Личность всегда стремится к
зрелости, считает З.Фрейд, а невротик
стремится остаться в детском
состоянии. Дефицит активности в
личности, ее пассивность, закрытость
может характеризоваться как «безличностность».
Особенно непохожая на других личность
в полноте своих духовных и
физических свойств характеризуется
понятием «индивидуальность». Индивидуальность
выра-жается в своеобразии опыта,
знаний, мнений, убеждений, в различиях
характера и темперамента и др. Свою индивидуальность
мы доказываем, утверждаем среди других
людей. Индивидуальность выступает как
внутренняя потребность личности и ее
качественная характеристика. По определению
А.Г.Асмолова, «индивидом – рождаются,
личностью – становятся, а индивидуальность
– отстаивают».
Потеря значимых характеристик, таких
как активность, свобода, самостоятельность,
индивидуальность, может стать смертельными
для личности в восприятии ее другими
людьми (невыразительный, пустой, никчемный
человек).
Психологическое понимание
личности в известной мере
зависит от наших представлений
о структуре психики личности.
Большинство споров вокруг понятия
личности в психологии сводится
к различию понимания такой
структуры и факторов ее формирующих.
Становление и развитие личности, по существу,
определяются двумя группами факторов:
природных (биологических) и социальных.
Как кажется на первый взгляд, они легко
выделяются в структурной организации
психики личности, но их взаимодействие
и взаимовлияние несомненно. Биологические
факторы сами оказываются под влиянием
социума и социальных отношений и наоборот.
Мера влияния каждой из групп факторов
на формирование различных структурных
элементов психики может быть различной.
Заметное место в психологии занимают
теории, которые выделяют две основные
подструктуры, сформированные под влиянием
двух факторов – биологического и социального.
Была выдвинута мысль о том, что личность
человека распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организации. В нашем
понимании эндопсихика (гр. endon – внутри)
– часть элементов психики, которая по
преимуществу биологически обусловлена
(нервно-психическая организация человека).
Экзопсихика (гр. exo - снаружи, вне) – совокупность
элементов психики, обусловленной средой
(социумом, природой). Однако важно оговориться,
что нет чисто эндо- или экзопсихических
элементов психики.
Некоторые отечественные психологи
находят невозможным структурировать
психику личности подобным образом
и предлагают три составляющие
структуры личности. В первую очередь,
это системная организация индивидуальности
личности, т.е. внутрииндивидная (интраиндивидная)
подсистема, необходимая, но не достаточная
для понимания психологии личности. Во
вторую очередь, интериндивидная система
личности, которая находится в «пространстве»
вне органического тела индивида (личное
выступает как проявление групповых взаимоотношений).
В третью очередь, метаиндивидная (надиндивидная) структура
личности. Личность при этом не только
выносится за рамки органического тела
индивида, но и перемещается за пределы
его наличных, существующих здесь и теперь,
связей с другими индивидами. В этом случае
в центре внимания психологов оказываются
«вклады» в других людей, которые субъект
вольно или невольно осуществляет посредством
своей деятельности. (В данном случае уместна
пословица: с кем поведешься, от того и
наберешься). Процесс и результат запечатления
субъекта в других людях, его идеальной
представленности и продолженности в
них получил название персонализация. Явление персонализации
открывает возможность пояснить всегда
волновавшую человечество проблему личного
бессмертия. Если личность человека не
сводится к представленности ее в телесном
субъекте, а продолжается в других людях,
то со смертью индивида личность полностью
не умирает. Вспомним слова А.С.Пушкина:
«Нет, весь я не умру ... доколь в подлунном
мире жив будет хоть один пиит».
Если подлинную личность метафорически
можно трактовать как источник некой
мощной радиации (как полезной, так,
к сожалению, и вредной), преобразующей
людей, связанной с этой личностью, то
индивида с бедными личностными характеристиками,
считает А.В.Петрошевский, можно уподобить
нейтрино-частице. О таких людях говорят,
что от них «не холодно, не жарко». Данное
состояние можно представить как безличностность. Это характеристика
индивида, безразличного для других людей,
чье присутствие или отсутствие ничего
не меняет в их жизни.
Итак, метаиндивидная
подсистема личности в большей мере, чем
другие, выражает одну из важнейших духовных
потребностей человека – потребность быть личностью.
