Понятие профессиональной ориентации. Факторы профессиональной ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:38, реферат

Краткое описание

Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая перед значительными массами людей проблемасвободы выбора. В связисо свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. Реально профессиональный выбор,особенно вподростковомвозрасте,осуществляетсяне только каксобственное решение человека (далеко не все дажевзрослые люди готовы братьнасебя осознаннуюответственностьприпланированииперспектив своего развития), посколькуонещене готовв полноймереосознать все сторонывзрослых (психологов,педагогов,родителей,ав идеале – всего общества).Высшийуровень профориентации – профессиональноесамоопределение.

Содержание

Введение 3
1. Понятие профессиональной ориентации 5
2. Факторы профессиональной ориентации 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Факторы профессиональной ориентации.docx

— 116.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Негосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ  ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

Экономический факультет

Направление «Прикладная информатика»

Кафедра философии, истории и гуманитарных дисциплин

 

 

 

РЕФЕРАТ

« Понятие профессиональной ориентации.

Факторы профессиональной ориентации »

 

 

 

 

 

Проверил:

научный руководитель

к.п.н. доцент

 

___________   Шабалин О.М.

(личная подпись)

 

Оценка:

«___________»

«_____» ____________ 2012 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса (ПБ-2012)

Груздев А.И.


Пермь, 2012

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая перед значительными массами людей проблемасвободы выбора. В связисо свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. Реально профессиональный выбор,особенно вподростковомвозрасте,осуществляетсяне только каксобственное решение человека (далеко не все дажевзрослые люди готовы братьнасебя осознаннуюответственностьприпланированииперспектив своего развития), посколькуонещене готовв полноймереосознать все сторонывзрослых (психологов,педагогов,родителей,ав идеале – всего общества).Высшийуровень профориентации – профессиональноесамоопределение. На этомуровнечеловек готов самостоятельнои осознанно делатьответственныежизненныеи профессиональные выборы.Причемделать их ужебез посторонней помощи. В основе профориентации должнолежать уважительноеотношениек человеку какк субъектупрофессионального самоопределения. И тогда, когдаон ориентировансложные вариантыпостроениясвоейкарьеры, и дажетогда, когда он стремится строитьсвоюжизнь и карьеру, ориентируясь на большинстволюдей, т.е. используяуже проверенные (другими людьми)варианты построениясвоегоуспеха.Я считаю, чтопрофориентационныйвопросдостаточноважная проблема в нашей жизни, может дажев какой-то степени являетсястержневой при рассмотрении вопросов развитияличности. Именно любимая,правильно выбраннаяпрофессия даетчеловеку возможностьреализоватьосновныезамыслы своей жизни,поэтому она являетсяведущейдеятельностью для многихвзрослыхлюдей.Не говоря ужео студентах,закончивших обучение, и находящихся как разв переходном процессе. Именно для них важна и оченьблизка тема профессиональной пригодности и профориентации. Особый акцентсделанна рассмотрении профориентациикакважного элемента системы государственной кадровой политики. Важнейшаязадачаруководства на любомуровне заключаетсяв том,чтосоздаватьусловиядлямаксимальной реализациитворческогопотенциала людей, которыедоверяютвласти функциюруководства. Ведь главное богатстволюбойорганизации (фирмы, учреждения, страны) – этонефинансы, не оборудование,не недра,а именно «человеческий потенциал». 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие профессиональной ориентации

 

Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина:

  1. область приложения сил человека, то есть область, в которой человек

осуществляет свои трудовые функции;

  1. общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями;
  2. подготовленность, то есть знания, умения, навыки, благодаря которой

он может выполнять определенные трудовые функции;

  1. деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во

времени процесс реализации трудовых функций.2

Профессия существует в виде множества трудовых постов или должностей. Трудовой пост (должность) – одна из форм существования профессии, ограниченная в следствии разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создания чего-либо ценного для общества – материальных веще, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания общественных процессов.3 Существует множество классификаций профессий, строящиеся на различных основаниях: по отраслям народного хозяйства, по степени развития психофизиологических функций, по степени тяжести и т.п. В Российской Федерации в 1996 году создан Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Кроме того, существует Международная стандартная классификация профессий, созданная совместно ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ.

Следующими понятиями связанными с понятием профориентации, являются понятия «оптация» и «оптант». Оптация – это принятие решения о выборе пути профессионального развития4, тогда, соответственно, оптант – это человек принимающий такое решение.

Очень важную роль, для понимания сущности профориентации, играет понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах.5

Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, о своих интересах, о своих когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.

