Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 03:43, курсовая работа
В конце 80х - начале 90х годов в деловой среде США и Западной Европы появился и быстро завоевал популярность такой метод развития организации, как командообразование. Произошло это не случайно. Во-первых, в условиях перехода от обезличенного массового потребления товаров и услуг к большему уровню требовательности потребителей к качеству и обслуживанию, излюбленная иерархическая пирамида организации, где небольшая группа высшего руководства осуществляла контроль над остальными служащими, перестала работать. Возникла необходимость максимального использования человеческого потенциала путем делегирования ответственности тем, кто непосредственно производит данные товары и услуги и таким образов знает и может полностью удовлетворить потребности потребителей. Структура такой организации стала скорее напоминать паутину, чем пирамиду - в центре находятся люди, который упорядоточивают совместную работу множества небольших команд, находящихся на периферии.
1. Введение 3
2. Основная часть
- Организационное развитие 6
- Классификация подходов к
организационному развитию 6
- Основные аспекты понятия “команда” 8
- Практический тренинг как процесс
формирования команды 16
- Программа формирования команды 20
4. Заключение 24
5. Список литературы 25
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение 3
2. Основная часть
- Организационное развитие 6
- Классификация подходов к
организационному развитию 6
- Основные аспекты понятия “команда”
8
- Практический тренинг как процесс
формирования команды 16
- Программа формирования команды 20
4. Заключение 24
5. Список литературы 25
1. ВВЕДЕНИЕ.
В конце 80х - начале 90х годов в деловой
среде США и Западной Европы появился
и быстро завоевал популярность такой
метод развития организации, как командообразование.
Произошло это не случайно. Во-первых,
в условиях перехода от обезличенного
массового потребления товаров и услуг
к большему уровню требовательности потребителей
к качеству и обслуживанию, излюбленная
иерархическая пирамида организации,
где небольшая группа высшего руководства
осуществляла контроль над остальными
служащими, перестала работать. Возникла
необходимость максимального использования
человеческого потенциала путем делегирования
ответственности тем, кто непосредственно
производит данные товары и услуги и таким
образов знает и может полностью удовлетворить
потребности потребителей. Структура
такой организации стала скорее напоминать
паутину, чем пирамиду - в центре находятся
люди, который упорядоточивают совместную
работу множества небольших команд, находящихся
на периферии.
Во-вторых, можно отметить интересный
парадокс. Одновременно с ростом материального
благополучия, налицо все признаки снижения
духовного - стресс, одиночество, потеря
смысла жизни, нехватка времени и страх
конкуренции. Согласно исследованию Гэллапа,
80% американцев даже и думать не хотят
о том, что надо снова идти на работу в
понедельник утром. А результаты опроса
другой компании выявили, что 47% либо не
любят, либо испытывают амбивалентные
чувства по отношению к компании, в которой
работают. (Secretan, 1997) Занятная цитата Роберта
Фроста. “Мозг - необычный орган. Он начинает
работать, как только ты открываешь глаза
утром, и не перестает работать, пока ты
не доберешься до работы.” Известно, что
до последнего времени теории управления
персоналом в основном сосредотачивались
на удовлетворении потребностей служащих
в материальном благосостоянии, карьерном
росте, статусе, власти и репутации. Людей
заставляли работать быстрее (заслужишь
бонус, если выполнишь проект в срок), эффективнее
(получишь приз, если выполнишь план по
продажам), удовлетворять потребности
потребителей и т.п., что поощрялось ростом
заработной платы, временем оплачиваемого
отпуска и другими материальными ценностями.
Но в настоящее время стало ясно, что люди
не хотят слепо выполнять распоряжения
менеджеров и хотят получать больше от
своей работы, чем просто материальные
блага - они хотят чего-то, что вдохновляет
и воодушевляет, хотят использовать не
только разум, но и сердце. (Secretan, 1997)
Таким образом, постепенная эволюция совместной
деятельности и становление партиципативной
организационной культуры определили
составляющие новой доктрины управления
персоналом - доктрины командного менеджмента
(team management), предполагающей участие работников
в самоорганизации и самоуправлении совместной
деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь
и взаимозаменяемость, проясненность
общих ценностей и целей, коллективную
ответственность за результаты труда,
всемерное развитие и использование индивидуального
и группового потенциалов.
