План
Введение
- Причины возникновения конфликтов
- Классификация конфликтов
- Стадии и структура конфликта
- Стратегия поведения в конфликтной
ситуации
- Методы разрешения конфликтов
Заключение
Введение
Человеческое общение - многогранный
процесс, изучаемый философией, социологией,
общей и социальной психологией, лингвистикой
и другими науками.
С точки зрения этики, общение
- это одна из форм человеческого взаимодействия,
благодаря которой, люди не только формируют
свои представления о мире, но и вырабатывают
взаимопонимание, совместные решения.
В социально-психологическом
плане общение - это одновременно и обмен
действиями, поступками, мыслями, чувствами,
переживаниями, это и обращение индивида
к самому себе. Это процесс воспитания
и самовоспитания, форма творчества, помогающая
выявлять и развивать лучшие стороны личности.
Деловое общение - сложный многоплановый
процесс развития контактов между людьми
в служебной сфере. Его участники выступают
в официальных статусах и ориентированы
на достижение определенной цели, конкретных
задач. Специфической особенностью делового
общения является регламентированность,
то есть подчинение установленным ограничениям,
которые определяются национальными и
культурными традициями, профессиональными
этическими принципами. Этические нормы,
в которых выражены представления человека
о добре и зле, о справедливости и несправедливости,
правильности или неправильности поступков,
выступают одним из главных регуляторов
отношений между людьми. Для каждого общества
существует система общепринятых норм,
правил, определяющих степень этичности
поведения человека в общении. От знания
этих норм, умения и навыков их применения
зависит успех общения.
В ходе делового общения каждому из нас
приходилось сталкиваться с конфликтными
ситуациями. Конфликты проявляются во
взаимоотношениях между людьми и играют
ключевую роль в жизни отдельного человека,
семьи, коллектива, государства, общества
и человека в целом. Поэтому становится
актуальной проблема изучения, управления
и разрешения конфликтов не только как
негативного явления, которые являются
причиной возникновения споров, но позитивных
его качеств, способствующих развитию
организации.
- Причины возникновения конфликтов.
Большинство современных специалистов
выделяют следующие причин конфликтов:
1. Наличие противоположных ориентаций.
У каждого человека имеется определенный
набор ценностных ориентаций относительно
наиболее значимых сторон социальной
жизни. В момент стремления к удовлетворению
потребностей, при наличии блокируемых
целей, противоположные ценностные ориентации
приходят в соприкосновение и могут стать
причиной возникновения конфликта. Весьма
показателен конфликт по поводу различного
отношения к работе, когда одна группа
работников считает, что нельзя работать
при данных условиях, а другая настаивает
на продолжении работы (к таким конфликтам
относятся любые забастовки).
2. Идеологические причины. Конфликты,
возникающие на почве идеологических
разногласий, являются частным случаем
конфликта противоположных ориентаций.
Разница между ними состоит в том, что
идеологическая причина конфликта заключается
в разном отношении к системе идей, которые
оправдывают и узаконивают отношение
субординации, доминирования и основополагающие
мировоззрения у различных групп общества.
3. Причины конфликта, заключающиеся
в различных формах экономического
и социального неравенства. Этот
тип причин связан со значительным
различием в распределении ценностей
(доходов, знаний, информации, элементов
культуры и т.п.) между индивидами
и группами.
4. Причины конфликтов, лежащие в
отношениях между элементами
социальной структуры. Конфликты
появляются в результате разного
места, которое занимают структурные
элементы в обществе, организации
или упорядоченной социальной группе.
Конфликт по этой причине бывает связан
с желанием того или иного структурного
элемента занять более высокое место в
иерархической структуре.
Любая из перечисленных причин может
послужить толчком, первой ступенью конфликта
только при наличии определенных внешних
условий. Что же должно случиться, чтобы
возник конфликт, чтобы актуализировалась
соответствующая причина? Очевидно, что
помимо существования причины конфликта
вокруг нее должны сложиться определенные
условия, служащие питательной средой
для конфликта.
- Классификация конфликтов
Конфликты возникают практически
во всех сферах человеческой деятельности.
В психологии конфликт определяется как
«столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций
в сознании отдельно взятого индивида,
в межличностных взаимодействиях или
межличностных отношениях индивидов или
групп людей, связанное с отрицательными
эмоциональными переживаниями». Основу
конфликтных ситуаций в группе между отдельными
людьми составляет столкновение между
противоположно направленными интересами,
мнениями, целями, различными представлениями
о способе их достижения.
1. Внутриличностный конфликт.
Этот тип конфликта может принимать различные
формы, наиболее распространена форма
ролевого конфликта, когда одному человеку
предъявляются противоречивые требования
по поводу того, каким должен быть результат
его работы или, например, когда производственные
требования не согласуются с личными потребностями
или ценностями. Исследования показывают,
что такой конфликт может возникнуть при
низкой удовлетворенности работой, малой
уверенности в себе. Так, например, внутриличностный
конфликт между родственными симпатиями
и чувством служебного долга руководителя.
Внутриличностный конфликт
вызывается различными психологическими
факторами внутреннего мира личности,
часто кажущимися или являющимися несовместимыми:
желаниями, чувствами, ценностями, мотивами
и т.п. В зависимости от того, какие внутренние
стороны личности вступают в конфликт,
выделяют следующие его формы: мотивационный,
нравственный, нереализованного желания,
ролевой, адаптационный, неадекватной
самооценки.
2. Межличностный конфликт. Это
наиболее распространенная форма конфликта
в организациях. Чаще всего это борьба
руководителей за ограниченные ресурсы,
капитал или рабочую силу, за время использования
оборудования или за одобрение проекта.
