Понятие управления в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

Современное управление призвано продуктивно воздействовать в гуманистических целях на материальную и духовную сферы общественной жизни в масштабах общества, региона, социальной группы. Добиться этого невозможно, опираясь только на знания технологических, экономических и организационных законов общественной жизни. Следует использовать также законы, относящиеся к функционированию социальной структуры на всех уровнях общественной жизни, к происходящим на них идеологическим процессам, образованиям правового и нравственного порядка. Особое место при этом принадлежит познанию и использованию в управлении социально-психологических закономерностей.

Содержание

Ведение.
Понятие управления в социальной психологии.
Структура социальной системы управления.
4. Содержание процесса управления.
5. Научная организация управления.
6. Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

     Содержание  и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, по мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, напрямую зависят как от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская), от размеров организации, а также от сферы  ее деятельности (производство товаров  или оказание услуг), от уровня управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

     Однако, несмотря на все разнообразие, как  на это обратил внимание еще в 1916 году А. Файоль, для процесса управления внутри организации характерно наличие, в общем - то однородных видов деятельности.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что, по мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, что для процесса управления характерно функциональное содержание. То есть авторы считают, что  можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления:

1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению;

2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками, а также установление взаимодействия между ними;

3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;

4) контроль, который заключается в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.

     На  существование функциональной составляющей как содержательной стороны процесса управления заостряет внимание и  Л. Е. Басовский. Он определяет процесс  управления как непрерывную последовательность взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля.

     Существуют  и иные определения содержательной составляющей процесса управления.

     По  мнению А. И. Орлова и В. Н. Федосеева, термин «процесс управления» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.

     В. Зигерт дает такое определение: «Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять  поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» . К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению.

     Более того, целеполагание - одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что среди авторов - теоретиков в области менеджмента не сложилось  единой точки зрения по вопросу трактовки  содержательной стороны процесса управления.

     Тем не менее, анализ приведенных трактовок  показывает функциональную направленность в рассмотрении содержания процесса управления.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.Научная организация управления.

 

 Классическая  теория организации.

     Одна  из первых попыток проанализировать организационные аспекты управления предпринята Ф.В. Тейлором и его  последователями. Идеи и методы, вытекающие из исследований Тейлора, известны как  научное управление, в центре которого -- работа, выполняемая в низовом  звене организации.

     Исследования  по собственно теории организации стали  проводиться на систематической  основе в период между 1890 и 1940 гг., наряду с углублением разработок по научному управлению. В центре внимания этих работ - вся организация, а не просто работа, производимая частью организации  или отдельными ее членами. В рамках этих исследований были сформулированы принципы Организации, создающие основу и критерии для формирования организационных  структур, создания системы подразделений, определения управляемости и  делегирования прав и ответственности. Значительным вкладом ученых явилась  бюрократическая теория, основы которой  содержатся в работах Макса Вебера.

     Рассмотрим  более детально каждый ключевой раздел классической теории организации.

     Современные направления теоретических разработок.
     На  переднем плане теоретических разработок и тенденций, имеющих большую  практическую значимость, в настоящее  время оказались те направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования организаций. Среди основных направлений  теоретических обобщений и разработок можно назвать следующие:

1) реинжениринг, т.е. перестройка на современной  информационной и технологической  основе организации производства  и управления.

2) концепция  внутренних рынков корпораций (или  организационных рынков). Перенесение  закономерностей и принципов  рыночного хозяйства во внутреннюю  деятельность корпораций. Такие  преобразования должны охватить  все подразделения -- линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат  высших руководителей. Согласно  этой концепции подразделения,  имеющие экономическую свободу  внутри предприятий, быстрее могут  обеспечить изменения в производстве  товаров, предоставлении услуг,  во всей системе отношений  с потребителями. На этой основе  и с использованием информационных  технологий формируются "Сетевые  организации" с распределенными  автономными звеньями, так называемые  виртуальные корпорации.

3) теория  альянсов (ассоциативных форм организации  и управления). Интеграционные процессы  в управлении, ориентированные на  более эффективное использование  всех видов ресурсов (и в первую  очередь научно-технических, инвестиционных  и финансовых), приводят к появлению  многообразных форм горизонтального  объединения организаций. Образуются  плоские иерархии вокруг коренных  процессов со специфическими  целями в каждом из них. Это  не только так называемые горизонтальные  корпорации, но и стратегические  союзы, различные модификации  конгломератов, консорциумов, холдингов,  хозяйственных ассоциаций и групп.  Новая корпоративная модель предусматривает  расширение кооперирования среди  конкурентов, поставщиков и потребителей  и тем самым меняет представление  о границах организации.

4) особое  внимание уделяется проблеме  всестороннего развития человеческих  ресурсов. Отношение к людям как  к ведущему ресурсу, к капиталу, а не как к издержкам производства  становится едва ли не центральным  постулатом теории организаций.

     Во  всех проектах и программах развития организаций основным ориентиром становится возвышение места и значимости человека - как субъекта управления и как  объекта управления - с его интересами, мотивами, стимулами, степенью удовлетворенности и т.д. Особое место должны занимать проблемы доверия - к системам управления, к принимаемым решениям, к их исполнению, к руководителям. Защита человека как работника, как предпринимателя, как собственника играет ключевую роль в повышении эффективности функционирования организаций. 
 
 
 
 

Приложение1.

Понятие управления в социальной психологии

Управление

   

Главный признак управления в социальных системах

     

Субъект управления

Объект  управления

Системы управления

Научная организация управления

Процесс управления

Цель  управления

 

Особенности управления

 

Решение задач управления


6. Заключение.

     В данном реферате мы рассмотрели  понятие  управления. Понятие управления в социальной психологии неразрывно связано с другими науками: юриспруденцией, философией, менеджментом и другими науками. Научная организация управления требует применения системного анализа ситуации. В свою очередь система управления взаимосвязана с научной организацией

     Чем сложнее управление, тем больше внимания уделяется предмету и задачам  психологии управления. Ежегодно растут требования к психическим процессам  и умственным способностям человека, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.

     В настоящий момент нет недостатка в управленческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях  обеспечения эффективности управления вооружается положениями, разработанными в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2001.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999.

3.  Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4.Л.Д. Столяренко, "Психология управления". Ростов-на-Дону, 2004 год.

5.  Т.В. Бороздина «Психология делового общения». Москва, 1994 год.

6. Брэддик У.  Менеджмент в организации.- М.: Инфра-М, 2007.- 344 с.


Информация о работе Понятие управления в социальной психологии