Понятие общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:58, лекция

Краткое описание

Специфику общения составляет тот факт, что обе стороны взаимодействия представлены равноправными активными субъектами и личностями. Поэтому схемы и категории анализа предметной деятельности требуют здесь серьезной коррекции. В предметной деятельности существует жесткая и однозначная дифференциация субъекта и объекта.

Вложенные файлы: 1 файл

общение.docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

Содействие  действительно обладает всеми свойствами и функциями общения. Оно имеет  мотив, цель, ориентировочную основу, которые образуют его внутренний компонент. К функциональным свойствам содействия относится влияние на другого человека (обучение, развитие, воспитание, управление), передача информации, познание другого человека, удовлетворение всевозможных потребностей и др. Содействие обладает способностью к развитию и преобразованию формы. Из внешнего, например речевого, оно может легко превратиться во внутреннее речевое, то есть умственное действие, и наоборот. Так, любой предстоящий разговор с кем-то мы можем провести  

96 

мысленно, то есть во внутренней форме. Содействие обладает таким свойством, как диалогичность.  

При построении содействия субъект должен отталкиваться  от двух факторов: цели и индивидуальных психологических особенностей человека, которому оно адресовано. В зависимости  от этого выделяют две основные характеристики содействия: целесообразность и разумность. Целесообразность определяется степенью его соответствия поставленной цели. Разумность измеряется мерой соотнесенности и соответствия содействия индивидуальным психологическим особенностям адресата. Именно они и позволяют спроектировать наиболее подходящие способы и приемы содействия: просьбу, приказ, намек, иронию, обиду, лесть, угрозу и т. п. Эффективность  содействия зависит от того, насколько  оно целесообразно и разумно. Для построения эффективных содействий субъект должен иметь высокий  уровень психологической культуры.  

Содействия  отличаются необыкновенно широким  многообразием. Поэтому существует много различных их классификаций. В соответствии с психологическим содержанием, то есть в зависимости от того, на актуализацию каких сфер личности они направлены, можно выделить следующие их виды: потребностно-мотивационные (смыслообразующие), волевые, сенсорно-перцептивные, мнемические, ориентированные на внимание (аттенционные), ориентированные на воображение (имажитив-ные), ориентированные на мышление (мыслительные), ориентированные на эмоции (эмоциональные), ориенти-рованые на способности, ориентированные на свойства темперамента, ориентированные на черты характера, ориентированные на самосознание, ориентированные на психомоторику, ориентированные на практические действия. Умение хорошо ориентироваться в подобных содействиях, проектировать и строить их имеет очень важное значение в профессиях, связанных с обучением, воспитанием, развитием и психокоррекцией личности.  

Содействия  всегда встроены в контекст профессиональной деятельности специалистов, работающих с людьми: учителей, психологов, социальных работников, руководителей, дипломатов, политиков, врачей, следователей и др. Они выступают как главные инструменты их профессиональной деятельности. В рамках той или иной профессиональной  

97 

деятельности  они получают определенную специфику. Однако по содержанию и сущности они  остаются психологическими. В зависимости  от профессиональной принадлежности содействия подразделяются на педагогические, управленческие, психокоррекционные, политические, идеологические, религиозные, маркетинговые и др.  

Содействия  имеют разный уровень личностной значимости для человека, которому они адресованы. Здесь можно выделить целый континуум вариантов, на одном  полюсе которого располагаются личностно  нейтральные содействия, на другом - предельно значимые. Основная особенность личностно значимых содействий заключается в том, что они затрагивают наиболее важные потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации человека и потому имеют достаточно серьезные последствия для него: эмоциональные потрясения, изменения идеалов, принятие каких-то серьезных жизненных решений и т. п. Личностно значимые содействия, в свою очередь, подразделяются на положительные (гуманные), отрицательные (антигуманные) и двойственные. Положительные содействия имеют для человека позитивный личностный смысл и порождают, чаще всего, положительные эмоции: радость, гордость, уверенность, удовольствие, счастье и т. п. Они встречаются прежде всего при общении людей, связанных благоприятными отношениями. Отрицательные содействия имеют для человека прямо противоположные личностные последствия. В некоторых случаях они оказываются просто разрушительными для личности. Их можно встретить в общении людей, связанных отрицательными и конфликтными отношениями. Двойственные содействия совмещают в себе особенности положительных и отрицательных. В заключение следует подчеркнуть, что высокая культура общения предполагает умение понимать и предвосхищать личностную значимость для партнера своих содействий. Низкий уровень развития соответствующих способностей, характерный прежде всего для эгоцентрических личностей, является одной из причин конфликтов.  

При построении содействий субъект может не скрывать от партнера своих мотивов и целей  или даже специально демонстрировать  их. Это характерно для общения  людей, не имеющих враждебных намерений  в отношении друг друга. Такие  содействия называются открытыми. Однако в условиях конфликтного общения, конкурентной  

98 

борьбы, несовместимости интересов людей, враждебных отношений и в некоторых  других случаях широко практикуются содействия со скрытыми, замаскированными мотивами и целями. Они называются психологическими манипуляциями. При  этом партнеры используют специальные  приемы, позволяющие не только скрыть от противника собственные цели и  мотивы, но даже продемонстрировать ложные (мнимые). Психологические манипуляции  встречаются в рекламе, в политической борьбе, в военной сфере, в пропаганде, в спорте, в бизнесе, в сфере  управления и т. д. В разработке технологий манипулирования людьми задействованы  специалисты в области психологии. Для того чтобы не стать объектом манипуляций, необходимо иметь высокий  уровень психологической культуры 

