Предмет, основные проблемы и методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 17:37, доклад

Краткое описание

Психология - наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
животных.
В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению П. от др. наук, изучающих природу и общество.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.21 Кб (Скачать файл)

Психология

Психология

(от Психо... и ...Логия)         наука о законах порождения  и функционирования психического  отражения индивидом объективной  реальности в процессе деятельности  человека и поведения животных.

         Предмет, основные проблемы и методы. В  своей непосредственности явления  психического отражения выступают  для человека в форме внутренних  переживаний, недоступных объективному  наблюдению: ощущений и образов  восприятия, мыслей и чувств. Этот  особый характер психических  явлений служил основанием для  их противопоставления как явлениям  внешнего мира, так и явлениям  телесной жизни субъекта, что  приводило к обособлению П. от  др. наук, изучающих природу и  общество.

         Формирование  знаний о психических явлениях  протекало в условиях борьбы  между двумя основными философскими  линиями — материализмом и  идеализмом, что, в конечном счёте, определяло собой то или иное  решение фундаментальных теоретических  проблем П., от которых зависело  направление конкретных исследований. Испытывая на себе влияние  различных форм идеализма и  механицизма, домарксистская П. оказалась  ареной столкновений противоположных  подходов к изучению психики (См. Психика). Так возникло противопоставление  субъективно-эмпирической, описательной, П. и естественнонаучной, объяснительной, П.; П. «целостной» и П. «атомистической», разлагающей сложные психологические  образования на отдельные элементы. Всё это создавало почву для  эклектических взглядов, тенденций  к прагматизму и голому эмпиризму. Однако конкретные научные достижения  П. не соответствовали сложившимся  теоретическим представлениям, что  побуждало искать новые методологические  подходы. Принципиально новые позиции  утвердились в советской П. на  основе марксистско-ленинского учения  о психике и сознании.

         Марксистско-ленинская  философия вносит коренные изменения  в понимание предмета П., её  метода и основных проблем. Вводя  в П. понятие об отражении (См. Отражение), она требует подходить  к психическим явлениям как  к особой форме отражения субъектом  объективной реальности — того, что существует первично и  независимо от него.

         П. изучает психику в её филогенетическом  и онтогенетическом развитии  как на уровне животных, так  и на уровне человека. Однако  важнейший предмет П. — изучение  психики человека и её высшей, специфически человеческой формы  — сознания. Развитие трудовой  деятельности и основанных на  труде общения людей и языка  необходимо породило новую форму  психического отражения — сознание. Особенность сознания состоит  в том, что отражаемое содержание  словесно означается и открывается  перед субъектом как являющаяся  ему картина мира, включающая  в себя его собственные действия.

         Сознание  — высшая, хотя и не единственная  форма психического отражения  у человека. Одна из фундаментальных  проблем П. заключается в изучении  условий и «механизмов» осознания, связи между несознаваемыми формами  психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные  исследования восприятия, памяти, словесных  обобщений и др., успешно решается  с помощью объективных методов. Др. фундаментальную проблему П. составляет раскрытие природы  тех процессов, которые субъективно  переживаются как происходящие  во внутреннем мире. Изучение  сложной (интеллектуальной) деятельности высших животных, т. н. наглядно-действенного мышления у человека и особенно онтогенетического формирования умственных процессов привело к необходимости устранения в П. противопоставления внутренней деятельности (как якобы единственно входящей в её предмет) и деятельности внешней и практической, анализ которой прежде изымался из психологического исследования. Были показаны генетическая связь между этими формами деятельности, общность их принципиального строения, а также существование взаимопереходов между ними; особо исследовался самый процесс преобразования внешних действий и операций во внутренние, умственные; вместе с тем перед П. открылся и противоположно направленный процесс — развёртывание внутренней деятельности во внешних формах.

         Введение  в П. категории деятельности (См. Деятельность) создало возможность  и для адекватного подхода  к проблеме биологического и  социального в развитии психики  человека. Решение этой проблемы  в домарксистской и немарксистской  П. сводилось к утверждению того, что психика имеет у человека  двойную детерминацию — биологическую  и социальную, что вопрос заключается  лишь в относительном значении  каждой из этих детерминант; при  этом упускалось то, что в процессе  усвоения человеческим индивидом  опыта общественно-исторической  практики человечества необходимо  преобразуются его исходные биологические  потребности и влечения, врождённые  способы поведения и познания. Поэтому проблема биологического  и социального в П. не сводится  к соотношению двух разных  сил или факторов, движущих развитием  психики, — наследственности и  социальной среды, а выступает  как проблема снятия законов  биологического развития психики  законами её общественно-исторического  формирования.

