Посттравматическое состояние у жертв сексуального насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Жертвой сексуального насилия может быть человек любого возраста и пола. Сексуальное насилие нередко приводит к возникновению специфических расстройств и поэтому в международных классификациях болезней многими исследователями выделяется в отдельную проблему. Статистические данные о распространенности сексуального насилия в отношении женщин в нашей стране весьма противоречивы. По некоторым источникам, в нашей стране ежегодно регистрируется 7-8 тыс. случаев сексуального насилия, однако реальное число пострадавших, по меньшей мере, в 10 раз больше . Проблема далека от разрешения

Содержание

Введение 3
Глава 1. Травмирующее события и его последствия для человека 5
1.1. Понятие травмирующего события 5
1.2. Понятие и признаки посттравматического стрессового
расстройства 7
Глава 2. Посттравматическое состояние у жертв сексуального насилия 12
2.1. Понятие сексуального насилия 12
2.2. Переживание сексуального насилия детьми 16
2.3. Поиск методов и форм психологической помощи при посттравматических стрессовых расстройствах 20
Библиография 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курс- Посттравматическое стрессовое расстройство у жертв сексуального насилия.docx

— 94.18 Кб (Скачать файл)

Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие  над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие  сексуального насилия имеет еще  и юридический смысл.

Сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную  активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.

Виды сексуального насилия:

  • инцест;
  • сексуальное соблазнение;
  • сексуальное нападение;
  • изнасилование;
  • эксплуатация ребенка для порнографии и проституции;
  • приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

Реагирование ребенка  на факт сексуального насилия зависит  от его возраста, этапа психосексуального  развития и условий совершения насильственного  акта. Предлагается рассматривать последствия сексуального насилия, пережитого ребенком, с учетом его возрастных особенностей. В разные периоды жизни реакция на подобную травму проявляется по-разному.

Для дошкольников наиболее общими симптомами являются тревога, ночные кошмары, общее посттравматическое стрессовое расстройство, избегающее поведение, уходы, депрессия, боязливость, задержка и чрезмерный контроль. Однако возможны: агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, а также сексуальное поведение неподходящее, не соответствующее возрасту. Маленькие жертвы могут воспроизводить сексуальные действия в играх со сверстниками. Это также является сигналом опасности, который должен привлечь внимание родителей и специалистов. Часто у детей возникает компульсивное желание, и они пытаются сами себя сексуально удовлетворить, независимо от времени, места или присутствия кого-либо, то есть мастурбируют14.

Важен факт, что клиническая  структура реактивных состояний  у детей до 6-7 лет отличается малой  выраженностью и полиморфизмом  расстройств с преобладанием малодифференцированных реакций и стертых атипичных депрессивных состояний, и поэтому данные расстройства могут быть не замечены окружением ребенка.

Для детей школьного возраста характерными симптомами перенесенной психотравмы являются страх, невротические  и общие психические заболевания, агрессия, ночные кошмары, школьные проблемы, гиперактивность и регрессивное (примитивизированное) поведение. Для  подростков общими были депрессия, суицидальное поведение, соматические жалобы, противозаконные  действия, побеги из дома и злоупотребление  наркотическими веществами. В подростковом возрасте для жертв сексуального насилия характерны случайные половые  связи, часть девочек впоследствии занимаются проституцией. Согласно данным опроса, 60% проституток в детстве были жертвами сексуального насилия.

Подробно описаны наиболее частые симптомы, характерные для детей и подростков разных возрастов:

  • детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
  • у дошкольников психосоматические симптомы выражены в меньшей степени, на первый план выступают эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности) и нарушения поведения (регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация);
  • у детей младшего школьного возраста – амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;
  • для детей 9-13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, диссоциативные эпизоды – чувство потери ощущений; в поведении – изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
  • для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении – попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения15.

На этапе адаптации  и эмоционально-когнитивной переработки  у потерпевших старшего подросткового  возраста, вследствие осведомленности  в вопросах половых отношений  и понимания их сущности на личностно-социальном уровне, выраженными становятся чувства  оскорбления, унижения их чести и  достоинства. Возрастная личностная незрелость и недостаточность механизмов психологической  защиты могут способствовать срыву  индивидуального адаптационного барьера и возникновению у некоторых потерпевших кризисных состояний и невротических проявлений. При этом в сознании у них формируется пессимистическая концепция будущего, доминируют негативные переживания, появляются искажения когнитивных процессов с идеями самообвинения и суицидальными мыслями.

