Таким образом, мы видим, что
генезис страха зависит от множества факторов
(опыт, врождённые источники, мышление
и воображение и др.). Также нужно отметить,
что страх проявляется с самого раннего
возраста, и сопровождает практически
каждого человека на протяжении всей жизни.
Что касается структуры страха, то выделяют
испуг, беспокойство, тревогу, тревожность
и др. Где тревога- это эмоциональное переживание,
а тревожность - психологическая особенность,
устойчивая черта личности. И если человек
постоянно испытывает беспокойство или
тревогу, то это может вызвать невротические
расстройства. В связи с этим, можно сказать
что, генезис и структура страха неоднородна.
И у каждого ребёнка проявляется с
учётом его психологического состояния,
а также социального благополучия.
3 Развитие страхов в
старшем дошкольном возрасте
В период старшего дошкольного
возраста интенсивно развивается абстрактно-
логическое мышление, воображение, осознание
времени и пространства, формируется система
ценностей и др.
В этом возрасте проходит самый
насыщенный страхами период. И не столько
потому, что дети воспринимают все более
эмоционально, сколько по причине когнитивного
развития. Они начинают четче разделять
опасное и неопасное, страшное и нестрашное.
Центральное место занимает страх смерти,
максимально выраженный в 7 лет. Увеличивается
в старшем дошкольном возрасте, еще не
достигая максимума, страх смерти родителей.
Старшие дошкольники наиболее
чувствительны к конфликтным отношениям
родителей. Если они видят, что родители
часто ссорятся, то число страхов выше,
чем когда отношения в семье хорошие. Девочки
более эмоционально ранимо, чем мальчики,
воспринимают отношения в семье. При конфликтной
ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются
выбирать роль родителя того же пола в
воображаемой игре «Семья», предпочитая
оставаться сами собой. Тогда мать может
надолго потерять свой авторитет у дочери.
Заслуживает внимание обнаружение у детей-дошкольников
из конфликтных семей более частых страхов
перед животными (у девочек), стихий, заболеванием,
заражением и смертью, а также страхов
кошмарных снов и родителей (у мальчиков).
Все эти страхи являются своеобразными
эмоциональными откликами на конфликтную
ситуацию в семье.
Развод родителей у детей старшего
дошкольного возраста оказывает большее
неблагоприятное воздействие на мальчиков,
чем на девочек. Недостаток влияния отца
в семье или его отсутствие способны в
наибольшей мере затруднить у мальчиков
формирование соответствующих полу навыков
общения со сверстниками, вызывать неуверенность
в себе, чувство бессилия и обреченности
перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей
сознании опасности.[8,с.179].
В этом же возрасте достигают
своего пика страхи животных и сказочных
персонажей. Изменения характера страха
у детей находится в тесной связи с общим
развитием их мозга и, в частности, с формированием
процесса мышления, которое помогает отделять
обстоятельства, которых действительно
нужно бояться, от тех, где отсутствует
реальная опасность. Поэтому дети зачастую
бояться в ситуациях, которые у взрослых
вызывают только смех, и в то же время игнорируют
признаки, действительно угрожающие их
здоровью.
Часто старшие дошкольники
тесно общаются с детьми постарше. Внезапное
обострение страхов может быть вызвано
страшными историями, которые старшие
любят рассказывать друг другу и которыми
не прочь попугать младших.
Приобретенные страхи у детей
старшего дошкольного возраста
Первая причина приобретенных
страхов - это некое вполне конкретное
событие, случай, реально произошедший
с ребенком.
Например, ребенок боится заходить
в лифт (или в другое замкнутое пространство),
потому что в нем ранее застревал, испытав
при этом ощущение беспомощности, страха,
ужаса. Сюда относятся боязнь собак, отрицательных
персонажей и «нехороших» людей. Такого
рода страхи легче других поддаются коррекции,
и если неприятные события не повторяются,
то нередко проходят сами собой. Однако
не все дети приобретают страхи в результате
травмирующих событий.
Вторая причина - Многое зависит
от особенностей характера ребенка, от
степени его эмоциональной чувствительности
и восприимчивости, тревожности. Некоторые
дети носят в себе много страхов: став
мнительными, имея мнительных родителей
и схожий с ними тип нервной системы, они
просто «переносят» родительские тревоги
и страхи, а потом еще добавляют и свои.
