Практическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:46, реферат

Краткое описание

Психология – это особая наука и особая практика; как и в любой области, связанной с человеческим бытиём, здесь нет бесспорного, а то, что кажется очевидным, - чаще всего самое непонятное, как говорил классик французской психологии (и блистательных практик) Пьер Жане. В психологии естественна некоторая разница во взглядах, тем более, когда речь идёт о профессиональном самоопределении самих психологов, ибо суть самоопределения – это свобода, а значит и неодинаковость, уникальность выборов смысла своего пребывания в психологии.

Содержание

Введение
Общее представление о практической психологии.
Структура и основные разделы практической психологии

Основная часть
Психодиагностика
Психопрофилактическая работа
Психотерапия
Формы практической психологической работы

Заключение
Требования к личности практического психолога
Основные задачи Практической психологий

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 44.56 Кб (Скачать файл)

Дифференцирующие возможности  – диапазон выявляемых методикой различий.

Надежность – степень устойчивости, стабильности получаемых результатов.

Валидность – свойство методик измерять именно то, на что она заявлена, соответствие психологических показателей особенностям поведения человека.

Точность – способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

Важно, чтобы  нормативные показатели методики были составлены на основе работы с репрезентативной выборкой, т.е. таким количеством  испытуемых, которое достаточно для  статистической обработки.

Психологическая коррекция.

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.

Термин  «коррекция» подразумевает целенаправленное психологическое воздействие «сверху», дабы привести психическое состояние  человека в соответствие с заранее  известной  «нормой психического развития». Это означает внешнее, постороннее  вмешательство, порой достаточно жесткое, в те или иные психические проявления человека (в зависимости от содержательно-психологической  направленности в рамках нормального  онтогенетического развития различается  коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция  и профилактика развития невротических  состояний и неврозов).

Как указывает  Абрамова Г.С. (1994), осуществление психокоррекционной работы может происходить в трёх важнейших позициях:

«Делай как я!» (психолог берёт всю ответственность на себя и предлагает довольно жесткую  схему работы);

«Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответственностью с клиентом);

«Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя).

Не следует  категорично утверждать безусловную  предпочтительность какой-либо одной  позиции по сравнению с другими. Конкретные задачи, возникающие в  ходе психокоррекционной работы, диктуют  выбор тактики и стратегии  профессиональной деятельности практического  психолога.

Психокоррекционная  работа проводится в двух основных формах – групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов  психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

Можно обозначить два основных подхода осуществления  психокоррекции:

1) Реализация коррекции  как приведения к усредненной  норме, определяемой статистически,  на основе выработанной единой  для всех «универсальной» психотехнологии;

2) Оказание психологической  помощи, ориентированной на индивидуальные  особенность и, в целом, на  уникальность его психического  и личностного развития.

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование относится к важнейшим  направлениям профессиональной деятельности практического психолога.

Основная задача: создать условия, при которых клиент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудность со стороны, осознать неконструктивные способы поведения и построения взаимоотношений и найти адекватные действия, позволяющие ему получить новый эмоциональный и личностный опыт.

Основная цель: психологическая помощь человеку в становлении его как продуктивной личность, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу.

Методология различных подходов в консультировании определяется их принадлежностью к  одному из  основных направлений  современной психологии: психоаналитическому, бихевиористскому  или экзистенциально-гуманистическому.

Психолог-консультант, ориентирующийся на психоаналитическую теорию, рассматривает душевную жизнь клиента с трех точек зрения:

  1. динамической, как результат взаимодействия и конфликта различных психических сил;
  2. экономической, как совокупность её энергетических характеристик;
  3. топической, с точки зрения структурной организации психики.

Свою главную задачу консультант-психоаналитик видит  в  том, чтобы помочь пациенту осознать природу и причины внутренних конфликтов, усилить его «Я» и  сделать его более независимым  от «Сверх-Я» и «Оно».

Консультант приверженец поведенческого подхода работает, прежде всего, над поведением клиента. Его задача – перевести психологическую проблему, выражаемую неясными, многозначными словами, в объективно наблюдаемые поведенческие акты.

Гуманистически ориентированный консультант опирается на два важнейших постулата:

  1. Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью осуществлять свой выбор: выбирать, как думать и как поступать;
  2. У каждого человека есть врожденная потребность в реализации своего потенциала – в личностном росте, - хотя среда может блокировать этот рост.

Исходя  из этих принципов, консультант видит  свою задачу в том, чтобы помочь клиенту  осуществить личностные изменения  и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Виды и методы психологического консультирования.

Консультирование может  быть классифицировано по разным основаниям:

  1. По теоретической ориентации (психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, гештальт-консультирование и т.д.)
  2. По возрасту клиента.
  3. По пространственной организации (контактное, или очное, т.е. беседа лицом к лицу, и дистантное, или заочное, которое, в свою очередь, подразделяется на телефонное, письменное, электронное – через Интернет);
  4. По количеству клиентов
  5. По психологической проблематике (консультирование по проблемам в эмоциональной сфере, по личностным проблемам и т.д.)
  6. По сфере приложения (школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес-консультирование и т.д.)