4.3. Личность в психологии
Наиболее сложной загадкой природы
ученые считают человека. Если перефразировать
слова У.Джеймса, то можно сказать
так: «Наше знание о человеке –
капля, наше неведение – море». Психология
личности сегодня представлена как самостоятельная
отрасль психологических знаний, ее цель
– познать человека. Наука о личности
– наука персонология, это дисциплина, стремящаяся
заложить фундамент для лучшего понимания
человеческой индивидуальности путем
использования разнообразных исследовательских
стратегий. Ученых, занимающихся изучением
личности на Западе, принято называть персонологами. Базой исследовательской
программы психологии личности являются
определения понятия, структурирование
личностной психики как особой реальности,
ее развитие, выделение индивидуальных
особенностей и др. В книге «Личность:
психологическая интерпретация» Оллпорт
(1937) описал и квалифицировал более 50 различных
определений личности. На сегодня с развитием
психологии их стало значительно больше.
Так, по определению самого Оллпорта, личность
– это динамическая организация тех психо-физических
систем внутри индивидуума, которые определяют
характерное для него поведение и мышление.
В работах З.Фрейда личность рассматривается
как замкнутый в себе индивид, живущий
в обществе, но противостоящий ее законам.
В работах российских психологов в основе
личности закладываются понятия: сознание,
деятельность, мотивация и др. («личность
– это человек как субъект деятельности»
(А.Н.Леонтьев); «личность – это человек
как носитель сознания» (К.К.Платонов)).
Итак, понятие «личность»
относится к числу сложнейших в человекознании.
До сих пор еще не сложилось достаточно
обоснованного и общепринятого его определения.
Личность носит гипотетический характер,
каждый автор предполагает его собственное
видение, расставляя те или иные акценты.
Такая многозначность определения обусловлена,
на наш взгляд, многоаспектностью проявлений
личности, многообразием процессов ее
становления и развития.
Не решен в психологии и вопрос,
связанный с определением движущих сил
развития личности. Вот лишь две иллюстрации
из многообразий научных размышлений.
З.Фрейд, говоря о развитии личности, опирается
на либидо (см.4.4), Л.И.Божович выделяет мотивацию и определяет два основных
критерия развития личности человека. Первый критерий: человек может считаться
личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле,
а именно, он способен преодолевать собственные непосредственные
побуждения ради чего-то другого. При
этом предполагается, что мотивы, по которым
преодолеваются непосредственные побуждения,
социально значимы (заданы обществом,
воспитаны человеком). Например, отказаться
от собственной выгоды ради помощи другу. Второй необходимый критерий – способность
к сознательному руководству собственным
поведением. Человек осознанно ставит
цель и стремится ее достигнуть, вопреки
внешним преградам или собственной лени.
Личность в психологии может
рассматриваться как «Я-концепция».
Я-концепция – это обобщенное
представление о самом себе, система установок
относительно собственной личности или,
как еще говорят психологи, Я-концепция
– это «теория самого себя». В самом общем
виде в психологии принято выделять две
формы Я-концепции – реальную и идеальную.
Однако возможны и более частные ее виды,
например профессиональная Я-концепция
личности или Я-профессиональное. В свою
очередь, профессиональная Я-концепция
личности также может быть реальной и
идеальной.
Реальная и идеальная Я-концепции
не только могут не совпадать, но
и в большинстве случаев обязательно различаются.
Расхождение между реальной (идеальной)
Я-концепцией может приводить к различным
как негативным, так и позитивным следствиям.
С одной стороны, рассогласование между
реальным и идеальным «Я» может стать
источником серьезных внутриличностных
конфликтов. С другой стороны, несовпадение
реальной и идеальной Я-концепции является
источником самосовершенствования личности
и стремления к развитию. Самооценку можно
рассматривать как аффективно-оценочный
компонент Я-концепции. Отношение человека
к самому себе является наиболее поздним
образованием в системе отношений человека
к миру. Но, несмотря на это, в структуре
отношений личности самооценке принадлежит
особо важное место.
В целом можно выделить, что в
процессе жизни Я-концепция изменяется,
обогащается или упрощается. Однако в
отличие от частных самооценок Я-концепция
является все же относительно устойчивой.
Устойчивость Я-концепции обеспечивает
внутреннюю согласованность личности,
ее целостность, последовательность ее
поведения, преемственность во времени.
Для человека очень важно иметь устойчивую
систему представлений о себе, устойчивое
отношение к себе. Именно это позволяет
ему ставить перед собой определенные
значимые цели, видеть свое место среди
других людей, строить свои планы на будущее.
Итак, Я-концепция одновременно достаточно
устойчивое и динамично изменяющееся
образование, которое отражает обобщенное
представление человека о самом
себе и является ядром его личности.
Как мы видим, плюрализм
мнений во взглядах психологов на личность
самый широкой, это еще раз подтверждает
сложность данного феномена личности.
Проблема личности – проблема необъятная,
значимая и сложная, охватывающая огромное
поле исследований, в чем мы можем убедиться,
прочитав следующий параграф.
