Предмет науки управления и этапы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются управленческие отношения, то есть отношения между субъектом и объектом управления; между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач; между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………3
1. Управление как социальный феномен……………………………...…..…….6
2. Предмет науки управления…………………………………………………….8
3. Основные этапы науки управления……...…….…………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……….16
Список используемых источников……………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

в) контроль степени реализации управленческих решений по своим направлениям.

Если начальник пытается произвести впечатление на подчиненных знанием  деталей, то он теряет из виду конечную цель.

Управлять — значит приводить к успеху другого.

Категорию служащих аппарата управления составляют секретари, машинистки, техники, лаборанты и др., то есть все те, кто осуществляет текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача — информационное и техническое обслуживание деятельности руководителей и специалистов.

Говоря  о руководителях, необходимо различать  уровни управленческой иерархии, где  функции управления специфичны. Так, высшее звено в большей степени  определяет общее движение организации, ее изменчивость и направления развития; среднее — создает жизнеспособную структуру, функционирующую в единстве относительной устойчивости и изменчивости элементов и связей; низовое звено  обеспечивает постоянство и воспроизводство  определенно заданных параметров элементов  системы, их устойчивость.

Управление  как специфическая деятельность связывается с появлением организации. В этом аспекте можно сказать, что практика управления так же стара, как мир. Достижения крупных организаций  в древности, например в Римской  империи, просуществовавшей несколько  столетий, свидетельствует о том, что даже тогда были созданы довольно развитые системы управления.

Однако  идея рассмотрения управления как научной  дисциплины и профессии возникла в XVIII веке — в позднюю эпоху развития капиталистической формации общества. На этом этапе происходит выделение чисто управленческих функций. С середины XIX века начала развиваться концепция систематизированного управления [1].

В начале XX века эта концепция приобрела качественно новое значение — управление стало рассматриваться как самостоятельная область деятельности, способная принести успех организации. Тем самым было положено начало принципиально новому этапу в управлении — научному управлению, центральной фигурой которого стал профессионально подготовленный руководитель—менеджер.

Если  сам процесс управления возник с  момента появления человеческого  общества, то наука управления зародилась лишь в начале XX века. Она возникла в результате назревшей потребности в рациональной организации общественной жизни.

 

  1. Основные этапы науки управления

 

Развитие  науки управления можно разделить  на три этапа:

А)  Возникновение и развитие «классической теории научного менеджмента»(начало XX века — конец 20-х годов). Классический менеджмент основывался на жестком рационализме в управлении. Наиболее полное выражение суть этого этапа была выражена в концепциях «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной бюрократии» М.Вебера и «науки администрирования» А. Файоля. Однако порожденные этими концепциями технократические иллюзии в управлении начали развеиваться уже в 30-е годы. Рационализм в управлении, при всех его достоинствах, как оказалось, далеко не единственный, а во многих случаях и не лучший путь повышения эффективности деятельности организаций и руководителей.

Б) Возникновение и развитие доктрины «человеческих отношений» (30-е — вторая половина 40-х годов). Реакцией на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний явилось утверждение доктрины «человеческих отношений». Она основывалась на всемерном учете человеческого фактора и привлекала достижения психологии, социологии, культурной антропологии для углубленного понимания реальной сути управления в организациях.

На ее основе осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию «человеческих  отношений», мобилизации «человеческого фактора», развитию участия членов организации в управлении, повышению эффективности лидерства.

В) Возникновение  и развитие современных теорий управления (с 50-х годов по настоящее время). В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, сделавшая с изобретением персональных компьютеров особенно мощный качественный скачок, способствовали активному использованию в управлении системного подхода. Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний и появлению ряда научных подходов [6].

Системный подход. Его сторонники считали недостатком всех предшествующих теорий сосредоточение внимания только на отдельных элементах управления. Эффективность управления не рассматривалась как результирующая всех его составляющих. Применение системного подхода к управлению позволило руководителям увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей. В соответствии с этим подходом, любая организация (предприятие, подразделение, воинская часть) является системой. Как и в биологическом организме, в организации все ее части взаимосвязаны. Каждый элемент системы вносит свой вклад в ее развитие. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой. Внешняя среда в существенной степени определяет выживаемость организации.

Ситуационный  подход. На рубеже 70-х годов широкую популярность завоевали идеи «ситуационного подхода». Доказывалась правомочность различных типов систем управления — как жестко регламентированных, так и основанных на внутренней свободе — в зависимости от конкретных характеристик «организационного контекста». Сторонники этого подхода считали, что теория систем выявляет, какие элементы входят в организацию, образуя систему, но она сама по себе не отвечает на вопрос, какие из этих элементов наиболее важны. Вот почему на помощь системному подходу пришел ситуационный подход.

В центре внимания при этом оказывается ситуация, то есть определенный набор обстоятельств, которые оказывают большое внимание на организацию в данное конкретное время. Суть ситуационного подхода  можно свести к двум тезисам. Во-первых, не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях. Во-вторых, эффективность управления достигается прежде всего мобильностью и приспособляемостью к той среде (ситуации), в которой работает данная организация.

Эмпирический (прагматический) подход. В основе этого подхода лежало изучение и последующее распространение конкретного опыта управления фирмами и военными организациями. Его возникновение явилось определенной реакцией на недостаточную практическую направленность ряда положений научного управления. Сторонники этого подхода не отрицали значения теоретических принципов, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления. Такой анализ, по их мнению, позволяет подобрать соответствующее данному типу ситуации решение. Ими были разработаны специальные методологии обучения управлению на основе конкретных управленческих ситуаций.

