Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Психология отвечает на вопрос «КАК?» и отвечает за результат («Что мы получаем в итоге»).
Психология - это наука, изучающая внутренний и психический мир человека.
Психология - наука о душе.
Психология как наука: изучает конкретные факты психической жизни;

Вложенные файлы: 1 файл

психо.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

47. Психология  власти и влияния

Психологическое влияние  широко включается в процессы труда, учебы, воспитания, управления, и другие сферы жизнедеятельности. Действуя преднамеренно или неумышленно на осознаваемом или неосознаваемом уровнях, он может играть как позитивную, так и негативную, роль: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности личности и группы, повышать или снижать трудовую активность, формировать позитивные или негативные качества личности.

Психология влияния  — одно из базовых направлений  современной психологии управления, которое понимается как прямой выход  этой проблематики на раскрытие механизмов, способов и методов управления подчиненными. В. Куликов рассматривает психологическое влияние как структурную единицу, компонент общения. По своей сущности он представляет «проникновение» одной личности (или группе лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатами этого «проникновения» является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психологических явлений (взглядов, отношений, мотивов установок, состояний, и тому подобное).

В свою очередь, управленческое влияние выступает частью, функциональной формой психологического влияния. Особенностью этого вида влияния является ограниченность области применения. Управленческое влияние используется преимущественно в системе, где доминируют статусные роли (в первую очередь такие, как «руководитель», «подчиненный», и другие).

Выходя из этого, управленческое влияние должно рассматриваться, как  замкнутая система, структурные  компоненты которой совмещаются  в единое целое сложными многоуровневыми  связями и отношениями. Эти связи и отношения, как бы надстраиваясь друг над другом, влияют друг на друга и на эффективность управленческого влияния. Выделяются, по крайней мере, два уровня: когнитивный и эмоциональный.

На когнитивном уровне партнеров управленческого влияния  связывает взаимное, хотя и с разными целями, познание. Да, руководитель стремится познать подчиненного для того, чтоб определить тактику влияния, наиболее эффективный прием. В свою очередь, подчиненный познает руководителя, в первую очередь, с целью определения меры доверия или недоверия к нему, к его влияниям.

На эмоциональном уровне происходит своеобразное «услышать» руководителя и подчиненного. Эмоциональные отношения  могут иметь как позитивный, так  и негативный, характер, быть доброжелательными  и недоброжелательными, но в обоих случаях они влияют на направленность и силу управленческого влияния. Например, при прочих равных условиях позитивное отношение подчиненного к руководителю увеличивает меру доверия и уменьшает меру недоверия к дисциплинирующим влияниям последнего.

Структура управленческого  влияния включает такие компоненты:

 субъект (отдельные  личности, группа лиц, разные организации,  которые являются ведущей подсистемой  в какой-либо системе управления);

 объект (разнообразные  социально-психологические явления и феномены — личность, сообщества, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного решения заданий организации);

 способы влияния  (традиционно выделяют четыре  основных — проникновение, заражение,  наследование и убеждение).

 

48. Психология Деятельности

Деятельность — это  совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

Базовый тезис теории деятельности формулируется следующим  образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип теории деятельности: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

Теория деятельности — система методологических и  теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В  ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть  деятельности, имеющею вполне, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение  книги, ее чтение; действиями, входящими  в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.;

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько  есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

 

 

49. Психология общения.

 Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три  взаимосвязанных стороны:

-коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

-интерактивная  сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

-персептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и  установление на этой основе взаимопонимания.

В процедуре общения  выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении  (необходимо сообщить или узнать  информацию, повлиять на собеседника  и т. п.) – побуждает человека  вступить в контакт с другими  людьми.

2. Ориентировка в целях  общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности  собеседника.

4. Планирование содержания  своего общения – человек представляет  себе (обычно бессознательно), что  именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться,  решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка  ответной реакции собеседника,  контроль эффективности общения  на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления,  стиля, методов общения. Если  какое-либо из звеньев акта  общения нарушено, то говорящему  не удается добиться ожидаемых  результатов общения – оно  окажется неэффективным. Эти умения  называют “социальным интеллектом”, “коммуникативной компетентностью”, “коммуникабельностью”.

Коммуникативная компетентность.

Коммуникация – процесс  двустороннего обмена информацией, ведущей  ко взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы  убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать  и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

(Причинами плохой  коммуникации могут быть: склонность  отвергать все, что  противоречит  собственным взглядам, плохие отношения  между людьми, отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя; пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения  при отсутствии достаточного числа фактов; нелогичность и неверный выбор стратегии и тактики общения.)

 

Стратегии общения:

Открытое общение –  желание и умение выразить полно  свою точку зрения и готовность учесть позиции других.

Закрытое общение –  это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в конфликтных ситуациях, когда открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

“Одностороннее выспрашивание” - полузакрытая  коммуникация, в которой  человек пытается выяснить позиции  другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. “Истерическое предъявление проблемы” - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек “войти в чужие обстоятельства”, слушать “излияния”.

 

50. Лидерство и руководство. Теория гибкого лидерства.

Лидерство и руководство - это групповые процессы, связанные  с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем  понимается человек, оказывающий ведущее  влияние на группу: лидер – в  системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы.

Выделяют два аспекта  власти – формальный и психологический  – в зависимости от ориентации лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный аспект власти, связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером  и руководителем:

1)лидер регулирует  межличностные отношения, а руководитель  – формальные. Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем  своей группы, ее членом. Он выступает  как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3)лидерство является  стихийным процессом в отличие  от руководства. Руководство выступает  как явление более стабильное, нежели лидерство.

4)руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер, он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможность использовать только неформальные санкции.

5) Для реализации решений  руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Стили лидерства:

Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем действий ведомых.

Демократичный стиль отличается тем, что лидер, использующий подобный стиль, постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой.

Либеральный стиль — это форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он рядовой член группы.  Фактически, в данном случае человек, о котором идет речь, является лидером лишь номинально, в действительности же группой персонально никто не руководит.)

Гибким называется стиль лидерства, в котором так же, как и в комбинированном стиле лидерства, могут присутствовать элементы всех трех стилей лидерства — авторитарного, демократического и либерального, однако они в данном случае, как и сам стиль лидерства, не являются стабильными, время от времени меняются в зависимости от складывающейся в группе ситуации.

51. Психология гендерных различий

 

Психология половых  различий - раздел психологии, изучающий  различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и особенностей поведения представителей мужского и женского пола.

 

В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, высокий уровень эмпатии, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания. Тщательно проведенный анализ результатов многочисленных исследований, посвященных изучению различий в психологических характеристиках мужчин и женщин и особенностях их поведения, показал, что психологических различий между представителями мужского и женского пола не так много, как кажется. У мужчин более развиты пространственные и математические способности, а у женщин - вербальные способности. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин - профессиональные. Не было доказано в отношении женщин, что они более тревожны, импульсивны, аккуратны, имеют более низкую самооценку, чем мужчины. В отношении мужчин не доказано, что они более активны, чем женщины, предприимчивы, самодостаточны, независимы, легко принимают решения, любят математику и науку, неэмоциональны.

Информация о работе Предмет психологии