Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 12:10, курсовая работа
Понимание поведения человека возможно только через понимание его характера, того, что является наносным, а что составляет основу. Основные ключи к пониманию – это вопросы как и почему. Понимание почему – про-блема мотивации. А вот на вопрос как именно отвечает понимание характера и темперамента. Кажется интересным разобраться в том, что на самом деле обозначают эти слова. Тема работы будет раскрыта при рассмотрении двух взаимосвязанных позиций – «донаучного» и «научного» взгляда на данную проблему.
Введение …………………………………………………………………… 3
Донаучный взгляд на проблему…………………………….…………….. 4
Гиппократ ………………………………………………………………….. 4
И. Кант ……………………………………………………………………... 4
Современный взгляд на проблему………………………………………... 5
К. Г. Юнг. ………………………………………………………………….. 5
И.П. Павлов: собаки и ошибки. …………………………………………... 6
Динамический поход к определению темперамента.………………..…... 8
У. Шелдон.……………………………………………………………….…. 9
Г. Айзенк.…………………………………………………………………… 12
Типы темперамента в современной практической психологии………… 13
Заключение …………………………………..…………………...................15
Список источников и литературы …………..………………….
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии
Понятие темперамента в психологии
Выполнил студент гр.430581 |
А. В. Бритенкова |
Проверил |
М. А. Мацук |
Тула 2009
Содержание.
К. Г. Юнг. ………………………………………………………………….. 5
И.П. Павлов: собаки и ошибки. …………………………………………... 6
Динамический поход к
У. Шелдон.……………………………………………………………
Типы темперамента в современной практической психологии………… 13
Введение.
Понимание поведения человека возможно только через понимание его характера, того, что является наносным, а что составляет основу. Основные ключи к пониманию – это вопросы как и почему. Понимание почему – проблема мотивации. А вот на вопрос как именно отвечает понимание характера и темперамента. Кажется интересным разобраться в том, что на самом деле обозначают эти слова. Тема работы будет раскрыта при рассмотрении двух взаимосвязанных позиций – «донаучного» и «научного» взгляда на данную проблему.
Одни исследователи считают, что психология стала самостоятельной наукой в момент появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической, отличной от принятой в философии и естествознании, терминологии. Другие связывают появление самостоятельной психологической науки с именем В. Вунда, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Можно считать точкой отсчёта и её появление как предмета изучения в университетах, а это конец XVIII – начало XIX века. Но рассмотрение этого спорного вопроса уже выходит за рамки, определённые темой данной работы. Условно за точку отсчёта возьмем по рекомендации преподавателя начало XIX века. В любом случае эта проблема до сих пор представляет интерес для ученых и специалистов-практиков.
Донаучный взгляд на проблему темперамента и характера.
Гиппократ.
Основы учения о темпераментах были заложены древнегреческим медиком, изучавшим устройство организма человека и исследовавшим причины болезней. Главным различием между здоровым и больным человеком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл темпераментами. Им были выделены четыре основных темперамента, названия которых сохранились до наших дней: сангвинический, в котором преобладает кровь, холерический, основой которого является желтая желчь, меланхолический, где преобладает черная желчь, и флегматический, с преобладанием слизи. Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип при всей его примитивности и наивности имел очень важное значение, переоценить которое невозможно в силу двух основных причин. Во-первых, на передней план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались основы научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма человека, а не опирался на божественное провидение и прочие идеалистические представления о сущности души; душевные качества ставились в зависимость от телесных.
И. Кант в своём трактате «О темпераменте» указывает на двойственную природу этого явления. С одной стороны, он упоминает темперамент как особенность физической конституции и комплекции. С другой стороны он говорит о темпераменте как о типе «нрава» человека, т.е. как о чисто психологическом феномене. Кант выделяет два типа темпераментов: темпераменты чувства (сангвинический и меланхолический) и темпераменты деятельности (холерический и флегматический). Заслуга Канта, прежде всего в том, что он впервые указал на двойственную природу этого явления, чем и заложил основу для дальнейшего изучения этого вопроса другими исследователями с самых разных позиций. В то же время суждения Канта имеют очень серьёзный недостаток – они примитивны. Он отрицает возможность существования сложных темпераментов, пишет, что «их всегда и во всём только четыре и каждый из них однороден»
Современный взгляд на проблему.
К. Г. Юнг.
По моему мнению, основой для многих современных теорий темперамента является взгляд на эту проблему ученика Фрейда – К. Г. Юнга. Исходя из своего психоаналитического учения о душе, он создал типологию личности, в которой выделил два основных типа – экстравертов и интровертов. Также был выделен и промежуточный тип – амбиверты. По мнению Юнга, экстраверсионная и интраверсионная составляющая сосуществует в каждом человеке. Превалирование одной из сторон определяет конкретный, (экстраверт или интроверт) психологический тип личности. В том случае, если соотношение экстраверсии и интроверсии примерно одинаково, то человека относят к амбивалентам.