Проявления и развитие ПТСР у детей по сравнению со взрослыми имеют ряд особенностей, что связано, в первую очередь, с особенностями детской психики. Е.М. Черепанова отмечает, что маленькие дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы, а это крайне важно для преодоления стресса. Навязчивое воспроизведение травматического случая у детей может иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживаются тема или аспекты травмы. Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правило, отсутствуют катартические элементы, т.е. дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.

У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему взрослому человеку это очевидно. Нарушения в познавательной сфере  у детей порой достигают такой  выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая  это. Вероятно, у детей имеют место  тревожные мысли неосознаваемого  содержания, вызванные травматическими  переживаниями. Часто ребенок не может представить себе, что у  него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д.

2.3. Поиск методов и форм психологической  помощи при посттравматических стрессовых расстройствах

 

На сегодняшний день накоплен относительно большой объем наработок  по методам психологической помощи при травме многими направлениями  психологии. В результате многочисленных теоретических и практических исследований специалисты пришли к выводу, что  для устранения последствий травмирующей ситуации нужна комплексная помощь человеку. Это объясняется тем, что  психотравмирующие события изменяют жизнь и функционирование психики  участников этих событий по основным четырем измерениям (см. рис 1):

 – Изменяется внутреннее  ощущение себя в мире («Я –  Духовное») т.е. изменяется система  ценностей и концепция окружающего  мира.

 – Изменяется субъективная характеристика течения времени (в травматической ситуации время либо «останавливается», либо возникает острая его нехватка) («Я – реальное»).

 – Изменяется чувство  безопасности («Я – Социальное»).

 – Изменяется физическое  состояние («Я – телесное»)16.

 

 

 

Уровни травмы

Духовный (Я духовное)

 

Психический (Я реальное)

 

Социальный (Я социальное)

 

Биологический (Я телесное)

   

 

 

Модель

психологической

помощи

Телесно - ориентированная терапия

 

Групповая терапия 

(разные психотерапевтические подходы)

 

Психотерапевтические подходы:

бихевиорально-когнитивный; психодинамический; гуманистический и др.

 

Экзистенциальная терапия


 

Рис. 1. Модель психологической  помощи пережившим травму17

 

Вышеизложенное обуславливает необходимость использования биопсихосоционоэтической модели психологической помощи при психической травме, которая позволяет выделить четыре уровня работы с последствиями психотравмирующих событий и применить соответствующие этим уровням методы психологической помощи.

Эта модель позволяет выделить и теоретически обосновать практическое применение различных психотерапевтических направлений в работе с психологической травмой (мультимодальный подход в психологической помощи). В контексте практической работы разделение психотравмы на несколько уровней затруднительно, поэтому используемые психологические техники позволяют корректировать психотравму как многофакторное целостное образование.

Система (программа) предлагаемой психологической помощи основывается на следующих требованиях: комплексность, дифференцированность и этапность.

В предлагаемой модели основное внимание уделяется в начале первому уровню, а затем второму, третьему и четвертому уровням травмы.

1-й уровень психологической  помощи – телесно-ориентированная терапия. Согласно подходу Питера Левина, психотерапевтическая работа с травмой должна быть направлена, прежде всего, на восстановление естественной способности к саморегуляции, которая в свою очередь, понимается как психологическая и биологическая способность к целенаправленной самоорганизации. Саморегуляция им рассматривается как естественная природная способность человека к самоисцелению, основанная на внутренних ресурсах организма, активизация и телесное осознание которых помогает преодолеть психотравмирующую ситуацию

2-й уровень психологической  помощи – групповая работа. Групповая психотерапия позволяет решать более широкий круг общих для клиентов задач, в число которых входят следующие: создание безопасного социального пространства,  обучение методам совладания с последствиями травмы, возможность делиться с кем-то информацией о себе, говорить о любых чувствах другим людям.

3-й уровень психологической  помощи – Разные психотерапевтические  подходы.

4-й уровень психологической  помощи – экзистенциальная терапия

Осмысление произошедшего, «придание смысла» травме – необходимый элемент для полноценного завершения фазы исцеления.

Таблица

Методы (техники), используемые при работе с психической травмой 

Уровни 

психики

Психотерапевтическое 

направление

Методы и техники

«Я  – телесное»

Телесно-ориентированная терапия

Прогрессивная мышечная релаксация;

Техники соматической терапии травмы;

«Осознавание  границ»; «Перегрузка и невесомость»; «Опоры внешние и внутренние»  и др.

«Я  – реальное

Бихевиорально - когнитивная терапия

Когнитивно-имагинативный метод; «Заполнение  пробела»; «Логическая и эмпирическая конфронтация»; Переструктурирование мышления; Терапия погружением и  др.

