Понятие о психическом развитии. Движущие силы психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Психическое развитие представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях [1]. Психическое развитие, по мнению Штерна, имеет тенденцию к сохранению индивидуальных, врожденных особенностей каждого ребенка, прежде всего индивидуального темпа развития. Оно связано также с дифференциацией и преобразованием психических структур, направленных на более полное и точное понимание окружающей действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная (7).doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Л.В. Занков выделил несколько принципов развивающего обучения:

1. Обучение на высоком  уровне трудности. Ученик стремится  преодолеть трудности в «зоне ближайшего развития», которые выходят за рамки актуальных возможностей учащихся. Это ведет к развитию способностей ученика и его самостоятельности.

2. Ведущая роль теоретических  знаний. Ученик не просто изучает  теорию, а раскрывает в материале  существенные связи и открывает закономерности между явлениями и процессами.

3. Высокий темп изучения  материала. Повторение не является  главным образовательным компонентом. Только при изучении нового  материала ученик обращается  к повторению старой информации, если это необходимо.

4. Осознание учащимися  процесса учения. Ученик осознает  себя как субъект учебной деятельности. Он должен задумываться над  тем, зачем ему нужны знания, как  лучше запоминается материал, что  нового он узнал, как изменились  его представления о мире, как меняется он сам и т.д.

5. Целенаправленная работа  над развитием всех учащихся. Нельзя разделять учеников по  способностям и нельзя сравнивать  учеников друг с другом. Каждый  учащийся уникален и должен  продвигаться в своем развитии  в результате сотрудничества с разными по развитию детьми.

Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода [17].

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть

1. 3, 5, 7, 9, 10.

2. а).

3. б).

4.  в).

5.  в).

6. г).

7. а).

8. а) утверждение неверно, т.к. для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность (асинхронность): развитие носит колебательный характер, для каждой психической функции характерен индивидуальный темп развития. Формирование различных психических структур не совпадает во времени.

б) утверждение верно, если опираться на постулат социогенетического подхода, гласившего, что в основе развития личности лежит его взаимодействие со средой, процесс социализации.

в) утверждение верно, т.к. условия психического развития содержат в себе побудительные источники активности для ребенка, а также необходимо учитывать индивидуальные личностные и психические особенности ребенка.

9.  а) согласно биологизаторской концепции развития определяющим фактором в формировании и развитии психики являются наследственность. Ребенку передаются свойства личности, характерные для родителей.

б) несмотря на то, что ведущим видом деятельности к 7 годам является учебная, созревание психики, а, следовательно, и психических процессов, у детей происходит согласно индивидуальным особенностям. Интерес к обучению может формироваться при помощи взрослых в игровой деятельности.

10. а. Поскольку такие качества как лень, трудолюбие не являются генетически детерминированными, они не передаются по наследству, а формируются в процессе взаимодействия со средой: в семье, школе, ближайшем окружении, социально значимыми людьми для ребенка. В семьях, где основным стилем воспитания является гиперопека, родители не дают достаточной свободы ребенку, решая поставленные задачи за него, тем самым  лишают его собственной активности. Если же родители не уделяют должное внимание воспитанию ребенка, его «формирует» улица, друзья, компания и т.д. 

б. Согласно теории бихевиоризма, определяющим в формировании личности ребенка является положительное либо отрицательное подкрепление. Непоследовательное и несистемное использование стимулов не может сформировать нужных качеств в ребенке.

11.  В основе обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста лежит обучение с опорой на наглядность. Это связано с тем, что ребенок в силу своего мышления не способен к построению причинно-следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список используемой литературы

 

  1. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. 
  2. www. psylist.net
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.    Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
  4. Механизмы психического развития детей  Склярова Т. В. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/42472.php
  5. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583с
  6. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
  7. И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.:Изд-во МИУ, 2010
  8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336
  9. www.biblios.newgoo.net
  10. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 268
  11. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС»,Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
  12. www. mypsiholog.com
  13. www.pro-psixology.ru
  14. Обутова А.Д. Моделирование социокультурного потенциала образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики : [сайт]. – [Б.г.]. – URL: http://gov.cap.ru
  15. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко . –– Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.
  16. И. М. Никольская, Р. М. Грановская Психологическая защита у детей. Издательство: Речь. - 2001 г.
  17. Теория развивающего обучения В. В. Давыдов Издательство: ИНТОР: 1996. – 544c

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

Факторы и закономерности психического развития

План

    1. Теоретическая часть                                           3                               
  1. Понятие о психическом развитии. Движущие силы психического развития                                                  3                               
  1. Основные закономерности психического развития 9                                                                                       9
  2. Роль наследственности в психическом развитии                                                                                                   13                                                                                    13                                                                                                              
  3. Влияние социальных условий жизни на психическое развитие                                                                        16
  4. Психическое развитие и обучение                           20
    1. Практическая часть                                           24
    1. Список  используемой литературы                    26

 

Индекс 230025

Гуманитарный колледж УО

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

г. Гродно, ул. Ленина 4

 

 

 

Работа № 1

по психологии

учащейся 70 группы

специальности 2-010101 «дошкольное образование»

Соколовской Татьяны Станиславовны

 

 

 

 

 

 

 

                             Индекс 231391

                          Гродненская обл.; г.п. Вороново

                          Ул. Молодёжная 29

 

 


Информация о работе Понятие о психическом развитии. Движущие силы психического развития