Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Психология отвечает на вопрос «КАК?» и отвечает за результат («Что мы получаем в итоге»).
Психология - это наука, изучающая внутренний и психический мир человека.
Психология - наука о душе.
Психология как наука: изучает конкретные факты психической жизни;

Вложенные файлы: 1 файл

психо.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

Остается лишь добавить, что последовательность возникновения  типов воспитания не является жестко закрепленной. В разные исторические периоды и на разных этапах развития ребенка можно и в семье, и  в образовательных учреждениях обнаружить существование и даже взаимодействие всех четырех типов_воспитания.  

57. Основные типы воспитания. Их характеристики

 Существует 6 типов  воспитания: традиционное, развивающее,  программирующее, личностно-ориентированное, эпизодическое и потакающее

Традиционное  воспитание.

Основной принцип традиционного воспитания таков: дети должны всегда слушаться родителей, ибо те лучше знают, что хорошо, и что плохо. И если дети не слушаются, взрослые в той или иной форме прибегают к принуждению: повышают на ребёнка голос, ругают его, стыдят, угрожают наказанием или наказывают.

Моменты:

- приучение ребёнка  действовать в соответствии с  различными нормами, правилами  и запретами, например, с нормами  вежливости, личной гигиены, уважения к старшим и многими другими

- это тёплые эмоциональные  отношения родителей с маленькими  детьми.

-приобщении ребёнка  к тем ценностям, которые разделяют  родители или воспитатели. 

 

Развивающее воспитание

Основной принцип: ребёнок должен быть умным и талантливым.

 

Для развивающего воспитания главной ценностью является максимально  возможное и максимально раннее развитие всех способностей ребёнка, обычно – прежде всего интеллектуальных, спортивных и музыкальных. Ребёнок  находится в центре внимания мамы, которая уделяет ему много времени и сил.

Однако нередко поглощённость  родителей развитием способностей ребёнка в той или иной сфере  приводит к определённому перекосу: с ребёнком, особенно с его занятиями, начинают считаться в ущерб интересам  других членов семьи. У ребёнка складывается ощущение себя как центра семьи, центра жизни родителей или некой «сверхценности».

У родителей эти выросшие дети часто вызывают смешанные чувства  гордости и горечи: гордости успехами сына или дочери и горечи от того, что их отношения с выросшим ребёнком становятся поверхностными и лишёнными настоящего эмоционального тепла.

 

Программирующее воспитание

Основной принцип: мы знаем, кем должен стать ребёнок и будем с детства его к этому готовить.

 

При программирующем  воспитании взрослые целенаправленно готовят ребёнка к вполне определённому будущему – к тому, чем он должен будет заниматься, какие жизненные цели он должен будет перед собой ставить, как он должен будет строить свою личную жизнь.

Но уже в восемнадцатом-девятнадцатом  веках программирующее воспитание нередко приводило к взаимному непониманию и серьёзным конфликтам родителей и детей, иногда доходившим до полного разрыва.

Со временем программирующее  воспитание теряет свою популярность, поскольку жизнь, с одной стороны, становится всё менее предсказуемой, а с другой – предоставляет молодому человеку всё больше возможностей реализовать себя, так что проблема выбора жизненного пути выдвигается на передний план. Вообще, чем динамичнее общество, тем меньше шансов на то, что программирующее воспитание окажется успешным.

Личностно-ориентированное  воспитание

Основной принцип: учить  ребёнка быть самостоятельной, ответственной  и творческой личностью.

 

Личность можно понимать очень по-разному, однако в любом  случае одно её свойство остаётся неизменным – способность действовать самостоятельно, а не просто следовать в своём поведении нормам, обычаям и повелениям других людей (родителей, руководителей, духовных лидеров и так далее).

Цель личностно-ориентированного воспитания -  гармоническое развитии личности по меньшей мере в трёх аспектах.

Первый аспект – это приобщение к человеческим ценностям и способность определять свою позицию по отношению к ценностям и наполнять смыслом свою жизнь. Иными словами: родители приобщают ребёнка к тем ценностям, которые исповедуют они сами, но одновременно с этим учат его совершать самостоятельный выбор и занимать самостоятельную и осмысленную позицию по отношению к этим и любым другим ценностям.

Второй аспект личностного развития – это гармоничное сочетание способности сохранять душевное равновесие и способности к саморазвитию, или, иными словами, гармония между устойчивостью и взрывающим равновесие творчеством. Именно это сочетание позволяет человеку решать сложнейшие проблемы, с которыми сталкивает нас современная жизнь: справляться со стрессами, преодолевать эмоциональные кризисы, осуществлять свои замыслы, ставить и достигать цели.

Третий аспект – соединение осмысленной включённости в общество и умения занимать и отстаивать свою собственную позицию в любых ситуациях социального взаимодействия.

Осмысленная включённость в общество подразумевает способность строить отношения разных типов (от чисто деловых до глубоко личностных) с другими людьми, осуществлять современные виды профессиональной деятельности, понимать, что происходит в разных сферах общественной жизни (политике, культуре и других) и осмысленно в этой общественной жизни участвовать.

