Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:58, реферат
Основные задачи, которые хотелось бы раскрыть в реферате:
1. Установить понятие термина способности личности.
2. Выявить уровни способностей.
3. Доказать врожденность и возможности формирования способностей личности или как они развиваются.и личности, их формирование, проблемы.
1. Введение ………………………………………………………………………3
2. Понятие термина способности личности …………………………………...4
3. Уровни способностей ………………………………………………………...6
4. Врожденность способностей ………………………………………………..10
5. Возможности формирования способностей ……………………………….11
6. Виды и структура способностей …………………………………………....13
7. История исследований способностей ……………………………………...15
8. Проблематика исследования способностей ……………………………….16
9. Общие и специальные способности ……………………………………….17
10. Заключение ………………………………………………………………...19
11. Список используемой литературы ……………………………………….21
Содержание
1. Введение ………………………………………………………
2. Понятие термина способности личности …………………………………...4
3. Уровни способностей ………………………………………………………...6
4. Врожденность способностей ………………………………………………..10
5. Возможности формирования способностей ……………………………….11
6. Виды и структура
способностей ………………………………………….
7. История исследований
способностей ……………………………………...
8. Проблематика исследования способностей ……………………………….16
9. Общие и специальные способности ……………………………………….17
10. Заключение …………………………………………………
11. Список используемой литературы ……………………………………….21
Введение
Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с Всоциальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.
Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т.е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.
Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются ее психические свойства: направленность, темперамент, характер и способности. В данной работе речь пойдет об одном из этих направлений, а именно о способностях человека.
Основные задачи, которые хотелось бы раскрыть в реферате:
1. Установить понятие термина способности личности.
2. Выявить уровни способностей.
3. Доказать врожденность и возможности формирования способностей личности или как они развиваются.
4. Выявить виды и структуру способностей.
5. История развития способностей.
6. Установить проблемы исследования способностей.
7. Выявить специальные
и общие способности.
Понятие термина способности личности
Способности – это индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения им. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. А чтобы все хорошо получалось, требуется много усилий и определенные условия. В число условий входят, например:
- заинтересованность окружающих
и близких людей в том, чтобы
человек проявил свои
- качество и организация обучения;
- педагог, которое обеспечивает специальное обучение и т. д.
Способности обнаруживаются
только в деятельности, которая не
может осуществляться без наличия
этих способностей. Нельзя, например, говорить
о способности человека к рисунку,
если его не пытались обучить рисовать,
если он не смог приобрести никаких
навыков, необходимых для
В зарубежной психологии при
изучении способностей делается акцент
на путях выявления и
Способности квалифицируют личность как субъект деятельности. Будучи принадлежностью личности, способность сохраняется за ней как потенция и в тот момент, когда она не действует.
Способности есть понятие динамическое. Они существуют не только в движении, но и в развитии. Развитие способностей, как и вообще всякое развитие не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий.
Важным компонентом
Уровни способностей
Отечественные психологии полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, которые различаются у людей уже при рождении. Эти особенности определяются как «задатки». Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Например, свойство слухового анализатора к различению звуков (музыкальный слух); зрительного аппарата к цветоразличению; особенности строения голосовых связок (голос певца); хорошее кровоснабжение мозга, возбудимость и подвижность нервных процессов, телосложение и т.п.1
Задатками способностей могут быть:
- типологические свойства
нервной системы (парциальные
свойства, характеризующие работу
разных анализаторов, разных областей
коры больших полушарий), от которых
зависит скорость образования
временных связей, их прочность,
легкость дифференцировок,
- индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга.
Задатки могут передаваться по наследству. Они облегчают развитие тех или иных способностей в процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Так, например, для развития интеллектуальных способностей большое значение имеют возбудимость и подвижность нервных процессов, быстрота образования и прочность временных связей, скорость образования и переделки динамических стереотипов и др.
Задатки, прежде всего, проявляются
в склонности определенному виду
деятельности или повышенной любознательности
ко всему. Склонности - это первый и
наиболее ранний признак зарождающейся
способности. Склонность проявляется
в стремлении, тяготении ребенка
(или взрослого) к определенной деятельности
(рисованию, занятию музыкой и
пр.). Очевидно, склонность свидетельствует
о наличии определенных породных
предпосылок к развитию способностей,
так как она нередко
Наряду с истинной склонностью
может быть мнимая, или ложная склонность.
Чаще всего такая склонность бывает
следствием внушения или самовнушения,
без наличия потенциальных
Между задатками и способностями, можно сказать, - весь путь развития человека. Задатки многозначны - они могут развиваться в различных направлениях. Важно понимать, что, развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков, а развития. Ибо задатки как органические и нервно-психические предпосылки способностей обусловливают, но не предопределяют одаренности и возможностей развития человека.
Подвижность нервных процессов в умственной деятельности может проявиться в остроумии, оригинальности, умении схватить явления в многообразных связях, в активности ума при встрече с разнообразными затруднениями. Лучшее кровоснабжение мозга способствует хорошей и длительной работоспособности, уменьшению утомляемости, восстановлению нервной энергии и готовности мозга работать. Быстрота и прочность образования временных связей (условных рефлексов) обусловливает быстроту и прочность усвоения новых знаний и навыков.
Совокупность общих и
специальных способностей, свойственных
конкретному человеку, составляет одаренность.
Одаренность обусловливает
В результате изучения ряда
одаренных детей удалось
1. Важное качество одаренных
детей – внимательность, собранность,
постоянная готовность к
2. Еще одно качество
одаренности неразрывно
3. Высокие достижения
способностей детей всегда
4. Еще одна группа качеств
связана непосредственно с
5. Исследователи утверждают,
что у одаренных детей
Высокая степень одаренности,
реализованная человеком в
Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.3
Подводя итог, можно сказать о том, что вершиной развития способностей является талант человека. Талант – высшая ступень развития способностей. Это такое сочетание развития способностей .которое дает человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую – либо сложную трудовую деятельность.4
Врожденность способностей
1. Считается, что
2. О врожденности способностей
заключают так же на основе
повторения их у потомков
3. Более строгие факты
даются исследованиями с
4. Впечатляющие результаты были получены в исследованиях животных с применением методом искусственной селекции; эти данные свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению. 5