Структура личности, отожествляемая со структурой души, состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. В индивидуальном бессознательном центральным архетипом является Самость, которая и не даёт одной из сторон полностью подчинить себе другую. Этот архетип связан не только с типологией личности, но и с четырьмя основными психическими процессами – мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, что в сочетании с интроверсией или экстраверсией определяет и конкретизирует тип личности. Итого Юнг отличал 2 общих и 8 специальных типов. Общие типы (экстраверт и интроверт) отличаются направленностью установки, внутренние – тем, какая из четырех основных функций психики оказывалась наиболее развитой. Бесспорным достоинством типологии Юнга является то, что она проста, понятна и очевидна, по его собственному утверждению, «даже для профана в психологии». Отнесение объекта к одному из типов не требует проведения длительных исследований и измерений, часто бывает достаточно лишь поверхностного знакомства или непродолжительной беседы.
1. Сила нервной системы, т.е. сила процессов возбуждения и торможения. Это свойство является показателем работоспособности клеток коры головного мозга, их выносливости.
2. Подвижность нервных процессов. По этому свойству нервной системы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко.
3. Уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы процессов возбуждения силе процессов торможения). Это свойство также у разных людей проявляется по-разному. Например, нередко тормозной процесс отстаёт по своей силе от возбудительного процесса.
Комбинации этих свойств и образуют типы высшей нервной деятельности. Павлов выделил четыре наиболее часто встречающихся типа. Три из них он отнес к сильным, один к слабому, что соответствует более ранним классификациям. Следует отметить, что в чистом виде типы темперамента не встречаются и не существуют. Между четырьмя основными находится до 16 промежуточных форм как вариаций основных типов.
Но не смотря на логичность данных построений, еще при жизни Павлова была доказана их условность и необязательность. В опытах в лабораторных исследованиях некоторые животные показывали набор совсем других, часто противоположных свойств нервной системы, чем в поведении. Из этого были сделаны выводы:
Павлов вводит понятия «генотип» и «фенотип». Генотип определяется как прирождённый тип нервной системы, фенотип – как склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинаций врождённых особенностей и условий воспитания. Первое Павлов больше связывает с понятием темперамент, второе – с понятием характер. В ходе дальнейшего изучения нервной деятельности Павлов говорит уже не о четырех основных и даже не о 16 промежуточных, а о 24(!) основных типах нервной системы. По мнению Б. М. Теплова, на изначальное выделение Павловым всего четырех типов темперамента повлияло желание соответствовать гиппократовской классификации и воззрениям Канта. Других оснований для этого не было. Тем не менее, была предпринята ещё одна попытка создать научную теорию темперамента, а влияние теорий Гиппократа и Канта, видимо, испытывали на себе практически все исследователи, поскольку именно к четырем основным типам сводятся очень многие классификации.
В то же время, не вызывает сомнений то факт, что существует устойчивая связь между типом и строением нервной системы и особенностями поведения. Физиологические основы динамических основ поведения продолжали искать многие учёные. Например В.Д. Небылицын. Но нервная система не существует отдельно от других систем организма, например эндокринной. Поэтому видеть физиологическую основу поведения только в ней является ошибкой.
Свойства темперамента, условно соответствующие трём основным свойствам нервной системы, можно определить с помощью адаптированного опросника Я. Стреляу.
Динамический
поход к определению
Суть этого чисто психологического подхода состоит в изучении поведения в чистом виде и определении темперамента как комплекса формально-динамических свойств поведения, которые авторы пытаются абстрагировать от целостных поведенческих актов. Некоторые авторы исследуют предельно формальные особенности поведения, такие как темп, ритм, впечатлительность, импульсивность. Данные особенности в значительной мере физиологически обусловлены. Например, предложенная российским ученым В.М. Русаловым модель темперамента предусматривает его описание через четыре основных
ШКАЛА |
Оценка в баллах. | ||||||||||||
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 | |
Эргичность |
Х |
||||||||||||
Соц. Эргичность |
Х |
||||||||||||
Пластичность |
Х |
||||||||||||
Соц. Пластичность |
Х |
||||||||||||
Темп |
Х |
||||||||||||
Соц. Темп |
Х |
||||||||||||
Эмоциональность |
Х | ||||||||||||
Соц. Эмоциональность |
Х |
||||||||||||
Соц. Желательность |
Х | ||||||||||||
Рис. 1. Структура темперамента по Русалову испытуемого Б. |
параметра, каждый из которых имеет личностную и социальную составляющую. Предложенная им методика также имеет шкалу социальной желательности, позволяющую оценить правдивость испытуемого и достоверность полученных результатов. Приведу конкретный пример (см. рис 1).
Другие исследователи оперируют менее определёнными и более «содержательными» понятиями, например инициативность, стойкость, ответственность, терпимость, а также личностно-мотивационными особенностями. Такие понятия более относятся к характеру и даже к личности, но не к темпераменту. Обычно этим «грешат» авторы т.н. факторных исследований личности. Например, по моему мнению, 16-ти факторную модель Р. Кеттела можно условно отнести к описывающей характер.