Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:58, лекция
Специфику общения составляет тот факт, что обе стороны взаимодействия представлены равноправными активными субъектами и личностями. Поэтому схемы и категории анализа предметной деятельности требуют здесь серьезной коррекции. В предметной деятельности существует жесткая и однозначная дифференциация субъекта и объекта.
Содействие
действительно обладает всеми свойствами
и функциями общения. Оно имеет
мотив, цель, ориентировочную основу,
которые образуют его внутренний компонент.
К функциональным свойствам содействия
относится влияние на другого человека
(обучение, развитие, воспитание, управление),
передача информации, познание другого
человека, удовлетворение всевозможных
потребностей и др. Содействие обладает
способностью к развитию и преобразованию
формы. Из внешнего, например речевого,
оно может легко превратиться во внутреннее
речевое, то есть умственное действие,
и наоборот. Так, любой предстоящий разговор
с кем-то мы можем провести
96
мысленно,
то есть во внутренней форме. Содействие
обладает таким свойством, как диалогичность.
При построении
содействия субъект должен отталкиваться
от двух факторов: цели и индивидуальных
психологических особенностей человека,
которому оно адресовано. В зависимости
от этого выделяют две основные характеристики
содействия: целесообразность и разумность.
Целесообразность определяется степенью
его соответствия поставленной цели.
Разумность измеряется мерой соотнесенности
и соответствия содействия индивидуальным
психологическим особенностям адресата.
Именно они и позволяют спроектировать
наиболее подходящие способы и приемы
содействия: просьбу, приказ, намек, иронию,
обиду, лесть, угрозу и т. п. Эффективность
содействия зависит от того, насколько
оно целесообразно и разумно.
Для построения эффективных содействий
субъект должен иметь высокий
уровень психологической
Содействия
отличаются необыкновенно широким
многообразием. Поэтому существует
много различных их классификаций.
В соответствии с психологическим содержанием,
то есть в зависимости от того, на актуализацию
каких сфер личности они направлены, можно
выделить следующие их виды: потребностно-мотивационные
(смыслообразующие), волевые, сенсорно-перцептивные,
мнемические, ориентированные на внимание
(аттенционные), ориентированные на воображение
(имажитив-ные), ориентированные на мышление
(мыслительные), ориентированные на эмоции
(эмоциональные), ориенти-рованые на способности,
ориентированные на свойства темперамента,
ориентированные на черты характера, ориентированные
на самосознание, ориентированные на психомоторику,
ориентированные на практические действия.
Умение хорошо ориентироваться в подобных
содействиях, проектировать и строить
их имеет очень важное значение в профессиях,
связанных с обучением, воспитанием, развитием
и психокоррекцией личности.
Содействия
всегда встроены в контекст профессиональной
деятельности специалистов, работающих
с людьми: учителей, психологов, социальных
работников, руководителей, дипломатов,
политиков, врачей, следователей и др.
Они выступают как главные инструменты
их профессиональной деятельности. В рамках
той или иной профессиональной
97
деятельности
они получают определенную специфику.
Однако по содержанию и сущности они
остаются психологическими. В зависимости
от профессиональной принадлежности содействия
подразделяются на педагогические, управленческие,
психокоррекционные, политические, идеологические,
религиозные, маркетинговые и др.
Содействия
имеют разный уровень личностной
значимости для человека, которому
они адресованы. Здесь можно выделить
целый континуум вариантов, на одном
полюсе которого располагаются личностно
нейтральные содействия, на другом
- предельно значимые. Основная особенность
личностно значимых содействий заключается
в том, что они затрагивают наиболее важные
потребности, интересы, убеждения, ценностные
ориентации человека и потому имеют достаточно
серьезные последствия для него: эмоциональные
потрясения, изменения идеалов, принятие
каких-то серьезных жизненных решений
и т. п. Личностно значимые содействия,
в свою очередь, подразделяются на положительные
(гуманные), отрицательные (антигуманные)
и двойственные. Положительные содействия
имеют для человека позитивный личностный
смысл и порождают, чаще всего, положительные
эмоции: радость, гордость, уверенность,
удовольствие, счастье и т. п. Они встречаются
прежде всего при общении людей, связанных
благоприятными отношениями. Отрицательные
содействия имеют для человека прямо противоположные
личностные последствия. В некоторых случаях
они оказываются просто разрушительными
для личности. Их можно встретить в общении
людей, связанных отрицательными и конфликтными
отношениями. Двойственные содействия
совмещают в себе особенности положительных
и отрицательных. В заключение следует
подчеркнуть, что высокая культура общения
предполагает умение понимать и предвосхищать
личностную значимость для партнера своих
содействий. Низкий уровень развития соответствующих
способностей, характерный прежде всего
для эгоцентрических личностей, является
одной из причин конфликтов.
