Предмет и объект педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Как любая самостоятельная наука, педагогика имеет свой объект и предмет. В качестве своего объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием.Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Содержание

1. Охарактеризуйте предмет и объект педагогики как науки…………..3
2. Перечислите основные категории педагогики………………………..6
3. Соотнесите понятия и их характеристики
а) социализация б) образование………………………………………9
4. Список литературы……………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Специальность Бакалавр менеджмента

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

 

 

 

Студент Саввина Яна Олеговна

(Ф.И.О)

                                        Курс    2    № группы    3  

                                       Личное дело № 11МЛД11127

                                        Преподаватель Кидинов А.В.

                                                            (Ф.И.О)

 

 

                                               

 

 

                                                      Липецк 2012

Содержание

 

  1. Охарактеризуйте предмет и объект педагогики как науки…………..3
  2. Перечислите основные категории педагогики………………………..6
  3. Соотнесите понятия и их характеристики

а) социализация  б) образование………………………………………9

      4. Список  литературы……………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Предмет и объект педагогики

Слово «педагогика» –  греческое, образовано от двух слов: «пайдос» – «дитя», «аго» – «вести». Так, в Древней Греции к ребенку, который  посещал учебное заведение, был  приставлен раб, сопровождавший его  и следившей за дисциплиной. Позже  педагогами стали вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Постепенно педагогика стала восприниматься как искусство вести ребенка по жизни, т. е. обучать, направлять духовное и физическое развитие.

Как любая самостоятельная  наука, педагогика имеет свой объект и предмет. В качестве своего объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием.Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность и пр.). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому образование есть прежде всего социальное явление. 

Предмет педагогики –  это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в  специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую  сущность, закономерности, тенденции  и перспективы развития педагогического  процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных  видов деятельности обучаемых (учащихся, студентов), а также стратегий и способов их взаимодействий.

В настоящее время  педагогическая наука получила возможность  как для продуктивного своего дальнейшего развития, так и для  конструктивного сотрудничества с  заинтересованными областями человековедения. Такая задача может быть решена при опоре, прежде всего,   на широкие возможности, опыт отечественной и зарубежной психологии, достижения других сфер наукознания .

 

В настоящее время  наблюдается рост интереса и внимания к проблемам педагогики и психологии. С чем это связано? Специалисты считают, что это обусловлено рядом объективных и субъективных факторов.

1.Кардинально меняющиеся  социальные параметры общества  оказывают непосредственное влияние  на все его институты, различные  объединения людей, на конкретного человека. 

В современных условиях стало очевидным: будущее человечества связано с развитием информационной цивилизации, опирающейся на экономику  знаний. Экономика, основанная на знаниях, означает, что ее главный ресурс – это человек, способный приобретать знания, умеющий их творчески применять, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний. Глобальная информационная цивилизация и экономика знаний продвигают человека в новое измерение развития общества, производства, науки и культуры. Ускоряются темпы исторического времени, сокращаются расстояния, формируется всемирная информационно-коммуникационная среда. Происходит смена источников экономического роста, ведущее место среди них занимают интеллектуальные ресурсы производства, формируется его новая технологическая база. Трансформируются и сами устои человеческого бытия, понимание смысла человеческой жизни.

2.Реформа всего уклада  функционирования общества, рост  личностного самосознания граждан  сопровождается целым рядом противоречивых явлений. Неординарные, и в первую очередь, кризисные явления настоятельно диктуют необходимость принятия особых психолого-педагогических усилий.

3.За последние годы  психолого-педагогическая наука  обогатилась новым содержанием.  Крупномасштабные исследования, связанные с активизацией человеческих возможностей, позволили разработать новые технологии познания и развития творческого потенциала личности и социальных групп. Таким образом, объективная потребность общества в овладении его членами современными психолого-педагогическими знаниями совпадает с реальными возможностями передовой научной мысли по ее удовлетворению. Настойчивая работа студентов над изучением учебной дисциплины «Педагогика и психология» является необходимым условием не только для профессиональной подготовки как специалистов,  но и для собственного гармоничного развития, эффективного выполнения гуманных функций в обществе, коллективе, семье.

Вместе с тем совершенно ясно, что нельзя рассчитывать на то,  что данная учебная дисциплина, каким бы глубоким и разносторонним  не было ее    содержание, в состоянии дать исчерпывающие рекомендации на каждый конкретный случай, с которым Вы можете встретиться  в своей практической деятельности. В этой связи основной упор при изучении учебной дисциплины делается на формировании у студентов умения методологически верно строить служебные и межличностные отношения, на основе научных знаний организовывать совместную практическую деятельность членов коллектива, разрабатывать и реализовывать планы личностного и профессионального развития. 

Осуществлению именно такого подхода способствуют структура  и логика изучения учебной дисциплины. Они предполагают систематичность  и последовательность освоения учебного материала, оптимальность перехода от простых проблем к более сложным. В предлагаемом электронном учебном курсе содержится краткое изложение теоретических основ изучаемых вопросов, вопросы для обсуждения и вопросы для самопроверки, что предполагает не только усвоение готовых знаний, но и формирование отношения к ним в логике дополнения, уточнения, критики. Для повышения действенности достижения конечных целей обучения предлагаем воспользоваться следующими методическими рекомендациями.

2. Основные категории педагогики.

В период становления  педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) - "воспитание", "обучение", "образование"

"Воспитание" как всеобщая  категория исторически включала  в себя "обучение" и "образование".

В современной науке под "воспитанием" как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих  отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения  и манерам поведения.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность  общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как "спартанская", "система рыцарского воспитания", "домострой", "воспитание джентльмена", "система коллективных творческих дел".

Вторая категория - "обучение" - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом  освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия  для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1) учится - овладевает  передаваемой информацией и выполняет  учебные задания с помощью  учителя, совместно с одноклассниками  или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно  наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу  в поиске новых знаний, дополнительных  источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение "обучение-воспитание" направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

Третья категория педагогики - "образование" - понимается как:

1) ценность развивающегося  человека и общества;

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) как результат последнего;

4) как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему  в рамках конкретного города, региона, страны.

На протяжении веков  оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

3.Соотнесите понятия и их характеристики:

    а) социализация

     б) образование

     1) процесс освоения в специально созданных учреждениях или в результате самосовершенствования  системы знаний, умений и навыков, творческого опыта,  эмоцианально-ценностных  ориентаций на основе совокупности образовательных программ, а так же итог, результат этого процесса;

2) усвоение человеком  духовных ценностей, норм, установок,  образцов поведения , присущих  данному обществу, группе;

Ответ:  а) 2   б)1

Социализация — это  процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так  как она является основой для  всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной  социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная социализация

 Вторичная социализация  происходит уже вне дома. Её  основой является школа, где  детям приходится действовать  в соответствии с новыми правилами  и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Информация о работе Предмет и объект педагогики