5.5. Психология  межличностного познания 

Необходимым атрибутом и условием всякого  общения является познание партнерами друг друга. В результате этого процесса у каждого субъекта складывается определенное представление о другом человеке как субъекте и как личности (о его индивидуальных психологических  особенностях, способностях, мотивах, намерениях, эмоциональных состояниях и т. д.). Именно на его основе осуществляется проектирование наиболее разумных и  эффективных способов общения и  в конечном итоге решение стоящих  перед субъектом задач. Отсюда любые  ошибки в межличностном понимании  порождают соответствующие погрешности  в общении, затрудняют реализацию поставленных целей. Например, учитель, не понимающий своих учеников, не может установить с ними контакт и подобрать эффективные методы работы.  

Человек как объект познания отличается необыкновенной сложностью, многообразием и неисчерпаемостью. В этом отношении он несопоставим ни с каким другим известным человечеству объектом (за исключением Бога). Он в принципе непостижим. Любое наше знание о том или ином человеке является весьма относительным и достаточно приблизительным. Кроме того, будучи объектом познания, человек сознательно или неосознанно старается произвести на субъекта познания нужное впечатление, вводя его тем самым в заблуждение. Это также затрудняет познавательный процесс.  

99

Предметом межличностного познания выступает  внутренняя психологическая сущность человека. Она скрыта от непосредственного  восприятия, но проявляется в особенностях внешнего и поведенческого облика. К внешнему облику относятся физические и эстетические свойства тела человека (телосложение, рост, лицо, волосы и  т. п.) и оформление внешнего облика (одежда, украшения, наличие косметики  и т. п.). Все эти признаки внешнего облика несут определенную информацию о внутренней психологической сущности человека. Они имеют довольно большое  значение на этапе возникновения  первого впечатления о незнакомом человеке. Однако наиболее важную роль в межличностном понимании играют особенности поведенческого облика. Сюда относятся всевозможные поведенческие  акты: движения, действия, поступки. Они  могут быть вербальными, то есть речевыми, и невербальными: жесты, мимика, позы, выражение глаз, интонация, особенности  голоса и манеры говорения, проксемика и др. Следует подчеркнуть, что  невербальные компоненты поведенческого облика несут более точную информацию о человеке, поскольку плохо контролируются им.  

На первый взгляд может показаться, что межличностное  понимание представляет собой процесс  восприятия и психологической интерпретации (расшифровывания) внешнего и поведенческого облика другого человека. На самом  деле любой акт общения познаваемого человека (поступок, реплика, жест и  т. п.) осуществляется при содействии субъекта познания, то есть как бы провоцируется его предшествующим актом общения: поступку предшествует соответствующая ситуация, ответу - вопрос и т. д. Таким образом, активные содействия субъекта представляются неотъемлемой частью познавательного процесса. Кроме того, без них невозможно понять психологическое содержание поведенческого облика другого человека - объекта познания. Каждая его деталь (взгляд, выражение лица, речевое высказывание и т. п.) может быть правильно понята лишь в контексте предшествующего его содействия субъекта или ситуации. Вне этого контекста она становится психологически неопределенной.  

Межличностное познание всегда подчинено целям  и задачам субъекта, которые заставляют его вступать в общение с тем  или иным человеком. Своими реальными  содействиями он актуализирует в  партнере те стороны его  

100 

внутреннего психологического облика, которые имеют прямое отношение к достижению поставленных целей. Именно они и становятся предметом главного внимания и понимания. Поэтому мы знаем друг друга довольно односторонне. Например, руководитель знает своего подчиненного как работника, но не как, например, отца семейства, мужа, родителя, соседа по квартире или по даче и т. д. Чем шире круг задач, побуждающих нас вступать в общение с каким-либо человеком, тем полнее наше знание о нем. Одна из типичных ошибок межличностного познания заключается в стремлении абсолютизировать свои весьма ограниченные знания о каком-то человеке, то есть в попытке вывести их за рамки тех жизненных ситуаций, в которых они были получены.  

В межличностном  познании задействованы все познавательные процессы. Однако ведущим среди них  является мышление. Оно называется психологическим, поскольку направлено на понимание человека как психической  реальности: его мыслей, переживаний, личностных особенностей, потребностей, интересов, способностей и т. п. Оно  представляет собой систему умственных действий и операций, на основе которых  осуществляется субъективное воссоздание  другого человека как субъекта, как  личности и как индивидуальности. Именно от него во многом зависят возможности  человека понимать людей, в том числе  и самого себя. Это мышление составляет основу психологической культуры человека.  

Психологическое мышление начинает развиваться у  человека с младенческого возраста по мере накопления и расширения опыта  общения с другими людьми. У  большинства людей оно является не научным, а житейским, или обыденным. Житейское мышление вполне приспособлено  для решения повседневных бытовых  психологических задач. Однако в условиях профессиональной деятельности многих специалистов сферы "человек-человек" требуется научное психологическое мышление. Оно может возникнуть только в условиях специального обучения, направленного на формирование соответствующих умственных действий: анализа, синтеза, обобщения, прогнозирования (внутреннего планирования), целеполагания, проектирования содействий, децентрации, рефлексии и др. Они порождаются на основе особого преобразования  

101 

содействий. Поэтому формирующая методика должна воссоздавать необходимые психологические  условия.

Информация о работе Понятие общения