Понятие страх в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: выявить особенности страхов у детей.
Объект исследования: страхи у дошкольников.
Предмет исследования: особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: для детей старшего дошкольного возраста, характерны проявления таких видов страхов, как страх нападения, сказочных персонажей, смерти.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть понятие страха в психолого-педагогической литературе;
Определить генезис и структуру страха;
Установить, как развиваются страхи в старшем дошкольном возрасте;
Изучить особенности страхов в старшем дошкольном возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.

Традиционно эмоцию страха связывают с тревогой, вместе с тем в целом ряде работ установлена определенная взаимосвязь страха с другими эмоциональными явлениями. Признано, что страх - очень сильная эмоция, оказывающая значительное влияние на перцептивно-когнитивные процессы, на поведение индивида. Интенсивный страх создает эффект "туннельного восприятия", то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Можно сказать, что в страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним единственным стремлением - устранить угрозу, избежать опасности. Если страх обоснован, и человек в состоянии сконцентрировать всю свою энергию и быстро устранить угрозу, то можно говорить о том, что сужение восприятия и ограничение свободы поведения не только оправданы, но и необходимы. Пока страх не выходит за пределы разумного, он защищает нас от опасности, заставляет учитывать возможный риск, и это чрезвычайно полезно для адаптации и в конечном итоге способствует благополучию человека. Таким образом, страх, как и другие базовые эмоции, выполняет важные адаптивные функции. Даже только предчувствие страха, как отмечает может стать импульсом для укрепления «Я», побуждая человека к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.

  Развитие страхов  в старшем дошкольном возрасте  обусловлено рядом причин: наличие  страхов у родителей; множество  запретов со стороны взрослых; психические травмы; гиперопека; развод  родителей и др. Страхи являются  ярко выраженными, и их количество  наибольшее в этот период. Также  следует отметить, что в большинстве случаев страхи быстро исчезают, при своевременной работе с ребёнком, по их преодолению с помощью рисования, игр, сказкотерапии и т.д. Страх оказывает не всегда отрицательное влияние, ведь он в опасных для жизни ситуациях оберегает и учит сочувствию к окружающим.

Детские страхи - явление обычное для детского развития. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка.

В проведённом нами исследовании мы увидели что, у детей старшего дошкольного возраста преобладает страх смерти, что связано с осознанием необратимости в пространстве и времени, происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так ребенок впервые ощущает, что смерть – это неизбежный факт его биографии. Что также обуславливается наличием таких страхов, как стихийных бедствий, нападения, войны, смерти родителей, сказочных персонажей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Айке, Д. Страх .Тревога и тревожность / Д. Айке. — СПб.: Питер, 2001
  2. Большой толковый психологический словарь / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.
  1. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностик а/ А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001.- 128с.

  1. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днём и ночью / Н.Г. Вологодина  - М.: «Феникс», 2006.- 106с.
  1. Выготский, Л.С. Детская психология // Собр. Соч./ Л.С. Выготский. – М., 1982. – т.4 – 336 с.

  1. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44—51.
  2. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Речь, 2005. – 320с.
  1. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.

  1. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М, 1995.

  1. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПБ: Издательство «Питер», 2006. – 464 с.
  2. Изотова, Е.И., Никофорова, Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.И. Изотова. М. "Академия". - 2004;
  1.  Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карненко. Ред. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

  1.  Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалёв.- М., 1979.
  1.  Овчарова, Р.В. Практическая психология / Р.В. Овчарова.- М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. - 337 с.

  1.  Панфилова, М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и под

ростков // Школьный психолог / М.А. Панфилова. - 1999.- №8.- с.10-12.

  1.  Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный  возраст/ А.М. Прихожан.- 2 - е изд. - СПБ. : Питер, 2007. - 192 с.
  2. Психологический словарь / Под. ред. Ю.Л.Неймера. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 604 с.
  1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПБ: Питер, 2003. - 713 с.

  1. Степанова, Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание / Е. Степанова. - 1997.- №5.- с.65-68

  1.  Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология  / Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 1997. - 332 с.

  1.  Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М., 1989. – 296 с.

  1.  Шишова, Т. Страхи – это серьёзно / Т. Шишова. - М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.

  1.  Щербатых, Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия / Ю.В. Щербатых. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007.

  1.  Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. - М.: Знание, 1981. - 192 с.

  1.  Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1987. - 264 с.

  1.  Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. - 1989. - №4. - С. 12 - 16.

  1.  Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение А

Список детей:

    1. Агеева Рита;
    2. Щавин Герман;
    3. Демьяненко Максим;
    4. Куликов Арсений;
    5. Хазыров Радион;
    6. Клычёва Анастасия;
    7. Яворская Вика;
    8. Суржикова Саша;
    9. Шихова Алиса;
    10. Савина Вероника;
    11. Харитонов Вадим;
    12. Марков Артём;
    13. Саяпина Марьяна;
    14. Кокин Владимир;
    15. Бендик Егор;
    16. Мамедов Руслан;
    17. Жернова София;
    18. Гогин Саша;
    19. Зубкова Вика;
    20. Демченко Данил.

 

 

Приложение Б

Таблица 2 – диагностика количества страхов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

 Рита 

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

     

+

 

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

+

 

Данил

+

       

+

       

+

+

     

+

+

             

+

   

+

+

Герман

                                                         

Максим

     

+

                             

+

                 

Арсений

 

+

+

   

+

+

+

+

 

+

+

     

+

+

   

+

   

+

 

+

 

+

+

 

Радион

   

+

               

+

     

+

                       

+

Настя

   

+

         

+

                                   

+

+

Вика

                   

+

+

       

+

         

+

+

         

Саша

   

+

         

+

   

+

     

+

+

                   

+

 

Алиса

   

+

             

+

       

+

                     

+

 

Вероника

   

+

   

+

   

+

 

+

+

     

+

+

             

+

+

 

+

 

Вадим

   

+

                         

+

               

+

   

+

Артём

   

+

+

             

+

             

+

             

+

 

Марьяна

   

+

         

+

             

+

                   

+

+

Вова

+

   

+

       

+

 

+

+

     

+

+

                     

+

Егор

                                                         

Руслан

+

 

+

 

+

+

+

 

+

+

+

+

     

+

+

   

+

   

+

 

+

   

+

+

София

   

+

 

+

         

+

       

+

+

               

+

+

+

+

Саша

+

 

+

+

+

 

+

 

+

+

+

       

+

+

   

+

     

+

   

+

+

+

Вика

   

+

 

+

+

   

+

           

+

+

                       

 

 

Страхи:

  1. Когда остаёшься один
  2. Заболеть
  3. Умереть;
  4. Кого-то из воспитателей;
  5. Того, что тебя накажут;
  6. Бабу Ягу, Кощея;
  7. Страшных снов;
  8. Темноты;
  9. Волка, медведя;
  10. Машин, поездов;
  11. Бури, грозы, урагана;
  12. Высоты;
  13. В маленькой тесной комнате;
  14. Воды;
  15. Огня, пожара;
  16. Войны;
  17. Врачей;
  18. Крови;
  19. Уколов;
  20. Боли;
  21. Неожиданных резких звуков;
  22. Мамы или Папы;
  23. Больших улиц, площадей;
  24. Сделать что- то неправильно;
  25. Опоздать в сад;
  26. Перед тем как заснуть;
  27. Когда очень глубоко;
  28. Того, что умрут твои родители;
  29. Нападения;

Информация о работе Понятие страх в психолого-педагогической литературе