Сам метод командообразования ведет свое
начало из двух подходов: подход вовлечения
персонала (Employee Involvement) - служащих нижнего
звена - в процесс решения проблем, получения
от них предложений по улучшению производственного
процесса, и вообще обратной связи на решения
руководства. И менеджмент качества (Total
Quality Management), который допускает непосредственную
работу персонала с потребителем и создание
команд по улучшению процесса работы.
Предполагается, что метод команды позволяет
в большей степени уполномочивать персонал
на возможность самостоятельного принятия
решений и несения ответственности за
свою работу. Зарубежными авторами уже
накоплен значительный фактический материал
по методам создания команды, особенностям
процесса развития команды и психологическим
факторам, способным оказывать влияние
на работу индивида в команде.
В нашей стране метод командообразования
применяется все чаще и чаще. На первый
взгляд, это связано со спецификой организационной
культуры как в частных, так и в государственных
организациях. При их формировании на
первый план выступает оценка людей по
критерию “свой-чужой”. Очень редко можно
встретить организацию, члены которой
не имели бы опыта отношений до того, как
пришли в нее или ее создали. Но по мере
развития, наступает необходимость в новых
сотрудниках, а за этим приходит проблема
доверия. Чтобы человеку доверять, его
надо “узнать”, надо, чтобы он стал “своим”,
а для этого надо “съесть с ним пуд соли”,
то есть длительно взаимодействовать
в разных ситуациях. (Иванов, Шустерман)
Поэтому метод командообразования тем
и хорош, что позволяет в достаточно короткие
сроки узнать человека ближе и построить
отношения, необходимые для дальнейшей
работы.
В данной работе будут кратко рассмотрены
основные аспекты понятий “команда”
и “командообразование”, изложена роль
практического тренинга, как метода командообразования,
и предложена программа такого тренинга.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
До более подробного рассмотрения аспектов
командообразования совершим небольшой
экскурс в то, что называется организационным
развитием.
Организационное развитие.
Под термином “организационное развитие”
в отличии от “развития организаций”
подразумевается целенаправленная работа,
осуществляемая высшим руководством для
увеличения эффективности и жизнеспособности
организации посредством планируемых
изменений в процессах, протекающих в
ней, используя знания и методы науки о
поведении и управлении.
Классификация подходов к организационному
развитию.
Имеется несколько подходов к организационному
развитию, причем нельзя выделить наиболее
успешный, так как любой успешный подход
в одной организации еще не означает успеха
в другом случае. Можно изменять организацию,
ориентируясь на переосмысление стратегии
в целом. Можно подходить с точки зрения
технологического процесса. Но наиболее
психологическое содержание имеет подход,
направленный на людей и внутреннюю культуру.
Этот подход, во-первых, опирается на расширение
участия многих сотрудников в жизни организации
и приводит к интенсификации процессов
группового принятия решений, определения
ключевых проблем, их решения, коммуникации,
сотрудничества и т.п. Во-вторых, он активизирует
процессы обсуждения ценностей, ожиданий,
установок и действий членов организации.
Моргунов (1996), в свою очередь ссылаясь
на Hellriegel, Slocum и Woodman (1995), приводит 4 метода
в рамках этого подхода, которые обычно
используются в сочетании друг с другом.
1. Опросы с обратной связью (survey feedback).
Опросы с обратной связью предполагают
выполнение трех этапов работ:
- составление опросника и сбор информации
от сотрудников или рабочих групп,
- организация данных в понятную и удобную
для представления форму,
- презентация этих данных самим сотрудникам
организации.
2. Консультирование по процессу (process consultation).