         Наиболее  изученными в П. являются познавательные  процессы — Ощущение, Восприятие, Память и Мышление, которые всё  более рассматриваются как различные  моменты, виды и формы предметной  деятельности субъекта, функционально  или генетически связанные с  внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии  исследований мышечных движений, входящих в состав процессов  непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как  к особым действиям и операциям  и в понимании мыслительной  деятельности как происходящей  из деятельности практической. Благодаря  этому психологические исследования  распространились также на внешнедвигательную  активность, которая в субъективно-эмпирическая  П. выступала главным образом  в качестве выражающей внутренние  психические явления. Вместе с  тем преодолевался взгляд на  психику как на совокупность  отдельных «психических функций»; было обнаружено их сложное  системное строение, реализуемое  целым ансамблем элементарных  сенсорных, моторных, мнестических  и тонических процессов. Изменилось  и понимание соотношения мышления  и восприятия; сохранив идею относительной  самостоятельности мышления, которое  способно далеко выходить за  пределы чувственного познания, современная П. раскрыла важную  роль образов как в протекании  мыслительных процессов, так и  в отнесении мысли к познаваемой  реальности.

         Гораздо  более сложными являются проблемы  внутренней регуляции деятельности  — проблемы потребностей (См. Потребности), мотивов (См. Мотивы), аффективно-волевых  процессов. Хотя их изучению посвящено  большое число исследований, однако  понимание их у разных авторов  остаётся далеко не однозначным. Главная причина этого лежит  в смешении разных уровней  анализа — физиологического и  психологического, требующего рассматривать  эти проблемы в общей системе  психической регуляции предметной  деятельности, и прежде всего  со стороны тех специфических  особенностей, которые приобретают  потребности, мотивы и чувства  человека в зависимости от общественных отношений, в которые он вступает, и от того места, которое он в них занимает. В результате человеческие побуждения описываются большинством зарубежных авторов как состояния и процессы двоякого ряда, биологические и социальные, которые объявляются сосуществующими и взаимно конкурирующими. В сов. П. указанные проблемы освещаются с позиций учения об изначально исторической природе всех человеческих потребностей, об определяющей мотивацию и чувства человека деятельности в конкретных общественных условиях, в которых формируются направленность сознания и шкала субъективных ценностей.

         Крупнейшую  проблему представляет собой  изучение личности (См. Личность), которое  развивается в П. по трём направлениям: дифференциально-психологическому (изучение  индивидуальных особенностей), онтогенетическому (формирование личности в детском, подростковом и юношеском возрасте) и общепсихологическому (характеристика  целостности личности в отличие  от целостности человека как  биологического индивида). Наибольшее  число исследований относится  к дифференциальной П. личности; они имеют важное практическое  значение для профессиональные  ориентации, отбора и расстановки  кадров. В большинстве случаев  эти исследования носят комплексный  характер, включая в себя изучение  черт соматической конституции  человека (См. Конституция человека), типов высшей нервной деятельности  и др. индивидуальных особенностей. Продуктивны также возрастные  исследования, прослеживающие формирование  личности в Онтогенезе; они составляют  основу теории и практики воспитания  и часто сочетаются с педагогическими  проблемами, в первую очередь  с вопросами нравственного воспитания. В общепсихологическом плане  важно изучение становления человеческой  личности в процессе общественно-исторического  и онтогенетического развития, природы  самосознания и переживания «Я».

         В  проблеме методов П. принципиальное  значение имеет вопрос о применении  интроспекции (самонаблюдения (См. Самонаблюдение)). Отказ от интроспекции как  основного метода психологического  познания и переход к объективному  изучению природы психических  явлений не исключает использования  субъективных показаний. Объективный  характер психологической науки  заключается не в игнорировании  внутренних субъективных явлений, а в раскрытии порождающих  их объективных отношений и  управляющих ими законов, которые  скрыты от интроспекции.

