Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:11, контрольная работа
Образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому ».
1 ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ
Образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому ».
Также образование можно определить как — целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.
Мы увидели, что образование - очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:
- это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;
- это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;
- это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;
- это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.
По мере перехода к информационному
обществу образование все больше
будет становиться
Социальные функции:
1. определяет основную ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.
2. Социальная селекция. В
образовании индивиды
3.Накопление и хранение
культуры общества. Образование
поддерживает тот необходимый
уровень сплоченности общества,
способствует поддержанию его
стабильности, ведет к непосредственному
социальному воспроизводству
4. Формирование и
5.Социализация личности.
Процессы социализации
6. Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование.
Функции образования в
производственно-экономической
1. Формирование профессионально-
2. Привлечение экономических
ресурсов. Источники ресурсов различны:
от госбюджета до частных
3.Внутреннее распределение
экономических и иных ресурсов.
Уполномоченные на то
Функции образования в сфере культуры :
1. Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой.
2. Инновация в сфере
культуры. Образование способствует
всевозможным открытиям и
Функции образования в социально-политической сфере:
1. Привитие образовательным
общностям приемлемых (разделяемых)
правовых и политических
2. обеспечивает поощрение
законопослушного правового и
политического поведения, а
2 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Структура национальной системы
образования базируется на Конституции
Республики Беларусь и других нормативно-правовых
актах. Гарантируется равенство
всех граждан в получении
После успешного окончания
базовой школы имеется
Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе.
Основные документы, дающие право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат об общем среднем или средне - специальном образовании и 3 сертификата Централизованного тестирования.
Система управления образованием
в Республике Беларусь имеет государственно-
Министерство образования
и науки Республики Беларусь руководит
непосредственно подчиненными ему
высшими и средними специальными
учебными заведениями, подведомственными
научными и учебно-методическими
организациями, институтами повышения
квалификации, республиканскими учреждениями
и организациями. Осуществляет общее
организационно-методическое руководство
работой управлений и отделов
образования исполкомов местных
Советов народных депутатов, в ведении
которых находятся детские
В соответствии с существующим
законодательством национальная система
образования должна обеспечиваться
государственным
Национальная система образования РБ включает: дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольные формы образования;
профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров;
самостоятельное образование граждан.
В систему образования
Республики Беларусь входят различные
типы учебных и учебно-
3 МИРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Состояние образования в
современном мире сложно и противоречиво.
С одной стороны, образование
в 20-м веке стало одной из самых
важных сфер человеческой деятельности;
огромные достижения в этой области
легли в основу грандиозных социальных
и научно-технологических
Изменения в сфере образования
неразрывно связаны с процессами,
происходящими в социально-
Эволюция знания в основной
источник стоимости в информационном
обществе. По мере общественного развития
отчетливо проявляется то, что
в качестве источника прибыли
все чаще выступают знания, инновации
и способы их практического применения.
То, что знание начинает занимать ключевые
позиции в экономическом
Для того чтобы создание
современной информационной инфраструктуры
в развивающихся странах
Трансформация, расширение понятия образования. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.
Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.
Переход от концепции функциональной
подготовки к концепции развития
личности. Суть этого перехода заключается
не только в смене приоритетов: от
государственного заказа на подготовку
специалистов к удовлетворению потребностей
личности. Новая концепция
Важным фактором в этом
направлении развития образования
является формирование у учащихся умений
учиться, умений самостоятельной когнитивной
деятельности с использованием современных
и перспективных средств
Концепция непрерывного образования. Образование взрослых. Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает.
Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг.
Интеграция образования. Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.