Этот подход появился как альтернатива
экспертному консультированию. Консультант,
не являясь экспертом в предмете, тем не
менее может эффективно сопровождать
различные процессы, происходящие в организации:
ее развитие, переподчинение, выбор нового
поля деятельности, подбор новых сотрудников,
разработку стратегического плана, перераспределение
функций сотрудников и т.п. В центре его
внимания - все события, которые связаны
с людьми, работающими в организации.
3. Программа повышения качества работы
и жизни сотрудников (quality-of-work&life programs).
Эти программы сфокусированы на решении
проблем удовлетворенности трудом, здоровья,
участия в принятии решений, развития
индивидуальных способностей и умений,
улучшения контроля за использованием
рабочего времени и рабочих мест.
4. Командообразование (team building).
Командообразование является процессом,
в котором оценивается как члены рабочих
групп сотрудничают друг с другом и планируются
изменения, ведущие к повышению эффективности
группой деятельности. Этот метод подходит
для тех случаев, когда производительность
каждого члена группы зависит от производительности
других, например, при выполнении существенно
нового вида деятельности, в творчестве
или спорте.
1. Команда
Понятие «команда» очень общее. Если обратиться к электронному словарю терминов, то мы увидим, что существительное «команда» трактуется как «группа людей, работающая сообща, сотрудничающая».
Нельзя путать «команду» с «группой». Слово «группа» означает объединение людей по целям или интересам. Примером тому может служить клуб футбольных фанатов или группа театралов.
Команда – это не просто группа людей. Это группа, действующая сообща с целью достижения результатов, к которым стремится каждый человек из группы. Потенциал команды гораздо выше потенциала групповых или индивидуальных усилий. Благодаря этому потенциалу самый заурядный проект, находящийся на грани краха, может дать блестящие результаты.
Работа в команде позволяет использовать усилия, навыки, способности и творческие возможности всех, кто участвует в проекте. Команда дает возможность работать сообща, действуя при этом гибко и эффективно. Именно поэтому для достижения успеха при реализации проекта следует разобраться, как подобрать хорошую команду и как правильно руководить ею.
Для управления любым проектом на период его осуществления создается специфическая временная организационная структура, возглавляемая руководителем проекта.
По форме команда проекта отражает существующую организационную структуру управления проектом, разделение функций, обязанностей и ответственности за принимаемые решения в процессе его реализации. На верхнем уровне структуры находится менеджер проекта, а на нижних – исполнители, отделы и специалисты, отвечающие за отдельные функциональные сферы.
По содержанию команда проекта представляет собой группу специалистов высокой квалификации, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для эффективного достижения целей проекта.
Основной стратегический фактор создания и деятельности проектной команды – реализация проекта – длительное предприятие, обладающее повышенной долей риска и подверженное постоянным изменениям. Поэтому особой характеристикой проектной команды является предпринимательский характер ее деятельности, направленный на решение слабоструктурированных задач и быстрое реагирование на требования внешней среды и меняющиеся условия реализации проекта.
2. Этапы командообразования и методы формирования команд.
Под командообразованием в данном случае понимается ее развитие из формальной, утвержденной руководством, управленческой структуры в рабочую группу с субкультурой «команда».
Можно выделить четыре этапа развития команды. 1-й и 2-й этапы:
1-й и 2-й этапы: адаптация, группирование и кооперация
С точки зрения деловой активности первый этап — адаптация характеризуется как этап взаимного информирования и анализа задач. Происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи. Межличностные взаимодействия осторожны и ведут к образованию диад, наступает стадия проверки и зависимости, предполагающая ориентировку членов группы относительно характера действий друг друга, и поиск взаимоприемлемого поведения в группе. Члены команды собираются вместе с чувством настороженности и принужденности. Результативность команды на данном этапе низка, так как члены ее еще не знакомы и не уверены друг в друге.