Сторонники  этого подхода выступали за профессионализацию управления, то есть за превращение  управленческого труда в особую профессию. С работами ученых данного  направления связано широкое  распространение терминов «менеджмент», «менеджер» в теории и практике управления.

Количественный  подход. Это обобщенное название всех приемов в управлении, связанных со знанием математики, статистики, кибернетики. Появление этого подхода стало реакцией на достижения в области науки и техники, прежде всего на процесс компьютеризации. Компьютер как элемент современной управленческой культуры позволил освободить управленческий труд от большого числа рутинных, технических операций.

Широкое распространение получили количественные и статистические методы анализа, моделирование. Количественный подход нашел отражение  в нескольких управленческих концепциях:

«концепция  операционного менеджмента» (управленцу недостаточно знать только науку управления, менеджер должен обладать знаниями социологии, психологии, математики, экономики, теории систем и др.);

«концепция  управленческих решений» (главным в деятельности управленца является принятие решений. Обучение управленца должно включать, прежде всего, формирование у него готовности принимать правильные и своевременные решения);

«концепция  математического или научного управления» (мировая ситуация, ее усложнение требуют обеспечить все более научный характер управления. Для этого необходимо использовать различные математические модели и концепции).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие «управление» широко используется в  различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным и др.).

Социальное  управление в широком смысле слова  – управление общностями, а также  в определенных пределах – социальными  процессами и явлениями; в узком  смысле – основанная на определенных принципах деятельность субъекта управления, направленная на постановку перед объектом управления целей, задач и организацию  их решения путем использования  разнообразных средств и методов  воздействия на него.

В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают  либо люди как члены различных  организаций, либо организационные  подразделения в целом. Психология управления продуцирует психологические  знания, применяемые при решении  проблемы управления деятельностью  трудового коллектива.

Социально-психологические  отношения выступают как взаимоотношения  людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т. е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения  в связи с деятельностью, а  отношения, образующие совместную деятельность.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив  выступают в контексте организации, в которую они входят и без  которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда  зародилось искусство и теория управления. Менеджмент в той или иной форме  существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в  трех сферах человеческого общества: политической, экономической и оборонительной.

Таким образом, можно определить, что объектом психологии управления являются люди, входящие в  самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

Обобщая все сказанное, можно сделать  вывод, что предмет психологии управления – это совокупность психических  явлений, процессов и отношений, порожденных деятельностью личности и групп по реализации целей организации.

Для того чтобы изучать эти проблемы и  давать обоснованные рекомендации, психология управления должна использовать достижения целого ряда наук. Это подразумевает  активное применение знаний и данных различных отраслей психологической  науки, среди которых общая, социальная, педагогическая, инженерная психологии, психология труда и др.

Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т. п.), психологические  проблемы трудовой деятельности (психические  состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая  теория деятельности, теория личности, теория развития) и других прикладных направлений психологии.

Общепризнано, что в современных условиях рассмотрение психологических проблем управления невозможно без соответствующего экономического контекста, то есть без использования  знаний экономической теории, эргономики, менеджмента, этики, культуры и психологии делового общения и др.

Цель  психологии управления – разработка психологических путей повышения  эффективности организационных  систем.

Таким образом, психология управления – это отрасль  психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области  изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности  этого процесса.

Список  используемых источников

 

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. –         М. : Аспект Пресс, 2006. – 336 с. – ISBN 978-5-91454-235-7.
  2. Антонова, Н.В. Социология и психология управления [Текст] / Н.В. Антонова. – М. : Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010. – 272 с. – ISBN 978-5-7598-0772-8.
  3. Глушаков, В.Е. Психология корпоративного управления [Текст] / В.Е. Глушаков. – М. : БГУ, 2009. – 176 с. – ISBN 978-985-476-716-1.
  4. Захаров, Л.Н. Психология управления [Текст] / Л.Н. Захаров. –              М. : Логос, 2010. – 376 с. – ISBN 978-5-98704-499-5.
  5. Ильин, Г.Л. Социология и психология управления [Текст] / Г.Л. Ильин. – М. : Академия, 2010. – 192 с. – ISBN 978-5-7695-6177-1.
  6. Королев, Л.М. Психология управления [Текст] / Л.М. Королев. –            М. : Дашков и Ко, 2011. – 188 с. – ISBN 978-5-394-01112-2.
  7. Розанова, В.А. Психология управления [Текст] / В.А. Розанова. –          М. : Альфа-Пресс, 2008. – 384 с. – ISBN 978-5-94280-294-3.
  8. Творогова, Н.Д. Психология управления [Текст] / Н.Д. Творогова. –      М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 496 с. – ISBN 978-5-9704-0604-5.
  9. Урбанович, А.А. Психология управления [Текст] / А.А. Урбанович. –   М. : Харвест, 2006. – 336 с. – ISBN 985-13-0627-4.
  10. Шуванов, В.И. Социальная психология управления [Текст] / В.И. Шуванов. – М. : Юнити-Дана, 2009. – 464 с. – ISBN 978-5-238-01629-0.

Информация о работе Предмет науки управления и этапы ее развития