Психодинамическая терапия

Психодрама: «Работа с метафорой», «Семейная история»; «Исполнение  желаний»; «Источник силы»; «Убежище»

Арт-терапия

Работа с песочницей; Лепка (глина);

Сказки (медитативные сказки, сказочное путешествие, сочинение сказки, драматизация сказки); Медитативное рисование; Синквейн. и  др.

«Я  – Духовное»

Экзистенциальная терапия

 

Арт-терапия

Фокусировка на процессе; «Шаги поиска»; Направленная визуализация; Рефрейминг; «Линия жизни», «Мета-модель» и др.

«Путь»  и др.


Заключение

 

Посттравматические стрессовые расстройства развиваются у лиц, которые пережили эмоциональный  или физический стресс, который является в высшей степени травмирующим практически  для каждого человека.

Такой травмой может являться сексуальное насилие.

Сексуальное насилие –  сильнейший стрессор, вызывающий у  большинства пострадавших долговременные психологические последствия. Изнасилование  меняет взгляд жертвы на мир и окружающих людей, вторгаясь в её систему  убеждений и нивелируя её базовые  потребности в контроле собственной  жизни, в осмысленности мира. В  отличие от пострадавших от других экстремальных стрессоров, жертвы сексуального насилия оказываются в ситуации сложнейшего переплетения правовых, медицинских, социальных, культурных проблем, которые зачастую служат причиной вторичной  виктимизации и значительно отсрочивают, а порой и делают невозможным, возврат к нормальной жизни.

При диагностике посттравматического  стрессового расстройства следует  проявлять осторожность – прежде всего необходимо исключить другие синдромы, которые могут появиться после травмы. Особенно важно распознавать поддающиеся лечению неврологические или соматические заболевания, которые могут вносить свой вклад в развитие посправматических симптомов.

Симптомы посттравматического  стрессового расстройства бывает трудно отличить от проявлений панического  расстройства или тревожного расстройства, поскольку при всех трех состояниях наблюдаются выраженная тревога  и повышенная реактивность вегетативной системы. Важное значение в диагностике посттравматического стрессового расстройства имеет установление временной связи между развитием симптомов и психотравмирующим событием. Кроме того, при посттравматическом стрессовом расстройстве наблюдаются постоянное переживание травмирующих событий и стремление избежать любого напоминания о них, что не характерно для панического и тревожного расстройства.

Эпидемиология посттравматического  стрессового расстройства естественно  очень разнообразна у множества  людей, испытавших тяжелые страдания  и переживших травматизирующие ситуации.

Психологическая помощь для  жертв сексуального насилия чрезвычайно  важна. Моральные травмы не так заметны, как физические, но они не менее  серьезны.

Библиография

 

  1. Александровский Ю.А. Посттравматическое стрессовое расстройство и общие вопросы развития психогенных заболеваний//Российский психиатрический журнал. – 2005. - №1.
  2. Антонян Ю.М.  Криминальная сексология. – М.: Спарк, 1999.
  3. Горьковая И.А., Баканова А.А., Маликова Т.В. и др. Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
  4. Кадыров Р.В. Комбинированная психологическая помощь при психической травме и критерии ее эффективности//Инновационный потенциал психологии в развитии человека XXI века: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием /Под общ. Ред. Проф. В.С. Чернявской; ВГУЭС 25-27 июня 2009. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009.
  5. Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа: Пер. с англ. – М.: Академический Проект, 2001.
  6. Кровяков В.М. Психотравматология. – М.: Наука, 2005.
  7. Левин П.А. Пробуждение тигра – исцеление травмы. Природная способность трансформировать экстремальные переживания. – М.: АСТ, 2007.
  8. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  9. Малкина-Пых, И.С. Психология поведения жертвы. – М.: Наука, 1999.
  10. Опыт переживания последствий изнасилования// http://www.vetkaivi.ru/main /post_iz?id=201
  11.   Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.
  12. Пятницкая Е.В. Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим психотравмирующие события. - Николаев, 2008.
  13. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 2000.
  14. Сельчёнок К.В., Тарас А.Е. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  15. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. – Харьков:  Изд-во Гуманитарный Центр, 2007 Стасенко В.Г., Хуторная М.Л. Экcтремальная психология и психотерапия экстремальных состояний. – Воронеж: НОУ ВПО «Международный институт компьютерных технологий», 2010.
  16. Софонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д. Последствия сексуального насилия, перенесенного в детстве: Дети от 3 до 17 лет // Актуальные проблемы современного детства. - М., 1996.
  17. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001.
  18. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В. и др. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч.1 Теория и методы. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007.
  19. Трубицына Л.В. Процесс травмы. – М.: Смысл; ЧеРо, 2005. 

Информация о работе Посттравматическое состояние у жертв сексуального насилия