Третья причина - запугивание
в воспитании. Так, дети дошкольники из
конфликтных семей более часто, чем их
сверстники, боятся животных, природных
стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся
кошмары. Чаще страдают от кошмаров и разнообразных
страхов и гиперактивные дети, так как
родители, подыскивая методы управления
ребенком, очень часто используют запугивание.[7,
с.96]
Ведущим страхом старшего дошкольного
возраста является страх смерти. Его возникновение
означает осознание необратимости в пространстве
и времени происходящих возрастных изменений.
Ребенок начинает понимать, что взросление
на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность
которой вызывает беспокойство как эмоциональное
неприятие рациональной необходимости
умереть. Так или иначе, ребенок впервые
ощущает, что смерть — это неизбежный
факт его биографии. Как правило, дети
сами справляются с подобными переживаниями,
но только в том случае, если в семье жизнерадостная
атмосфера, если родители не говорят бесконечно
о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним
(ребенком) тоже может что-то случиться.
Если ребенок и так беспокойный, то тревоги
подобного рода только усилят возрастной
страх смерти.
Факторы, участвующие в возникновении
страхов [24, c.148]:
- наличие страхов у
родителей, главным образом у
матери;
- тревожность в отношении
с ребенком, избыточное предохранение
его от опасности и изоляция
от общения его со сверстниками;
- излишне ранняя рационализация
чувств ребенка, обусловленная чрезмерной
принципиальностью родителей или их эмоциональным
неприятием детей;
- отсутствие возможности
для ролевой идентификации с
родителем того же пола, преимущественно
у мальчиков, создающее проблемы
в общении со сверстниками
и неуверенность в себе;
- конфликтные отношения
между родителями в семье;
- психические травмы
типа испуга, обостряющие возрастную
чувствительность детей к тем или иным
страхам;
- психическое заражение
страхами в процессе общения
со сверстниками и взрослыми.
В связи свыше сказанным, можно
сделать вывод, что развитие страхов в
старшем дошкольном возрасте обусловлено
рядом причин: наличие страхов у родителей;
множество запретов со стороны взрослых;
психические травмы; гиперопека; развод
родителей и др. Страхи являются ярко выраженными,
и их количество наибольшее в этот период.
Также следует отметить, что в большинстве
случаев страхи быстро исчезают, при своевременной
работе с ребёнком, по их преодолению с
помощью рисования, игр, сказкотерапии
и т.д. Страх оказывает не всегда отрицательное
влияние, ведь он в опасных для жизни ситуациях
оберегает и учит сочувствию к окружающим
4 Исследование особенностей
страхов у детей старшего дошкольного
возраста
В исследовании участвовали
дошкольники старшей группы из дошкольного
общеобразовательного учреждения №68
г. Благовещенска. Выборка составила 20
детей (11 мальчиков и 9 девочек).
При проведении исследования
использовались следующие психодиагностические
методики:
- Диагностика наличия страхов, А.И. Захарова.
- Проективная методики «мои
страхи» А.И. Захарова.
- Диагностика количества страхов
(«страхи в домиках» методика М.А. Панфиловой).
Диагностика наличия страхов,
А.И. Захарова
Цель: выявить количество страхов
у детей.
Процедура проведения: проводится
индивидуальная беседа, в которой ребенку
задается вопрос: "Скажи, пожалуйста,
ты боишься или нет (одиночества, нападения,
заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых
людей, наказания, сказочных персонажей,
темноты, животных, транспорта, стихии,
высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови,
войны, волка, опоздать в сад, страшных
снов и др.).
Беседу следует вести неторопливо
и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая
ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь».
Повторять вопрос о том, боится или не
боится ребенок, следует только время
от времени. Тем самым избегается наводка
страхов, их непроизвольное внушение.
При стереотипном отрицании всех страхов
просят давать развернутые ответы типа
«не боюсь темноты», а не «нет» или «да».
Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом,
а не напротив ребенка, не забывая его
периодически подбадривать и хвалить
за то, что он говорит все как есть. Лучше,
чтобы взрослый перечислял страхи по памяти,
только иногда заглядывая в список, а не
зачитывая его.
Обработка результатов: на основе
ответов о количестве страхов у детей.
Проективная методика «мои
страхи» А.И. Захарова
Цель данной методики: выявить
наличие преобладающего страха и внутренние
переживания детей.
Процедура проведения: после
предварительной беседы, актуализирующей
воспоминания ребенка о том, что его пугает,
ему предлагают лист бумаги и цветные
карандаши.
Обработка результатов: в процессе
анализа обращается внимание на то, что
ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся
им в процессе рисования. По окончании
рисования ребенка просят рассказать
о том, что он изобразил, т. е. вербализовать
свой страх.