Одновременно с этим, развитая личность должна уметь отстаивать свой суверенитет и защищать себя от давления разного рода социальных институтов и структур. Например, не поддаваться внушающему воздействию средств массовой информации и отстаивать свои права, если представители власти их нарушают.

 

 

Эпизодическое воспитание

Основной принцип: сначала работа, потом дети.

 

К сожалению, при работающих полный день мамах этот тип воспитания стал наиболее распространённым. Часть времени ребёнок предоставлен самому себе, часть времени его воспитывают, совмещая, как правило, и строгость, и моменты эмоциональной близости. Чаще всего такое воспитание грешит непоследовательностью: сначала у мамы не хватает времени и сил остановить начинающееся нежелательное действие ребёнка, затем, столкнувшись с результатами этого действия, она возмущается и наказывает ребёнка, а потом мирится с ним с помощью ласки и подарков.

Непоследовательность  приводит к тому, что постоянным элементом жизни семьи становятся капризы и истерики ребёнка.

В ситуации эпизодического воспитания ребёнку часто не хватает  эмоциональной поддержки в сложных  для него ситуациях. В результате у него может складываться неуверенность в себе и стремление уклоняться от ответственности. Другое частое последствие – подрастающий ребёнок нередко привязывается к нежелательным с точки зрения родителей друзьям и компаниям, находя у них эмоциональное принятие и поддержку. Ещё один типичный итог эпизодического воспитания – интеллектуальная неразвитость ребёнка, бедность его внутреннего мира и привязанность к телевизору (а позднее – ещё и к алкоголю, компьютерным и азартным играм, модным вещам и другим примитивным удовольствиям).

 

Потакающее  воспитание

Основной принцип: ребёнок должен быть доволен.

 

Потакающее воспитание возникает, когда присущий традиционному  воспитанию конфликт между стремлением  к эмоциональной близости с ребёнком и приучением его вести себя в соответствии с задаваемыми родителями нормами решается в пользу эмоциональной близости и эмоционального согласия. Наиболее важной для родителей оказывается непрерывная эмоциональная связь с малышом, активное сопереживание его радостям и горестям. Они готовы в большинстве случаев отказаться от своих требований или запретов и уступить ребёнку, лишь бы он не плакал.

 

Естественное следствие  потакания – это избалованность ребёнка, а крайний случай её –  формирование ребёнка-деспота. Если взрослые постоянно выполняют все желания малыша и не обращают его внимания на желания, чувства или интересы других людей (т.е. если идёт постоянная «подстройка» под ребёнка), вполне возможно, что у него начнёт складываться представление о себе как центре мира и могут возникнуть ожидания, что все всегда должны его слушать и выполнять его желания. Постоянное потакание малышу готовит почву для капризов и последующего манипулирования взрослыми членами семьи.

 

 

 

58. Сущность гуманистического воспитания. Его основные признаки. 
Авторитарный педагогический процесс.

 

Гуманистическое воспитание  имеет  своей  целью  гармоничное  _развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между  участниками  педагогического процесса.  Для обозначения таких отношений  употребляется термин "гуманное  воспитание".  Последний предполагает  особую  заботу общества об образовательных структурах.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается  как процесс взаимосвязанных  изменений в  рациональной  и  эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности.  Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Самость и социумность  есть  сферы  личностного  проявления, глубоко  взаимосвязанные  полюсы  направленности личности на себя и на общество.

Самость характеризует  глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных  моментов ее жизнедеятельности  до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.

Социумность отражает внешний  план развития личности, и прежде всего  социальный. Она имеет такие параметры, как широта и высота восхождения  личности к социальным ценностям,  нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основеличностных качеств.  Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения,  коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.

 

Принципы:

· принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.

Гуманизация образования рассматривается  как фактор гармоничного развития личности. Данная закономерность обусловливает  единство в реализации деятельностного  и личностного подходов

· Принцип полусубъектного (диалогического) подхода

Предполагает преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

· принцип обучения и воспитания детей в коллективе

Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

· принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой

Реализация этого принципа требует  систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. 

· принцип эстетизации детской жизни

Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

· принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка

 

Авторитарная  педагогика – педагогическая система, согласно которой образовательный и воспитательный процессы… строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя, родителей. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, А.п. ограничивает их инициативу, препятствует развитию индивидуальных качеств личности и способности во взрослой жизни принимать ответственные решения… А.п. противостоят концепции естественного воспитания, свободного воспитания, демократической педагогики, педагогики сотрудничества и др.»

Для авторитарно направленной педагогики одна из важнейших проблем  – это дисциплина. Ученик обязан учиться, он обязан слушаться – вот предварительное условие такого обучения. Поэтому педагогический процесс уподоблялся диктанту. Детям диктуется не только текст для проверки знания правил грамматики, но и вся жизнь. Им диктуются знания, нравственность, оценки действительности, убеждения. Отчетность школы с помощью отметок, то есть цифровыми показателями так называемой академической успеваемости учеников, стала главной мерой при определении качества всей работы.

 

59. Семейное воспитание. Типы.

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Информация о работе Предмет психологии