Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоционального состояния. Высшие чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:46, реферат

Краткое описание

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие об эмоциях и чувствах (реферат 1) !!!.docx

— 40.42 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Значение эмоций и чувств.

 

Яркость и разнообразие эмоциональных  отношений делают человека более  интересным. Он откликается на самые  разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний  личности помогает ей более глубоко  понять происходящее, более тонко  проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.

Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком  самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой  обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и  явлений.

Эмоции и чувства придают  словам, поступкам, всему поведению  определенный колорит. Положительные  переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и  смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В. И. Ленин говорил, что  без человеческих эмоций никогда  не бывало, нет и быть не может  человеческого искания истины.

 

3. Понятие «эмоциональных  состояний».

 

Эмоциональные состояния  – психические состояния, которые  возникают в процессе жизнедеятельности  субъекта и определяют не только уровень  информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного  сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоции это  эмоция, точнее целое эмоциональное  состояние, которое характеризуется  большим количеством особенностей в поведении человека.

От эмоционального состояния  человека зависит его жизнь, его  здоровье, его семья, работа, все  его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.

Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1. Радость (удовлетворение, веселье),

2. Грусть (печаль, депрессия),

3. Гнев (агрессия, озлобление),

4. Страх (тревога, испуг),

5. Удивление (любопытство),

6. Отвращение (презрение,  брезгливость).

Обычно человек хорошо знает свое эмоциональное состояние  и производит перенос на других людей  и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное  состояние человека, тем легче  ему достичь своих целей в  жизни. Такой человек рационален, разумен, поэтому он более счастлив, более жив, более уверен. Чем ниже его эмоциональное состояние, тем  больше поведение человека находится  под управлением его сиюминутных  реакций, несмотря на его образование  или интеллект.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффект, стрессы, фрустрации и страсти.

Настроение – наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают  все остальные психические процессы. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим.

На настроение оказывает  большое влияние темперамент. У  сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное нестроение, они всегда боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.д. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям (А.И. Кравченко «Психология и педагогика» учебное пособие).

Аффект – представляет собой стремительно и бурно протекающий  эмоциональный процесс взрывного  характера, который может дать неподчиненную  сознательному волевому контролю разрядку в действий. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками – потрясениями, связанными с дезорганизацией деятельности, что выражается в дезорганизации двигательных реакций и заторможенности сознательной деятельности (Э.В. Островский, Л.И. Чернышова «Психология и педагогика» учебное пособие).

В состоянии аффекта человек  не может разумно управлять своим  поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых  потом горько сожалеет. Устранить  или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает  человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек  должен научиться управлять своим  поведением в данной ситуации. Для  этого необходимо в начальной  стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в  большинстве случаев аффект проявляется  в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить  внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек придет в более спокойное состояние.

Аффект преимущественно  проявляется у людей холерического  типа темперамента, а также и у  невоспитанных, истеричных субъектов, не умеющих управлять своими чувствами  и поступками.

Стресс – эмоциональное  состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеют свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на личность. Положительную  роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояния  по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Фрустрация – глубоко  переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших  место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться  в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.д.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает  активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть – глубокое, интенсивное  и очень устойчивое эмоциональное  состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и  поступки. Страсть может быть связана  с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало (Р.С. Немов «Общие основы психологии» учебник).

В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т.д. делает жизнь человека содержательной и интенсивной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти. Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

Эмоциональные состояния  могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической  чертой. Эмоциональные процессы вызывают изменения в организме человека: в нервной системе, сердечно-сосудистой деятельности, органах дыхания, пищеварения. Эмоциональные состояния вызывают изменения пульса, давления, расширение зрачков, повышение потоотделения, изменение цвета кожного покрова, усиление притока крови к органам человека.

Одной из форм нарушения  нормальной жизни человека является напряженность, вызванная эмоциональным  состоянием человека. Часто повышенная напряженность сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает  в устойчивое состояние тревожности.

 

4. Высшие чувства.

 

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение  личности к поведению людей и  своему собственному. В сфере высших чувств нравственным чувствам принадлежит  особое место. Моральные чувства  возникают и развиваются в  процессе совместной деятельности людей  и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в  данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные внутренний протест.

К моральным чувствам относятся  чувства симпатии и антипатии, привязанности  и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

Среди моральных чувств особо  следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Особенность моральных чувств их действенный, то есть ярко выраженный, стенический характер. Они реализуются  не только в помыслах и переживаниях, но и в активной деятельности, которой  человек отдает все свои силы, всю  энергию.

Чувство долга может проявляться  и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника  отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть  за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству маме, жертвуя  игрой с товарищами.

Переживания, возникающие  в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения  задачи и сомнение при неудаче , чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний вот примеры такого чувства.

Интеллектуальные чувства  выражают отношение человека к своим  мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства  связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно  сопровождают ее.

Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму  переживаний. Чувство удивления  возникает тогда, когда человек  встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает  при несоответствии гипотез и  предположений с некоторыми фактами  и соображениями. Оно необходимое  условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных.

И.П. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора  и иронии, в которых выступает  отношение человека к познанному и оцененному им объекту. Чувство  юмора испытывают к явлению или  лицу, которое с одной стороны, расценивается положительно и вызывают добродушный смех. Чувство юмора  типично для людей добродушных, любящих жизнь и тонко чувствующих  как прекрасное, так и безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии выражение  остро критического отношения к миру, людям и к самому себе. Ирония выступает в оценочных суждениях, которые беспощадно бичуют те или иные недостатки человека, промахи и ошибки, допущенные им в жизни.

К интеллектуальным чувствам относится и чувство нового мотивов  поисков нового, борьбы за новое, прогрессивное. Оно преломляется во всех областях познавательной творческой деятельности: науке и технике, культуре и искусстве.

Эстетические чувства  возникают и развиваются при  восприятии и создании человеком  прекрасного. Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, нам хочется еще и еще раз насладиться ими. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает.

Эстетические чувства  возникают не только при восприятии физически прекрасного. Морально прекрасное так же вызывает эстетические чувства. Мы нередко восхищаемся проявлениями высокоморальной личности, живущей во имя блага окружающих. Такие люди вызывают у нас чувство глубочайшего уважения.

Информация о работе Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоционального состояния. Высшие чувства