Методика «страхи в домиках»
М.А. Панфиловой
Цель: определить количество
страхов у детей.
Процедура проведения: ребенку
предлагается нарисовать два дома — красный
и черный (возможен вариант предъявления
ребенку листа с уже нарисованными домами).
В эти дома либо самостоятельно (если это
младшие школьники и более старшие дети),
либо с помощью экспериментатора (если
это дошкольники) детям предлагается расселить
страхи: в красный дом — «нестрашные»,
в черный — «страшные страхи». После выполнения
задания ребенку предлагается закрыть
черный дом на замок (нарисовать его), а
ключ — выбросить или потерять. Автор
предполагает, что данный акт успокаивает
актуализированные страхи.
Обработка результатов: анализ
полученных результатов заключается в
том, что экспериментатор подсчитывает
страхи в черном доме и сравнивает их с
возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает
возрастные нормы страхов и их распределение
(по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных
автором, у детей наблюдаются от 6 до 15.
У городских детей возможное количество
страхов доходит до 15.
Результаты исследования
Результаты исследования диагностики
наличия страхов А.И. Захарова, мы свели
в табл.1 и представили в диаграмме (рис.1).
Таблица 1- преобладающие страхи
у детей
Страхи |
Испытуемые |
Мальчики |
Девочки |
Умереть |
6 |
8 |
Стихийных бедствий |
5 |
5 |
Высоты |
7 |
3 |
Огня, пожара |
6 |
6 |
Войны |
6 |
6 |
Смерти родителей |
5 |
7 |
Нападения |
7 |
2 |
Анализ результатов показал,
что у детей данной возрастной группы
преобладают следующие виды страхов: умереть
- мальчики 54,6% и девочки 88,8%; стихийных
бедствий - мальчики 45,5% и девочки 55,5; высоты-
мальчики 63,7% и девочки 33,3%; огня и войны
- мальчики 54,6% и девочки 66,6%; смерти родителей
- мальчики 45,5% и девочки 77,7%; нападения-
мальчики 63,7% и девочки 22,2%. Отражённые
в следующей диаграмме
Менее подвержены дети таким
страхам: одиночества – мальчики 36,4%, девочки
0%; врачей – мальчики 18,2%, девочки 11,1%, глубины
– мальчики 18,2%, девочки 22,2% и др.
Таким образом, мы видим, что
дети подвержены страхам характерные
для их возрастного периода.
Результаты исследования
проективной методики «мои страхи»
А.И. Захарова.
При проведении методики, дети
нарисовали следующие страхи: 6 детей (30%)
изобразили различных приведений; 2 ребёнка
(10%) нарисовали кактус и огонь; мумию нарисовали
3 ребёнка( 15%); пожар нарисовал 1 ребёнок
(5%); монстров изобразили 6 детей (30%); инопланетянина
1 ребёнок (5%); медведя 1 ребёнок (5%).
Во всех рисунках присутствуют
тёмные цвета, что говорит о наличии страхов.
Степень нажима на всех изображениях велика,
что является ярким присутствием эмоционального
возбуждения. Все стремились изобразить
страхи в центре листа, что также является
признаком преобладания определённых
страхов.
Анализ рисунков показал, что
все дети подвержены страхам. Судя по тому,
что все изобразили свои страхи, то они
легко должны поддаваться устранению,
т.к. при рисовании ребёнок позволяет внутренним
ресурсам изменить направление с защиты
на конструктивный процесс личностных
изменений.
Результаты исследования «страхи
в домиках» М.А. Панфиловой совпадают с
результатами диагностической беседы
А.И. Захарова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Страх как эмоция сопровождает
каждого человека, тем более ребёнка. Старший
дошкольный возраст характеризуется интенсивным
развитием воображения, что предшествует
приобретению различных страхов, таких
как страшных снов, темноты, пожара, нападения
и др.
Существует множества определений
понятия страх, каждый автор раскрывает
его со своей точки зрения. Мы сформулировали
наиболее общее, страх- это эмоциональное
состояние, возникающее в условиях опасности
и характеризующиеся физиологическими
изменениями в организме (повышение давления,
потливость, учащение сердцебиения и т.д.).
В настоящее время существует
множество факторов, которые способствуют
возникновению и развитию страхов у детей,
это СМИ, телевидение, взаимоотношения
в семье, стиль воспитания и многие другие.
Поэтому нужно, как можно больше времени
родителям и тем, кто работает с детьми
уделять внимание эмоциональному состоянию,
не относиться попустительски к детским
просьбам и жалобам.