Понятие о личностном росте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала. Личностный потенциал — это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Личностный рост.docx

— 32.07 Кб (Скачать файл)

Югорский  государственный университет

Факультет заочного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность____Экономика____________________________

Группа_   зб4423_______________________________________

Контрольная работа   по___Психологии____________________

Номер варианта________________________________________

 

_________________ семестр  2012___ - 2013___ _учебного года

Студент  ___ Петрова Нина Александровна___________

Номер зачетной книжки_________________________________

Адрес: ______________________________________________

_____________________________________________________

Дата  предоставления на проверку______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск 2013

Понятие о личностном росте.

Личностный  рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного  потенциала.

 

Личностный  потенциал — это обобщенная, системная  характеристика индивидуально-психологических  особенностей личности, лежащая в  основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев  и ориентиров в своей жизнедеятельности  и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем  давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал — это комплекс психологических  свойств, дающий человеку возможность  принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев.

 

Разные  авторы предлагают различные показатели личностного потенциала: личностная автономия и независимость, внутренняя свобода; осмысленность жизни; жизнестойкость в сложных обстоятельствах; готовность к внутренним изменениям; способность  воспринимать новую неопределенную информацию; постоянная готовность к  действию; особенности планирования деятельности; временная перспектива  личности. Нетрудно заметить, что все  эти показатели не противоречивы, а  дополняют друг друга. Воспоминания людей, переживших затяжные тяжелейшие жизненные ситуации (Ленинградскую блокаду, концлагеря, природные и техногенные катастрофы и т. п.) свидетельствуют о том, что самыми стойкими, сохраняющими способность к эффективным решениям и действиям, оказывались не наиболее физически крепкие, а те, кто имел «внутренний стержень», не изменял своим основополагающим внутренним принципам, не терял человеческого достоинства.

 

Личностный  рост зависит прежде всего от усилий самого человека, но только их не достаточно. Полноценный личностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими». Это легко понять, поскольку личностный  потенциал  тесно связан с «Я-образом», который, как мы уже знаем, формируется в совместной деятельности с другими людьми.

Важно отличать личностный рост от широко распространенного  понятия «гармоническое развитие человека», под которым понимается обычно приобретение человеком некоторой суммы знаний и умений, усвоение морально-этических  норм и правил поведения.

 

При личностном росте происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа» и может «жить настоящим». При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.

 

Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми  глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать  их такими, какие они есть, освобождаться  от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится  не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать  межличностные противоречия.

 

Личностный  рост способствует формированию целостной  личности, у которой нет неразрешимых противоречий между стремлениями, желаниями  и возможностями, между требованиями жизни и морали, между реальностью  и планами и т. п. Это не значит, что такая личность не переживает кризисов. Они возможны и неизбежны, поскольку всегда сохраняются различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Но личностный рост дает человеку важное средство преодоления кризисов — личностный смысл, ощущение внутренней осмысленности (а не внешней обусловленности) всех своих мыслей, чувств и действий. Попадая в трудную, даже кризисную ситуацию, он не задает себе вопросы типа: «Почему? За что? Откуда это взялось?» и, тем более: «Кто виноват?» Он спрашивает: «Зачем? Какую пользу я могу извлечь из преодоления этой ситуации? Какой опыт получу для себя и других?»

 

Например, представим себе человека, который  делал нечто, что считал полезным, причем делал старательно и хорошо. Но подвергся резкой критике. Естественно, он испытывает отрицательные эмоции. Существует много способов неконструктивного  защитного поведения. Человек может  просто не обратить внимания на критику, отбросить ее и забыть, но затаить  зло на того, кто критиковал. Он может, наоборот, потратить много усилий на то, чтобы доказать себе и другим, что критик не прав. Он может отомстить  критику. Перечень способов реактивного  поведения того же рода можно продолжать. Но все эти способы неконструктивны, так как мешают человеку извлечь  позитивный опыт из ситуации.

 

Более развитая личность прежде всего попытается вдуматься в критику и поискать в ней рациональное зерно. Кроме того, следует проанализировать, чем вызвана критика и почему с ней выступил именно данный человек и в данный момент. Может быть, критикуемые действия были неправильно поняты другими людьми, и нужно как-то изменить свое поведение или дать разъяснения. Сам критик рассматривается не как враг, а как источник ценной информации. Даже если человек придет к выводу, что критика его действий была совершенно неконструктивной, он получит неоценимый опыт.

 

Процесс личностного роста непрерывен. Он может быть более медленным в  спокойные периоды жизни, когда  не приходится решать сложных жизненных  задач и общение не очень интенсивно. Он может быть более интенсивным  в периоды жизненных кризисов и/или при интенсивном общении  — взаимодействии с другими людьми.

