Предмет и метод психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:49, доклад

Краткое описание

«Предмет и метод психологии». Эта пара в своем существовании и развитии онтологически как бы зависит от объекта, а гносеологически определяется субъектом познавательного процесса. Предмет не статичен, он есть движение проникновения субъекта познания в сущность психической жизни. Метод есть путь, по которому субъект (психология) направляет это движение внутри объекта (психики). Если в определении своего предмета психология восходит к качеству субъектности, то и в основу построения своего метода она должна положить принцип субъектности, «выражаться в категориях субъекта, взятого в соотношении с его жизнедеятельностью»

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 45.54 Кб (Скачать файл)

I

1)  «Предмет и метод психологии». Эта пара в своем существовании и развитии онтологически как бы зависит от объекта, а гносеологически определяется субъектом познавательного процесса. Предмет не статичен, он есть движение проникновения субъекта познания в сущность психической жизни. Метод есть путь, по которому субъект (психология) направляет это движение внутри объекта (психики). Если в определении своего предмета психология восходит к качеству субъектности, то и в основу построения своего метода она должна положить принцип субъектности, «выражаться в категориях субъекта, взятого в соотношении с его жизнедеятельностью»

Предмет психологии в традиционных представлениях

Душа (все исследователи до начала XVIII века)

Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)

Непосредственный опыт субъекта (структурализм  — Вильгельм Вундт)

Интенциональные акты сознания (функционализм — Франц Брентано)

Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)

Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)

Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)

Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)

Личный опыт человека (Гуманистическая  психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод самонаблюдения, метод тестов и другие).

Эксперимент. Базовым отличием и  преимуществом данного метода в  том, что исследователь может  по своему желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Это  преимущество экспериментального метода объясняет его очень широкое  применение в психологии. Основная масса эмпирических факторов в психологии получена экспериментальным путем. Однако не всякая исследовательская  задача может быть решена с помощью  эксперимента. Так, если изучение психических  процессов и функций ведется  в основном с использованием экспериментов, исследование и анализ более простых  свойств личности (темперамента, многих способностей) тоже доступно экспериментальному методу, то характер и сложные виды способностей экспериментально пока недоступны.

Наблюдение. Основным преимуществом данного метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в группе детского сада или школьном классе. Недостатком метода наблюдения можно назвать значительную трудоемкость. Психолога-исследователя интересует не любое проявление поведения, а лишь то, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому наблюдающий должен выжидать нужные ему проявления свойств личности или психических состояний. Кроме того, наблюдения и фиксации единичных психических свойств недостаточно. Исследователь обязан удостовериться в характерности, типичности того или иного свойства.

Метод интервью. Этот метод имеет отличие от анкетного метода, применяемого в социологии. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса. Часто вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход пригоден исключительно на первых стадиях исследования, для первичной ориентировки в проблеме. Но вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

Метод беседы. Он используется на разных стадиях исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать крайне ценные результаты.

Метод тестов. Тесты являются особыми методами психодиагностического обследования Их использование позволяет получить точную качественную или колличественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Помимо перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной  информации, в психологии широко используются различные способы и приемы обработки  этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, а  также методы качественного анализа.

2)

Зачастую социальный работник должен выступать посредником в конфликтной ситуации (трудовой спор, семейный кризис, межпоколенные конфликты). В данном случае необходимы определенные профессиональные умения и навыки, в том числе коммуникативные.

Коммуникации являются неотъемлемой частью посредничества. Совместные обсуждение позволяют людям достичь соглашения, уменьшают недоверие, обеспечивают их взаимную выгоду. Коммуникативные средства общения делятся на вербальные (лексика, стилистика, грамматика, формообразование, стиль) и невербальные (мимика, жесты, интонация голоса, паузы, покашливания, рукопожатия, касания, поглаживания, средства, связанные с запахом)

Существует ряд типичных механизмов воздействия общающихся друг с другом:

1. Заражение — бессознательное  воспроизведение эмоционального  состояния в условиях взаимодействия  с другими людьми на основе  сопереживания с ними.

2. Внушение — одностороннее  целенаправленное заражение внушающим  человеком посредством речевого  воздействия. Мотивируются те  или иные действия. Более внушаемы  лица с инертной системой, до 15—  16 лет, у девушек конформность на 10—15% выше.

3. Убеждение — осознанное, аргументированное, логически и  фактически обоснованное воздействие  на систему взглядов, и представлений,  а также мотивационно-ценностную систему другого человека. Существуют механизмы убеждающего воздействия - факторы, связанные с процессами информирования и аргументирования (объяснение, выдвижение тезиса, указание-демонстрация сравнение и различение); приемы аргументации — ссылки на авторитеты, доказательство фактами, аналогия, эксцесс, инцидент).

4. Подражание - усвоение формы  поведения человека на основе  как осознаваемой, так и неосознаваемой  идентификации себя с ним –  «поступать как другой».