1. Понятие и строение человеческой
деятельности
2. Виды и развитие человеческой
деятельности
3. Деятельность и психические
процессы
4.Умения, навыки и привычки
1. Понятие и
строение человеческой деятельности
Основное, чисто
внешнее отличие живой материи от
неживой, высших форм жизни от низших,
более развитых живых существ от менее
развитых заключается в том, что первые
гораздо более подвижны и активны, чем
вторые. Жизнь во всех своих формах связана
с движениями, и по мере ее развития двигательная
активность приобретает все более совершенные
формы. Элементарные, простейшие живые
существа гораздо более активны, чем самые
сложно организованные растения. Это относится
к разнообразию и скорости движений, возможности
перемещаться в пространстве на различные
расстояния. Простейшие могут жить только
в водной среде, земноводные выходят на
сушу, червеобразные живут на земле и под
землей, птицы поднимаются в небо. Человек
способен создать себе условия и обитать
в любой среде и в любой точке земного
шара (а в последние годы и вне Земли). Ни
одно живое существо не в состоянии сравниться
с ним по разнообразию, распространению
и формам активности.
Активность
растений практически ограничена обменом
веществ с окружающей средой. Активность
животных включает элементарные формы
исследования этой среды и научение. Активность
человека самая разнообразная. Кроме всех
видов и форм, характерных для животных,
она содержит особую форму, называемую
деятельностью.
Деятельность можно определить как специфический
вид активности человека, направленный
на познание и творческое преобразование
окружающего мира, включая самого себя
и условия своего существования. В деятельности
человек создает предметы материальной
и духовной культуры, преобразует свои
способности, сохраняет и совершенствует
природу, строит общество, создает то,
что без его активности не существовало
в природе. Творческий характер человеческой
деятельности проявляется в том, что благодаря
ей он выходит за пределы своей природной
ограниченности, т.е. превосходит свои
же генотипически обусловленные возможности.
Вследствие продуктивного, творческого
характера своей деятельности человек
создал знаковые системы, орудия воздействия
на себя и природу. Пользуясь этими орудиями,
он построил современное общество, города,
машины, с их помощью произвел на свет
новые предметы потребления, материальную
и духовную культуру и в конечном счете
преобразовал самого себя. Исторический
прогресс, имевший место за последние
несколько десятков тысяч лет, обязан
своим происхождением именно деятельности,
а не совершенствованию биологической
природы людей.
Современный человек
живет в окружении таких предметов,
ни один из которых не является чистым
творением природы.
Ко всем таким
предметам, особенно на работе и в
быту, оказались в той или иной степени приложенными
руки и разум человека, так что их можно
считать материальным воплощением человеческих
способностей. В них как бы опредмечены
достижения разума людей. Усвоение способов
обращения с такими предметами, включение
их в деятельность выступает как собственное
развитие человека. Всем этим человеческая деятельность
отличается от активности животных,
которые не производят ничего подобного:
ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых
систем, ни орудий труда, ни средств передвижения
и многого другого. Для удовлетворения
своих потребностей животные пользуются
только тем, что им предоставила природа.
Иными словами,
деятельность человека проявляется
и продолжается в творениях, она
носит продуктивный, а не только
потребительский характер.
Породив и продолжая совершенствовать
предметы потребления, человек кроме способностей
развивает свои потребности. Оказавшись
связанными с предметами материальной
и духовной культуры, потребности людей
приобретают культурный характер.
Деятельность человека принципиально отличается
от активности животных
и в другом отношении. Если активность
животных вызвана естественными потребностями,
то деятельность человека в основном порождается
и поддерживается искусственными потребностями,
возникающими благодаря присвоению достижений
культурно-исторического развития людей
настоящего и предшествующих поколений.
Это - потребности в познании (научном
и художественном), творчестве, в нравственном
самосовершенствовании и другие.
Формы и способы
организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных.
Почти все они связаны со сложными двигательными
умениями и навыками, которых нет у животных,
- умениями и навыками, приобретенными
в результате сознательного целенаправленного
организованного обучения. Уже с раннего
детства ребенка специально обучают по-человечески
пользоваться предметами домашнего обихода
(вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло,
зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.),
различными инструментами, которые преобразуют
заданные от природы движения конечностей.
Они начинают подчиняться логике предметов,
с которыми человек имеет дело. Возникает
предметная деятельность, которая отличается
от естественной активности животных.
Система движений,
совершаемых животными, обусловлена
анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами
человеческой материальной культуры (книга,
карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются
гак, как если бы они были обычными природными
предметами, без учета их культурного
назначения и способа употребления людьми.
У человека сами движения рук и ног преобразуются,
подчиняясь правилам культуры использования
соответствующих предметов, т.е. становятся
искусственными, более совершенными и
социально обусловленными.