         П. является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в  ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать точную  квалификацию и измерения изучаемых  процессов. В П. применяются и  др. конкретные методы, в том числе  Наблюдение в обычных или специально  создаваемых условиях, анализ продуктов  деятельности, сравнительно-генетический  метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания  массового материала — психологические  Тесты, методы интервьюирования (См. Интервьюирование) и анкетирования (См. Анкетирование). Большое влияние  на развитие экспериментальной  П. оказала разработка тонких  физиологических индикаторов исследуемых  процессов и состояний (электроэнцефалографических, миографических, плетизмографических  и др.), а также электронных  устройств для экспозиции предъявления  воздействующих сигналов, их комплексов  и динамических ситуаций. Расширилось  применение в П. ЭВМ, используемых  как для обработки данных, так  и для управления экспериментом. Попытки делаются в направлении  математического моделирования  психических процессов, применения  теории игр и др. логико-математических  методов.

         Психологические  науки. Широкое развитие современной  П. привело к её дифференциации. Наряду с общей П. возник ряд  специальных отраслей, в том числе  пограничных, связывающих П. с др. науками. Уже во 2-й половине 19 в. сложилась  психофизиология, которая исследует  физиологические механизмы, реализующие  психические явления и процессы. Развиваются исследования в области  зоопсихологии (См. Зоопсихология). К  середине 20 в., опираясь на успехи  в изучении высшей нервной  деятельности (См. Высшая нервная  деятельность), исследования рецепторов (См. Рецепторы) (органов чувств) и  функций Нейронов (нервных клеток), психофизиология достигла высокого  уровня развития как в СССР, так и во многих зарубежных  странах.

         Другая  ветвь П. — Медицинская психология, которая первоначально была ориентирована  на практику психотерапии (См. Психотерапия). Впоследствии она дифференцировалась  на собственно медицинскую П., охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены (См. Психогигиена) и медицинской  деонтологии (См. Деонтология), патопсихологию (См. Патопсихология), изучающую психику  душевнобольных как в теоретических  целях, так и в интересах лечебной  психиатрической практики, и, наконец, нейропсихологию (См. Нейропсихология), решающую задачи локализации  дефекта при очаговых поражениях  мозга и восстановления нарушенных  функций.

         Широкое  развитие получили Детская психология  и Педагогическая психология, тесно  связанные между собой, поскольку  психическое развитие ребёнка  происходит в условиях усвоения  им исторически выработанных  знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания  должен учитывать возрастные  психологические особенности учащихся  и достигнутый уровень развития  их личности. Педагогическая психология  изучает также процесс обучения  взрослых. Помимо этого, выделилась  также Возрастная психология, охватывающая  изменения психики во все периоды  жизни индивида, включая период  старения (см. Геронтология).

         Развитие  промышленного производства поставило  перед П. задачу изучения трудовых  процессов в целях повышения  их эффективности путём рационализации  двигательных операций, приспособления  орудий и машин к возможностям  человека, улучшения экологических  условий (внешней среды) на производстве  и профессионального отбора. В  связи с этим выделилась Психология  труда, которая в условиях капиталистического  производства направлена прежде  всего на усиление эксплуатации  трудящихся. В условиях автоматизации  производства (См. Автоматизация производства) на первый план выступили восприятие  и переработка информации, принятие  решений и др. сложные психические  процессы; специальных исследований  потребовали вопросы распределения  функций между человеком-оператором  и машиной и их согласования. В этой связи выделилась Инженерная  психология, имеющая важное значение  не только для рационализации  автоматизированных систем управления, но и для их проектирования. С начала 60-х гг. складывается  Космическая психология, изучающая  особенности деятельности человека  в условиях космических полётов.

         П. труда и дифференцировавшиеся  в ней специальные дисциплины  образуют вместе с физиологией, экологией, гигиеной и технической  эстетикой комплексную область  знания о труде — эргономику (См. Эргономика). Главной чертой, характеризующей  советские исследования в области  П. труда и пограничных с ней  дисциплин, является подход к  человеку как активному субъекту  трудовой деятельности, в которой  раскрываются его творческие  силы и способности, — подход, противоположный чисто потребительскому  отношению к человеку, которое  присуще капиталистическому обществу.

         Изучение  психологических особенностей спортивной  деятельности составляет предмет  психологии спорта (См. Психология  спорта).

Информация о работе Предмет, основные проблемы и методы психологии