Второй этап — группирование и кооперация — характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Происходит эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. При группировании начинает складываться групповое самосознание на уровне отдельных подгрупп, формирующих первые интергрупповые нормы. Однако отдельные подгруппы быстро понимают невозможность эффективного решения задачи без коммуникации и взаимодействия с другими подгруппами, что приводит к формированию схем общения и интергрупповых норм, общих для группы в целом. Здесь впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «мы».
3-й и 4-й этапы: нормирование деятельности и функционирование
На третьем этапе разрабатываются принципы группового взаимодействия, и нормируется либо область внутригрупповой коммуникации, либо область коллективной деятельности. Характерная черта развития группы на этой стадии — отсутствие интергрупповой активности. Процесс обособления сплоченной, хорошо подготовленной, единой в организационном и психологическом отношениях группе может превратить ее в группу-автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.
С точки зрения деловой активности четвертый этап можно рассматривать как стадию принятия решений конструктивными попытками успешного решения задачи. Функционально-ролевая соотнесенность связана с образованием ролевой структуры команды, являющейся своеобразным резонатором, посредством которого проигрывается групповая задача. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи. На этом этапе группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры.
3. Траектории развития групп
Как отмечалось, любая группа проходит в своем развитии ряд стадий, но последовательность этих стадий зависит от субкультуры группы.
1. Группа с субкультурой
«клика». Для членов этой группы
основную роль играют
2. Группа с субкультурой «комбинат». Для членов этой группы прежде всего необходима определенность поставленных задач, а также своего места в решении данной задачи. Если, этого не происходит, члены группы из-за неопределенности начинают испытывать дискомфорт и тревогу. Поэтому группа сразу после адаптации к поставленной задаче переходит к нормированию деятельности, которую проводит, как правило, наиболее компетентный член группы, владеющий технологией осуществления деятельности. Нормирование деятельности также может задаваться извне (заказчик, руководитель и т. п.). Нормирования в области коммуникативных отношений и сферы социоэмоциональных контактов, как правило, не происходит. Стадия характеризуется четкостью и понятностью правил и норм деятельности, которые жестко вменяются членам группы и выполнение которых строго контролируется. При строгости нормообразования группа довольно быстро проходит эту фазу и переходит к функционированию. После создания правил инструментальной сферы группа может переходить к стадии функционирования, и, лишь там, столкнувшись с проблемами коммуникации, при возникновении конфликтов вернется к «проработке» эмоциональной сферы. При этом ценность эмоциональной сферы у «комбината» существенно ниже, чем у «клики».
3. Группа с субкультурой
«кружок». После стадии адаптации
к задаче каждый член группы
определяет сам свое место
в технологии ее решения, тот
инструментарий, который может оказаться
необходимым и переходит к
самостоятельному выполнению
4. Группа с субкультурой
команда. Развиваясь, группа последовательно
сменяет эмоциональную и
4. Эффективность команды
Эффективную команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Прежде всего, это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.
Эффективной можно назвать такую команду, в которой
• неформальная и открытая атмосфера;
• задача хорошо понята и принимается;
• члены группы прислушиваются друг к другу;
• в обсуждении принципиальных вопросов участвуют все члены группы;
• в ходе обсуждения поощряется как высказывание идей, так и выражение чувств;
• конфликты и разногласия между членами группы центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;
• группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства.
При удовлетворении таких условий команда не только успешно выполняет свою миссию, но и удовлетворяет личные и межличностные потребности своих членов[.
Предложена интегративная модель процесса формирования команд, которая включает описание характеристик задачи, рабочей структуры, индивидуальных характеристик, командных характеристик, командных процессов, процессов формирования команд, изменений в команде, командной деятельности, индивидуальных изменений. Показатели модели на входе (зависимые) включают индивидуальные и командные характеристики (в том числе физические и финансовые ресурсы), характеристики задачи, над которыми команда работает, и способ структурирования работы.
Под внутренним процессом в модели понимается то, как члены команды взаимодействуют между собой. Сюда относятся командные коммуникации, процессы координации, принятия решений, а также собственно процесс перехода зависимых компонентов в характеристики результата.