Профессиональному самоопределению, как правило, предшествуют определенные события. Такими событиями могут быть: окончание учебного заведения, увольнение с работы, повышение квалификации, смена места жительства и т.д.

Профессиональное самоопределение можно рассмотреть как процесс: осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки; ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда; общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели; определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели; информирование о профессиях, специальностях, профессиональны учебных заведениях и местах трудоустройства; представление о препятствиях к достижению профессиональных целей, о своих достоинствах, способствующих реализации намеченных планов и перспектив; наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения; начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.6

Еще одним ключевым понятием является профессиональная направленность личности. Профессиональная направленность – это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и7 установок человека. Профессиональная направленность характеризует единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения.

Следующим ключевым понятием является понятие профессионального становления личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление8. Детерминацию профессионального развития можно представить следующим образом: во время профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также внутри личностные. Существует множество классификаций стадий профессионального становления личности. Рассмотрим классификацию, предложенную Зеером Э.Ф., он выделяет семь стадий:

  1. Аморфная оптация (0 – 12 лет), на этой стадии основными

психологическими новообразованиями являются: профессионально ориентированные интересы и склонности;

  1. Оптация (12 – 16 лет): профессиональные намерения, выбор пути

профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение;

  1. Профессиональная подготовка (16 – 23 года): профессиональная

подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду;

  1. Профессиональная адаптация (18 – 25 лет): освоение новой социальной

роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества;

  1. Первичная профессионализация: вырабатывается индивидуальный

стиль деятельности, человек начинает заниматься квалифицированным трудом;

  1. Вторичная профессионализация: происходит повышение

квалификации, выработка профессионального менталитета, стабилизируется уровень профессиональной активности;

  1. Профессиональное мастерство: на эту стадию переходят лишь те

работники, которые обладают творческим потенциалом и развитой потребностью в самореализации.9

Еще одним не мало важным понятием является понятие «профессиональной пригодности». Профпригодность – это соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью.10 Е.А. Климов выделяет такие основные компоненты профессиональной пригодности: гражданские качества, отношение к труду профессии, склонности и интересы к данной области деятельности, общая дееспособность, единичные, частные и специальные способности, а так же навыки, знания и опыт.11

Кроме того, важную роль при профессиональной ориентации молодежи играют профессиограммы. Профессиограмма – характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а так же противопоказаний по состоянию здоровья.12 Она дает возможность определить профессиональную пригодность человека, а так же дает возможность оптанту больше узнать о профессии, и соответственно, снижает шанс сделать неправильный выбор. Она направлена на создание целостного восприятия содержания и особенностей конкретного вида труда.

Существует множество понятий профессиональной ориентации. Например, Зеер Э.Ф. дает несколько определений этому понятию:

  • это система научно обоснованных психолого-педагогических и

медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества;

  • это научно обоснованное распределение людей по различным видам

профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности;

  • совокупность педагогических и психологических мер и комплекса

информации разного рода направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования.

В процессе профориентации предусматривается комплексный подход к оптанту, как к индивиду, личности т. п. Если профориентацию рассматривать как систему государственных мер, то в этом случае, ее основная цель заключается в решении задач, связанных с рациональным использованием кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы профессиональной ориентации

 

Выбор профессии человеком зависит от многих факторов – семейного положения, собственных интересов, склонностей и возможностей, места проживания, биографии. Изучение трудовой мотивации индивида позволяет прогнозировать его профессиональное становление и карьерный рост. Важное значение имеет и осведомленность человека о реалиях трудовой деятельности выбранной профессии, критериях пригодности и оплаты труда. Выход на рынок труда может нарушить представление о выбранной профессии и спровоцировать внутри личностный конфликт, поскольку в момент обучения, профессиональной подготовки человек ориентировался на лучших, наиболее ярких представителей профессии. Чтобы предотвратить подобное явление, существуют центры профессионального консультирования, производственная практика для студентов.13

При выборе будущей специальности необходимо обратить внимание на три важных фактора:

  • Фактор «Хочу». Это желания, потребности и мотивы, которые человек

хотел бы реализовать в будущей деятельности. Часто человеку трудно понять, чего он желает, разделить амбиции близких и собственные потребности. Чем моложе человек, тем сложнее осознавать свои собственные желания. Многие абитуриенты отождествляют себя и желания своих родителей, в результате не находя удовлетворения ни в учёбе, ни в работе.

Информация о работе Понятие профессиональной ориентации. Факторы профессиональной ориентации