Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:28, контрольная работа
Как любая самостоятельная наука, педагогика имеет свой объект и предмет. В качестве своего объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием.Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
1. Охарактеризуйте предмет и объект педагогики как науки…………..3
2. Перечислите основные категории педагогики………………………..6
3. Соотнесите понятия и их характеристики
а) социализация б) образование………………………………………9
4. Список литературы……………………………………………………14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность Бакалавр менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология»
Студент Саввина Яна Олеговна
(Ф.И.О)
Содержание
а) социализация б) образование………………………………………9
4. Список
литературы……………………………………………………
1.Предмет и объект педагогики
Слово «педагогика» – греческое, образовано от двух слов: «пайдос» – «дитя», «аго» – «вести». Так, в Древней Греции к ребенку, который посещал учебное заведение, был приставлен раб, сопровождавший его и следившей за дисциплиной. Позже педагогами стали вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Постепенно педагогика стала восприниматься как искусство вести ребенка по жизни, т. е. обучать, направлять духовное и физическое развитие.
Как любая самостоятельная наука, педагогика имеет свой объект и предмет. В качестве своего объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием.Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность и пр.). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому образование есть прежде всего социальное явление.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности обучаемых (учащихся, студентов), а также стратегий и способов их взаимодействий.
В настоящее время педагогическая наука получила возможность как для продуктивного своего дальнейшего развития, так и для конструктивного сотрудничества с заинтересованными областями человековедения. Такая задача может быть решена при опоре, прежде всего, на широкие возможности, опыт отечественной и зарубежной психологии, достижения других сфер наукознания .
В настоящее время наблюдается рост интереса и внимания к проблемам педагогики и психологии. С чем это связано? Специалисты считают, что это обусловлено рядом объективных и субъективных факторов.
1.Кардинально меняющиеся
социальные параметры общества
оказывают непосредственное
В современных условиях
стало очевидным: будущее человечества
связано с развитием
2.Реформа всего уклада
функционирования общества, рост
личностного самосознания
3.За последние годы
психолого-педагогическая
Вместе с тем совершенно ясно, что нельзя рассчитывать на то, что данная учебная дисциплина, каким бы глубоким и разносторонним не было ее содержание, в состоянии дать исчерпывающие рекомендации на каждый конкретный случай, с которым Вы можете встретиться в своей практической деятельности. В этой связи основной упор при изучении учебной дисциплины делается на формировании у студентов умения методологически верно строить служебные и межличностные отношения, на основе научных знаний организовывать совместную практическую деятельность членов коллектива, разрабатывать и реализовывать планы личностного и профессионального развития.
Осуществлению именно такого подхода способствуют структура и логика изучения учебной дисциплины. Они предполагают систематичность и последовательность освоения учебного материала, оптимальность перехода от простых проблем к более сложным. В предлагаемом электронном учебном курсе содержится краткое изложение теоретических основ изучаемых вопросов, вопросы для обсуждения и вопросы для самопроверки, что предполагает не только усвоение готовых знаний, но и формирование отношения к ним в логике дополнения, уточнения, критики. Для повышения действенности достижения конечных целей обучения предлагаем воспользоваться следующими методическими рекомендациями.
2. Основные категории педагогики.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) - "воспитание", "обучение", "образование"
"Воспитание" как всеобщая
категория исторически
В современной науке под "воспитанием" как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.
Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как "спартанская", "система рыцарского воспитания", "домострой", "воспитание джентльмена", "система коллективных творческих дел".
Вторая категория - "обучение" - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится - овладевает
передаваемой информацией и
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Таким образом, диалектическое отношение "обучение-воспитание" направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
Третья категория педагогики - "образование" - понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего;
4) как система.
Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.
На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.
3.Соотнесите понятия и их характеристики:
а) социализация
б) образование
1) процесс освоения в специально созданных учреждениях или в результате самосовершенствования системы знаний, умений и навыков, творческого опыта, эмоцианально-ценностных ориентаций на основе совокупности образовательных программ, а так же итог, результат этого процесса;
2) усвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения , присущих данному обществу, группе;
Ответ: а) 2 б)1
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
Первичная социализация
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.
Вторичная социализация
Вторичная социализация
происходит уже вне дома. Её
основой является школа, где
детям приходится действовать
в соответствии с новыми