - согласно нему при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. Значимой для этого принципа является концепция Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудности задач, решаемых ребенком под руководством, с помощью взрослого).
  • принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологической диагностики – учитывается не только конечный результат деятельности, но и анализируется процесс ее выполнения — способ, рациональность, логическую последовательность операций, настойчивость в достижении цели, отношение к избранным способам решения и т.д. При этом количественные и качественные показатели выступают во взаимосвязи.

 

              Коррекция отклонений в развитии человека 

         Коррекционная работа с родителями должна быть направлена на преодоление ими неправильных, ведущих к искажению психосоциального развития ребенка стилей воспитания.

     Наиболее типичные стили ошибочного воспитания[1, c.158]:

^ 1. Эмоциональное неприятие ребенка. При неприятии все в ребенке вызывает у родителя досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и т.д. Неприятие всегда приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ребенка не любят собственные родители, у него не может быть уверенности в собственных силах.

^ 2. Гиперсоциальное воспитание. При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета особенностей ребенка тоже нет. Он должен следовать в своем развитии жесткой родительской программе в соответствии с «идеальными» в настоящее время предписаниями ученых или модой. В результате у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к формированию тревожно-мнительного характера.

^ 3. Тревожно-мнительное воспитание. Ребенка исступленно любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в результате все этапы социализации он проходит со значительным отставанием и испытывает выраженные трудности адаптации к новым ситуациям, в частности к ДОУ.

^ 4. Эгоцентрическое воспитание. При данном типе воспитания ребенок растет при полном отсутствии хоть какой-то дисциплины. Все его желания удовлетворяются немедленно. В результате ребенок не приучен принимать и понимать интересы других людей, произвольный контроль у него резко снижен.

        Родители в состоянии справиться с данной задачей только вместе с педагогом, а для этого он должен уметь определить эту задачу и учесть в своей работе, разъясняя родителям негативные последствия неправильного воспитания.

        В  настоящее время существует современная  система специального образования. Она включает [5]:

    • Медико-социально-педагогический патронаж - предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.
    • Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями -  дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:
      • ясли-сады;
      • детские сады;
      • дошкольные детские дома;
      • дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

          В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время.

    • Школьная система специального образования.

         В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру[5]:

– специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

Информация о работе Понятие нормы и отклонения в развитии человека