 

Для личностного  роста важен сам факт движения. Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном  «личностном измерении» способствует продвижению в других. Открытие и  обретение себя дают возможность  человеку становиться все более  свободным и ответственным, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как условия для своей жизни.

Многие  психологи под личностным ростом понимают чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, зрелости и старости. Все эти теории и взгляды имеют  полное право на существование, важно  только то, что применительно к  тренинговой практике такое видение личностного роста мало адекватно. Более интересен в прикладном плане взгляд, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. В. Леви, в частности, писал об этом так:

 

Что такое  личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно. (В. Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)

 

 

Личностный  рост и здоровье

Понятие «Личностный рост» имеет отношение  только к здоровой личности. Позитивные изменения в нездоровой личности — в строгом смысле это выздоровление, а не личностный рост. Это психотерапевтическая работа, а не тренинги личностного  роста. Однако в тех случаях, когда  психотерапия убирает барьеры на пути личностного роста, она на эту  цель работает также.

 

Субъективные  ярлычки работы в психотерапевтическом формате: «душевная боль», «ощущение  несостоятельности», «расстроенность», «обида», «слабость», «проблема», «нужна помощь», «избавиться».

 

Субъективные  ярлычки работы в формате личностного  роста: «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес».

 

Личностный  рост и личностное развитие

Если  исходить из того, что рост, в отличие  от развития, происходит сам, изнутри, то вошедшее в классику понятие «тренинги  личностного роста» есть мина и западня. Тренинги обычно рекламируют себя как  то, что «дает быстрый эффект», но нормальный рост всегда медленный  и постепенный, главное требование к росту — не скорость, а правильность роста: «рост в нужном направлении».

 

На тренингах  можно стимулировать личностный рост, но скорость всегда будет задаваться внутренними возможностями личностями, а не усилиями тренера. Если мы посадили огурец, мы можем поливать росток и  подкармливать почву, но тянуть росток вверх — бессмысленно, и волшебной  палочки, чтобы росток огурца вырастал за день — не создано. Ни в отношении  огурцов, ни в отношении человека.

 

Описывая  существующую тренинговую практику, точнее и правильнее было бы говорить не о тренингах личностного роста, а о тренингах личностного развития. Однако, скорее всего, скорректировать терминологию уже не удастся, и необходимо только отдавать себе отчет в том, что действительно происходят на тренингах личностного роста: не личностный рост, а личностное развитие.

 

 

Тренинги  конкретных навыков и тренинги личностного  роста

Тренинг, развивающий узкие, конкретные навыки (печатание на клавиатуре вслепую, вождение машины, правильную раскладку товаров), является обычным навыковым тренингом, но не тренингом личностного роста. Если же на тренинге человека учат «включать голову» и принимать собственные решения, вырабатывают навык позитивного отношения к жизни и конструктивного решения проблем, развивают навык ответственности и дисциплины, это уже не обычный навыковый тренинг, а тренинг личностного роста. Данные универсальные навыки меняют личностный потенциал человека, открывают ему богатую жизненную перспективу.

 

То же касается тренингов, передающих знания, работающих с состояниями и убеждениями. Если тренинг решает только конкретные, ситуативные задачи, не развивает  личностный потенциал — данный тренинг  не является тренингом личностного  роста. Если же тренинг дает человеку уверенность, веру в себя, надолго  создает состояние вдохновения  и энтузиазма, снимает негативные и ограничивающие убеждения, учит сотрудничеству — это личностный рост.

Прежде  всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) – это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой-либо деятельности, и уж тем более – "общественно-полезной"; не формирование устойчивой "системы ценностных ориентации"; не "присвоение ребенком общественной человеческой сущности"; не формирование "активной жизненной позиции"; не развитие "способности созидать новые формы общественной жизни"; не освоение "образа идеального взрослого".

 

Каждое  из перечисленных направлений изменения  человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой  проблемы важно то, что все они  в той или иной степени усиливают  разворот личности "от себя" и  потому не способствуют ЛР, а скорее препятствуют ему, пытаясь подменить  развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных  критериев. Причем во всех этих случаях  формирующие усилия прикладываются только по одной линии "треугольника развития" – по линии взаимодействия "внешний мир – личность".

 

Главный психологический смысл ЛР – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях – более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами "треугольника развития" не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

 

Личностный  рост не тождествен продвижению человека по "лестнице возрастов"; это сложный  многоаспектный процесс, следующий  своей внутренней логике и имеющий  всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом  общем "основном законе личностного  роста", который, опираясь на известную  формулу К.Роджерса "если – то", можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Иными словами, именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в качестве критериев ЛР.

Информация о работе Понятие о личностном росте