Общение подразделяется на деловое и межличностное. Деловое - это взаимодействие людей, в котором его участники выполняют социальные роли, это формальное общение, основанное на статусной позиции. Межличностное общение не имеет жесткой регламентации поведения, эмоций, интеллектуальных процессов. Психологи утверждают, что именно дефицит межличностного общения и неспособность осуществлять его отрицательно влияют на деятельность и душевное самочувствие людей. Психологически полноценным общение становится только при взаимодействии партнеров на равных, когда не допускается ущемление достоинства каждого и делается поправка на своеобразие друг друга. Настоящее межличностное общение – это общение диалогическое. Для достижения позитивных результатов коммуникации важно помнить о некоторых принципах общения:

- равенство позиций общающихся, минимизация социальной дистанции,  общение не основано на позициях  превосходства и подчинения;

- доверительная взаимная  открытость обеих сторон;

- отсутствие «оценочного»  измеряющего отношения, к каким  бы то ни было сторонам индивидуальности  каждого;

- взаимное принятие друг  друга как неповторимых и цельных  личностей.

Только организация диалогического общения дает большие возможности  творческого преобразования личности.

Перечисленные принципы являются основой формирования толерантного отношения к любым проявлениям  человеческой индивидуальности, что  значительно влияет на характеристики социальных дистанций, устанавливаются  индивидом, группой, обществами.

При проведении социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности, Ряд исследователей (А. А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально - психологического консультирования

- доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

- ориентация на нормы  и ценности клиента;

- запрет давать советы;

- анонимность консультирования;

- включенность клиента  в процесс консультирования;

- разграничение личных  и профессиональных отношений.

Социально-психологическое  консультирование предполагает использование  своеобразных приемов и методов  работы с клиентами. К их числу  обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.

Одним из оснований для  классификации консультативного воздействия  является пространственная организация  консультаций. С этой точки зрения ученые (В. Ю. Меновщиков и др.) выделяют два вида консультирования: контактное («очное») и дистантное («заочное») Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними проходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного  процесса. Одной из основных норм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью  вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные  возможности.

Технология проведения консультативного интервью включает в себя определенные этапы. Прежде всего, консультант решает проблему установления контакта, достижение взаимопонимания с клиентом. Представляясь  клиенту, консультант разъясняет свои профессиональные возможности.

Специфическим видом консультативной  деятельности является дистанционное  консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяет  многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.

Особенностью телефонного  консультирования является принцип  анонимности, который формирует  у клиента фантазийный образ  консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал восприятия. 3начение  приобретает не только сам текст  сообщения, но и то тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Основные же приемы и методики телефонного консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.

Людей пожилого возраста и  инвалидов волнуют вопросы, связанные  с предоставлением льгот на различные  виды услуг перерасчетом и индексацией  пенсий, оформлением завещания, дарственной. Социальные работники должны быть готовы дать ответы на эти и другие вопросы, волнующие клиентов. Целесообразно  постоянно накапливать для своих  подопечных новую информацию.

1. Алексеева Л.С. Психологическая  служба в системе социальной  работы. - М., 1996.

2. Социальная работа: теория  и практика. / Под ред. Е. И.  Холостовой — М., 2001.

3. Технология социальной  работы. / Под ред. А.А. Чернецкая. Ростов н/Д., 2006.

3)

Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой , эндокринной, иммунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах в организме в процессе его инволюции. Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к пониманию старения, как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процесса, для которого характерно не только снижение , но и усиление активности организма.

Все изменения в организме в  период старения носят индивидуальный характер. Есть люди, которые до глубокой старости сохраняют очень высокий  показатель латентного (скрытого) времени  речевой реакции; разница в сторону  лучше-хуже может быть двадцатикратной.

Мужчина в период его увядания подвержен  развивающемуся у него атеросклерозу, что вызывает общее ослабление (снижение) жизненной активности. Нарушение  обмена веществ, вызванное сокращением  количества гормонов, вырабатываемых половыми железами, приводит к ослаблению мышц, что так характерно для мужчин в этом возрасте. Это нередко сопровождается общим одряхлением и потерей  интереса к жизни.

Начиная с 50-55 лет функции нервной  системы мужчины нарушаются в еще большей степени, чем в предыдущем возрасте. Прежде всего это проявляется в пониженной способности реагировать на раздражители. Наряду с ними появляются признаки ухудшения памяти. Центральная нервная система, прежде всего кора мозга управляют всеми функциями организма- от двигательного аппарата до самых сложных по своему предназначению внутренних органов; все это не может не отразиться отрицательно и на деятельности. Все сказанное в равной степени относится и к работе желез внутренней секреции (щитовидная, поджелудочная железы, надпочечники и др.) и к обмену веществ вообще, который начиная с 45-50 летнего возраста постепенно ослабевает. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- 4-е изд.- М.: Академический Проект, 2003.С.670

Информация о работе Предмет и метод психологии