Стадии и приёмы консультирования:

Стадия

Консультативные приёмы

1. Установление контакта

Уточнение, перефразирование

2. Сбор информации и осознание  желаемого результата (поиск задачи)

 

Выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование

3. Перебор гипотез, решающих «задачу», и выработка альтернативных решений

Дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование

4. Обобщение результатов взаимодействия  с клиентом (решение «задачи») и  выход из контакта

Резюмирование


 

Психотерапия

Под психотерапией  в настоящее время принято  понимать широкую область научной  и практической деятельности специалистов, внутри которой наличествует большое  количество разнообразных теоретико-методических подходов. Под психотерапией следует  понимать «оказание психологической  помощи здоровым людям в ситуациях  различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности  улучшить качество собственной жизни»2.

Условно различают:

Клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики. Используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения.

Личностно-ориетированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить своё отношение к социальному окружению и к собственной личности. Здесь можно обнаружить огромное разнообразие методов и приёмов, основывающихся на концептуальных моделях множества школ и течений.

В Декларации по психотерапии, принятой в Страсбурге в 1990 году, зафиксировано следующее:

  1. Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
  2. Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;
  3. Гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;
  4. Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально: оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
  5. Доступ к   такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Будучи  одним из направлений деятельности практического психолога, психотерапия предъявляет особые требования к  подготовке и уровню квалификации психолога. Оправдано разделение специализаций  практического психолога на психотерапевта, диагноста, консультанта, коррекциониста с тем, чтобы в рамках единственной психологической службы каждый выполнял одну из указанных основных функций. В области психотерапии психолог неизбежно использует эклектический подход, однако желательным является специализация в каком-то определенном психотерапевтическом направлении: психоаналитическом, поведенческом, экзистенциально-гуманистическом или другом.

Психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

Экзистенциально-гуманистический  подход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии. Основополагающими идеями этого направления стали представления о человеке как о существе, изначально активном, стремящемся к расширению пространств своего бытия, имеющем почти безграничные возможности позитивного личностного роста.

Поведенческий подход связан с необходимостью формирования у обратившегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков. В настоящее время во многих странах  стал популярен психотерапевтический подход, получивший название нейролингвистического программирования, который имеет корни в поведенческом направлении3.

Формы практической психологической  работы

Рано или  поздно перед каждым психологом встает вопрос о том, как продуктивней оказать  психологическую помощь человеку: через  индивидуальную работу или путём  включения его в тренинговую  группу.

Одним из главных преимуществ психологической  работы в группе является то, что  групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при  индивидуальной работе с психологом. Оказавшись в тренинговой или  психотерапевтической группе, человек  избегает непродуктивного замыкания  в самом себе со своими трудностями  и обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. В группе человек  встречает людей, у которых имеются  такие проблемы, в сравнении с  которыми собственная – это просто цветочки. А они – эти другие участники группы – живут, действуют  и не теряют оптимизма. Для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором. Однако, если жизненные трудности, переживаемые человеком, в самом  деле значительно серьезней, чем  у других участников, то работа в  тренинговой группе может оказаться  для него менее полезной, чем индивидуальные консультации. Ещё одно важное отличие  группового взаимодействия от диадического состоит в том, что группа способна отразить общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. В группе можно, например, заняться ролевыми играми и буквально воссоздать конкретные жизненные ситуации кого-то из участников. Смоделировать сложное пространство человеческих отношений в социуме  практически невозможно при индивидуальной психологической работе.

В группе участники тренинга имеют возможность  получения обратной связи и поддержки  от людей со сходными проблемами. Под  обратной связью в общении понимается процесс и результат получения  информации о состояниях партнёра по общению и его восприятии поведения  субъекта. В тренинговой группе, как правило, используется безоценочная обратная связь, т.е. такое сообщение, исходящее от участников, которое  отражает, прежде всего, чувства, переживаемые человеком при восприятии поведения  другого. В тренинговой группе создаётся  ситуация, позволяющая увидеть своё отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое. Когда человек взаимодействует только с психологом при индивидуальной консультации, он тоже может получить обратную связь. Но при этом у него отсутствует выбор – мнение лишь одно. В группе мнения могут быть высказаны очень разные, и тут уж человек сам может решать, с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть.

При получении  психологической помощи через группу человек может обучаться новым  умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Группа даёт возможность  «репетиции поведения» в тех или  иных ситуациях с тем, чтобы в  дальнейшем перенести лучшие из найденных  вариантов в свою реальную жизнь. В случае индивидуальной работы экспериментирование  со стилями взаимоотношений заключается  только в проговаривании и обсуждении с психологом возможных последствий  их переноса в реальность. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, сыграть роль другого  человека для лучшего понимания  его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами  поведения, применяемыми кем-то. В результате идентификации возникают эмоциональная  связь, сопереживание, эмпатия. Механизм идентификации становится в группе надёжной опорой происходящих с людьми изменений. Индивидуальная работа с  психологом также включает в себя идентификацию, однако клиенту кроме  как с психологом идентифицировать себя больше не с кем, а личность психолога не всегда может устраивать клиента.

Информация о работе Практическая психология