При построении
содействий субъект может не скрывать
от партнера своих мотивов и целей
или даже специально демонстрировать
их. Это характерно для общения
людей, не имеющих враждебных намерений
в отношении друг друга. Такие
содействия называются открытыми. Однако
в условиях конфликтного общения, конкурентной
98
борьбы,
несовместимости интересов
5.5. Психология
межличностного познания
Необходимым
атрибутом и условием всякого
общения является познание партнерами
друг друга. В результате этого процесса
у каждого субъекта складывается
определенное представление о другом
человеке как субъекте и как личности
(о его индивидуальных психологических
особенностях, способностях, мотивах,
намерениях, эмоциональных состояниях
и т. д.). Именно на его основе осуществляется
проектирование наиболее разумных и
эффективных способов общения и
в конечном итоге решение стоящих
перед субъектом задач. Отсюда любые
ошибки в межличностном понимании
порождают соответствующие
Человек
как объект познания отличается необыкновенной
сложностью, многообразием и
99
Предметом
межличностного познания выступает
внутренняя психологическая сущность
человека. Она скрыта от непосредственного
восприятия, но проявляется в особенностях
внешнего и поведенческого облика.
К внешнему облику относятся физические
и эстетические свойства тела человека
(телосложение, рост, лицо, волосы и
т. п.) и оформление внешнего облика
(одежда, украшения, наличие косметики
и т. п.). Все эти признаки внешнего
облика несут определенную информацию
о внутренней психологической сущности
человека. Они имеют довольно большое
значение на этапе возникновения
первого впечатления о
На первый
взгляд может показаться, что межличностное
понимание представляет собой процесс
восприятия и психологической
Межличностное
познание всегда подчинено целям
и задачам субъекта, которые заставляют
его вступать в общение с тем
или иным человеком. Своими реальными
содействиями он актуализирует в
партнере те стороны его
100
внутреннего
психологического облика, которые имеют
прямое отношение к достижению поставленных
целей. Именно они и становятся предметом
главного внимания и понимания. Поэтому
мы знаем друг друга довольно односторонне.
Например, руководитель знает своего подчиненного
как работника, но не как, например, отца
семейства, мужа, родителя, соседа по квартире
или по даче и т. д. Чем шире круг задач,
побуждающих нас вступать в общение с
каким-либо человеком, тем полнее наше
знание о нем. Одна из типичных ошибок
межличностного познания заключается
в стремлении абсолютизировать свои весьма
ограниченные знания о каком-то человеке,
то есть в попытке вывести их за рамки
тех жизненных ситуаций, в которых они
были получены.
В межличностном
познании задействованы все
Психологическое
мышление начинает развиваться у
человека с младенческого возраста
по мере накопления и расширения опыта
общения с другими людьми. У
большинства людей оно является
не научным, а житейским, или обыденным.
Житейское мышление вполне приспособлено
для решения повседневных бытовых
психологических задач. Однако в условиях
профессиональной деятельности многих
специалистов сферы "человек-человек"
требуется научное психологическое мышление.
Оно может возникнуть только в условиях
специального обучения, направленного
на формирование соответствующих умственных
действий: анализа, синтеза, обобщения,
прогнозирования (внутреннего планирования),
целеполагания, проектирования содействий,
децентрации, рефлексии и др. Они порождаются
на основе особого преобразования
101
содействий. Поэтому формирующая методика должна воссоздавать необходимые психологические условия.