Понятие «эксперимент», «психолого-педагогический эксперимент»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 04:58, курсовая работа
Краткое описание
Цель – изучить эксперимент как метод психолого-педагогического исследования. Задачи: 1. Раскрыть понятия «эксперимент», «психолого-педагогический эксперимент». 2. Определить подготовку экспериментального психолого-педагогического исследования. 3.Изучить особенности проведения эксперимента. 4.Рассмотреть анализ результатов эксперимента.
Содержание
Введение 3 1. Понятие «эксперимент», «психолого-педагогический эксперимент» 4 2. Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования 5 3. Проведение эксперимента 8 4. Анализ результатов эксперимента 9 Заключение 12 Список литературы
Вторичная статистическая обработка
(сравнение средних, дисперсий, распределений
данных, регрессионный анализ, корреляционный
анализ, факторный анализ и др.) проводится
в том случае, если для решения задач или
доказательства предложенных гипотез
необходимо определить статистические
закономерности, скрытые в первичных экспериментальных
данных. Приступая к вторичной статистической
обработке, исследователь прежде всего
должен решить, какие из различных вторичных
статистик ему следует применить для обработки
первичных экспериментальных данных.
Решение принимается на основе учета характера
проверяемой гипотезы и природы первичного
материала, полученного в результате проведения
эксперимента.
Результаты количественного
и качественного анализа материала, полученного
в ходе проведения эксперимента, первичной
и вторичной статистической обработки
этого материала, используются для доказательства
правильности предложенных гипотез. Выводы
об их истинности являются логическим
следствием доказательства, в процессе
которого в качестве основного аргумента
выступает безупречность логики самого
доказательства, а в качестве фактов –
то, что установлено в результате количественного
и качественного анализа экспериментальных
данных. Факты в ходе доказательства обязательно
должны соотноситься с гипотезами. В процессе
такого соотнесения выясняется, насколько
полно имеющиеся факты доказывают, подтверждают
предложенные гипотезы.
Для того чтобы полностью доказать
гипотезу именно в той ее формулировке,
которая предложена изначально, необходимо
сделать следующее: 1. Полностью раскрыть
объем и содержание понятий «мотивация
учения» и «успешность учения» по крайней
мере на уровне их рабочих определений.
2. Установить, какую минимально необходимую
и вместе с тем достаточную совокупность
фактов нужно получить в ходе экспериментального
исследования для доказательства гипотез.
Имеется, в виду система фактов, которая
полностью покрывает объем и содержание
понятий «мотивация учения» и «успешность
учения». 3. Удостовериться в том, что все
эти факты получены, достоверны, и далее
соотнести их с гипотезой, сделав выводы
о ее доказанности или недоказанности.
Постэкспериментальнаяпереформулировка
гипотезы требует разрешения еще одного
важного вопроса: соответствует ли новая
формулировка гипотезы объему и содержанию
проблемы, целей и задач эксперимента?
Несоответствие, как правило, возникает
или, если оно присутствовало с самого
начала, усиливается после того, как по
результатам эксперимента была конкретизирована
формулировка исходной гипотезы. Данное
несоответствие также необходимо устранить,
но эта задача решается несколько иным
путем, чем устранение несоответствия
между гипотезой и фактами.
Прежде всего требуется констатация
того, что проведенное исследование не
полностью разрешило поставленную проблему,
что ряд задач и вопросов остались без
ответа и требуют дальнейших исследований.
Далее производится (как правило, уже в
форме выводов из проведенного исследования)
сужение, конкретизация совокупности
решенных задач. Заметим, что несоответствие
замысла результатам на уровне проблем
и задач исследования – это такое же типичное
явление, как несоответствие гипотез фактам.
Важно только, чтобы это несоответствие
в заключении исследования было оговорено.
В соответствие с реальными
фактами должны быть приведены и выводы
из исследования. Их также нельзя делать
слишком поспешно. Выводы должны строго
вытекать из того, что на самом деле доказано.
Выводы обычно предлагаются в виде кратких
и конкретных утверждений, формулировки
которых опираются на факты, существование
которых до начала проведения исследования
лишь гипотетически предполагалось. Объем
и содержание понятий, используемых в
выводах, должны соответствовать объему
и содержанию понятий, имеющихся в новых
формулировках экспериментальных гипотез.
Заключение
Эксперимент позволяет искусственно
отделить исследуемое явление от других,
целенаправленно изменять условия педагогического
воздействия на воспитанников, повторять
педагогические явления в примерно одинаковых
условиях, поставить исследуемое явление
в условия, которые подвергаются контролю.
Этот метод является комплексным,
поскольку предполагает сочетание наблюдения,
беседы, анкетирование, создание специальных
ситуаций и т.д.
Список литературы
1. Загвязинский, В.И., Атаханов
Р.А. Методология и методы психолого-педагогического
исследования: Учебное пособие для студентов
педагогических специальностей. – М.:Академия,
2001. – 208с.
2. Зимняя, И. А. Педагогическая
психология : учебник для вузов. – М. : Логос,
2002. – 384 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Словарь
по педагогике / Г. А. Коджаспирова, А. Ю.
Коджаспиров. – М. :МарТ, 2005. – 448 с.
4. Немов, Р.С.Психология: Учеб.для
студ. высш. пед. учеб. заведений : 4-е изд.
– Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами
математической статистики. – М.:Владос,
2001. – 640 с.
5. Немов, Р. С. Психология : учебник
для студ. высш. пед. учеб.заведений. –
В 3 – х кн. – Кн. 1 / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС,
2002. – 688 с.
6. Образцов, П.И. Методы
и методология психолого-педагогического
исследования. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.