Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:34, реферат
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.
ВВЕДЕНИЕ
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени.
Запоминание, сохранение и
последующее воспроизведение
Основное предназначение
памяти – актуализировать прошлый
опыт для выработки решений
Если представить себе, что человек лишается памяти, то это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает, кто он такой, где находится, какое сегодня число. Он не может говорить, читать, писать, пользоваться обычными вещами.
Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Учитывая ее значение в становлении человеческого познания, можно сказать, что память – основа всего сознания.
Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.
Посредством памяти человек
реагирует на сигналы и ситуации,
которые перестали
Понятие памяти
Память – это психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что было в прошлом опыте человека.
Память обеспечивает непрерывность психической жизни человека – то, что он всегда остается внутренне самим собой, накопление им всех видов знаний. Она основана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий, а также воздействий, поступающих изнутри организма. Мы можем вспомнить и то, что было минуту назад, и события вчерашнего дня, и многое из того, что мы узнали (или что с нами происходило) в далеком прошлом. Многое – но не все. Память человека избирательна.
Из того, что мы воспринимаем, переживаем, делаем, о чем думаем или что представляем себе, часть вовсе не запоминается, часть хранится в памяти считанные минуты (и даже секунды), а кое-что остается на годы или на всю жизнь. Но и из того, что осталось, не всё мы способны восстановить по собственному желанию. Память имеет свои законы, и далеко не всегда мы можем ею управлять.
В памяти различают такие
основные процессы: запоминание, сохранение,
воспроизведение и забывание. Указанные
процессы не являются автономными психическими
способностями. Они формируются
в деятельности и определяются ею.
Запоминание определенного
Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие.
Будучи важнейшей
Основные процессы памяти
Память складывается из трех частей: запоминания, сохранения и воспроизведения того, что сохранялось. Каждая из этих частей и есть процесс, длящийся иногда большее, иногда меньшее время и протекающий по определенным правилам. Поэтому запоминание, сохранение и воспроизведение называются основными процессами памяти.
Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
Запоминание всегда носит избирательный характер: в памяти сохраняется далеко не все, что действует на наши органы чувств. Оно зависит от мотивов и целей, поставленных перед человеком, и определяется характером деятельности человека с запоминаемым материалом.
В соответствии с целями деятельности, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное запоминание – это запоминание, которое происходит без специальной цели запомнить. Так запоминается большая часть нашего опыта. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели. Непроизвольно запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу, повышенный интерес, эмоции или имеет для нас большое значение.
Произвольное запоминание – это запоминание, которое требует постановки цели на точное, полное и по возможности последовательное запоминание. Наличие подобной цели, или, иначе, установки на запоминание, существенно меняет деятельность человека, его отношение к воспринимаемой информации.
Еще большее значение имеет
установка на длительное запоминание,
так как люди, желая запомнить
материал на длительный срок, работают
с ним более интенсивно, и он
осмысливается ими более
Большое влияние, так же, оказывает интерес к материалу. Нам трудно психологически учить скучный, кажущийся ненужным материал, и незаметно и легко запоминается информация, лежащая в сфере наших интересов.
Наряду с выше описанными видами запоминания, выделяют следующие виды: механическое и смысловое запоминание. Механическим называется запоминание без понимания, без выстраивания логических связей. Оно особенно проявляется при изучении иностранных языков, при запоминании ряда цифр и т. д. Это запоминание основано преимущественно на повторениях. Смысловое запоминание требует осознание цели, анализ материала (разбивка его на части), выделение главной существенной мысли, а также установление смысловых связей.
Сохранение – это упрочение нервных связей в коре больших полушарий, главное условие которого – повторение материала.
После того, как информация поступает в долговременную память, она не остается там в неизменном виде, с ней происходят не только количественные, но и качественные изменения (если только материал не выучен наизусть). Поступивший материал подвергается перестройке как под влиянием вновь поступившей информации, так и в результате дальнейшей мысленной переработки и переоценки этого материала. Оно включает в себя замену слов, а также искажения и дополнения, выходящие за пределы подлинника. Наиболее существенное изменение материала – это его сокращение. Характер этого сокращения зависит от способов запоминания. При смысловом запоминании оно состоит в том, что в памяти остаются только главные мысли, все второстепенное исчезает, отпадает. При механическом запоминании могут остаться лишь отдельные разрозненные куски, фрагменты. Лучше всего в памяти сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы, наименее сохраняется текстуальное содержание. Также лучше сохраняется тот материал, который заучивался днем, повторялся на ночь и утром после пробуждения.
Оборотной стороной сохранения является забывание. Процесс забывания может быть менее или более глубоким. Чем реже включается определенный материал в деятельность человека, чем менее значимым он становится для достижения цели, тем более глубоким оказывается забывание этого материала. При этом невозможность его припомнить не означает, что он полностью потерян. Забывается конкретная форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание присоединяется к соответствующим знаниям и формам поведения и воспроизводится в них.
Воспроизведение – это оживление в коре больших полушарий нервных связей.
Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс восстановления прежде усвоенного материала может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от «автоматического» узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим, внутри процесса воспроизведения можно выделить следующие его виды: узнавание, непроизвольное и произвольное воспроизведение, припоминание, воспоминание и реминисценция.
Узнавание – это воспроизведение объекта при повторном его восприятии. Узнавание имеет большое значение в жизни человека. Без него мы не могли бы воспринимать предметы как уже знакомые, а воспринимали бы их каждый раз как новые. Узнавание дает возможность нам ориентироваться в окружающем мире, так как связывает наш опыт с окружающими объектами.
Воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Непроизвольным называется воспроизведение, вызываемое содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент и которая не направлена специально на воспроизведение. Толчком к непроизвольному воспроизведению бывают восприятия предметов, представления, мысли, вызванные определенными внешними воздействиями. Иногда толчок к воспроизведению не замечается, и тогда кажется, что воспроизведение возникло само собой. Непроизвольное воспроизведение может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано содержанием деятельности, выполняемой человеком в данный момент. Например, у человека под влиянием содержания прочитанной книги непроизвольное воспроизведение его прошлого опыта будет более направленным и организованным.
Произвольное воспроизведение вызывается непродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. Воспроизведение происходит легко, когда весь материал закреплен прочно. Иногда не удается вспомнить то, что необходимо. В этом случае приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.
Припоминание может быть очень сложным умственным действием. Умению припоминать надо учиться. Успешность припоминания зависит от того:
Знания, усвоенные нами в
прошлом, при воспроизведении
Воспоминание – это воспроизведение образов из нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. История жизни каждого человека связана с общественной жизнью. События общественной жизни и служат человеку опорными пунктами для локализации во времени его воспоминаний. Воспоминания связаны также со сложной умственной деятельностью, необходимой для осознания содержания воспроизводимых событий, их последовательности, причиной связи между ними. Поэтому содержание наших воспоминаний изменчиво. Оно реконструируется и переосмысливается в связи с эволюцией направленности личности.
Реминисценция – это отсроченное воспроизведение материала, которое казалось забытым. Реминисценция оказывается более полной, чем воспроизведение, которое осуществляется сразу после запоминания. Обычно это явление бывает при запоминании большого по объему материала. Опыты показали, что явление реминисценции встречается чаще у детей, чем у взрослых.
Виды памяти и их особенности
В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления.
Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.