Каждый из участников конфликта считает,
что, поскольку ресурсы ограничены, он
должен убедить вышестоящее руководство
выделить эти ресурсы ему, а не другому
руководству. Межличностный конфликт
может также появляться и как столкновение
личностей. Люди с различными чертами
характера, взглядами и ценностями иногда
просто не в состоянии ладить друг с другом.
Такие черты характера, как импульсивность,
вспыльчивость, стремление доминировать,
бесцеремонность в обращении, порождают
напряженность в человеческих отношениях
и в конечном счете могут привести к конфликтам.
3.Конфликт между личностью
и группой. Между отдельной личностью
и группой может возникнуть конфликт,
если эта личность займет позицию, отличающуюся
от позиций группы. Другой распространенный
конфликт этого типа – между группой и
руководителем. Наиболее остро такие конфликты
протекают при неадекватности стиля руководства
уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия
компетентности руководителя компетентности
специалистов, из-за неприятия нравственного
облика руководителя и специалистов.
4.Межгрупповой конфликт. Организации
состоят из множества формальных и неформальных
групп. Даже в самых успешных организациях
между такими группами могут возникнуть
конфликты. Неформальные группы, которые
считают, что руководитель относится к
ним несправедливо, могут крепче сплотиться
и попытаться «рассчитаться» с ним снижением
производительности. Яркий пример межгруппового
конфликта – конфликт между профсоюзом
и администрацией.
5.По направленности конфликты
делятся на горизонтальные, вертикальные
и смешанные. К горизонтальным относятся
такие конфликты, в которых не задействованы
лица, находящиеся в подчинении друг другу.
К вертикальным конфликтам относятся
те из них, в которых участвуют лица, находящиеся
в подчинении один у другого. Самыми распространенными
являются вертикальные и смешанные. Они
в среднем составляют 70 – 80 % от всех остальных.
В смешанных конфликтах представлены
и вертикальные, и горизонтальные составляющие.
Они наиболее нежелательны для руководителя,
так как в них он как бы «связан по рукам
и ногам». Дело в том, что в этом случае
каждое действие руководителя рассматривается
всеми сотрудниками через призму этого
конфликта.
6.По значению для организации
конфликты делятся на конструктивные
и деструктивные. Для конструктивных конфликтов
характерны разногласия, которые затрагивают
принципиальные стороны жизнедеятельности
организации и ее членов, и разрешение
этих разногласий помогает вывести организационную
структуру и личность на новый, более высокий
и эффективный уровень развития. Конструктивный
характер конфликт будет иметь только
в том случае, если оппоненты не выйдут
за рамки этических норм, деловых отношений
и разумных аргументов. Деструктивный
конфликт возникает в двух случаях: когда
одна из сторон упорно и жестко настаивает
на своей позиции и не желает учитывать
интересы другой стороны; когда один из
оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым
методам борьбы, стремится психологически
подавить партнера, дискредитируя и унижая
его. Деструктивные конфликты приводят
к негативным, часто разрушительным действиям,
что приводит к резкому снижению эффективности
работы группы или организации.
7.По характеру причин конфликты
делятся на объективные и субъективные.
Первые порождены объективными причинами,
вторые – субъективными. В целом, конфликт
вызывается тремя группами причин, которые
обусловлены:
• трудовым процессом;
• психологическими особенностями
человеческих взаимоотношений
(то есть их симпатиями
и антипатиями, культурными, этническими
различиями людей, действиями руководителя
и т. д.);
• личностным своеобразием
членов группы (например, неумением контролировать
свое эмоциональное состояние, агрессивностью,
некоммуникабельностью, бестактностью).
3. Стадии и структура
конфликта
Несмотря на специфику и многообразие,
конфликты имеют в целом общие стадии
протекания:
• потенциальное формирование
противоречивых интересов, ценностей,
норм;
• переход потенциального конфликта
в реальный или стадию осознания участниками
конфликта своих верно или ложно понятых
интересов;
• конфликтные действия;
• снятие или разрешение конфликта;
• послеконфликтная ситуация,
которая может быть функциональной (конструктивной)
и дисфункциональной (разрушающей).
Каждый конфликт имеет и определенную
структуру. В любом конфликте присутствует
объект конфликтной ситуации, связанный
либо с организационными и технологическими
трудностями, особенностями оплаты труда,
либо со спецификой деловых и личных отношений
конфликтующих сторон. Следующий элемент
структуры конфликта – цели, субъективные
мотивы его участников, обусловленные
их взглядами и убеждениями, материальными
и духовными интересами. В конфликте присутствуют
оппоненты, конкретные лица. Попытка прекратить
конфликтную ситуацию силовым давлением
или уговорами приводит к нарастанию,
расширению его за счет привлечения новых
лиц, групп или организаций. Следовательно,
необходимо устранить хотя бы один из
существующих элементов структуры конфликта.
Каждый конфликт имеет свою динамику
развития, которая включает следующие
стадии:
1 стадия – предконфликтные отношения,
накопление проблем, их неразрешенность,
появление напряженности в отношениях;
2 стадия – обострение противоречий,
устойчивый негативный психологический
фон в отношениях; постоянная
негативная, порой агрессивная конфронтация;
3 стадия – конфликтная ситуация,
открытый конфликт между субъектами,
отсутствие взаимопонимания;
4 стадия – разрешение конфликта;
5 стадия – постконфликтная стадия,
ситуация, новое содержание отношений
между участниками конфликта.
Предконфликтная стадия - это период,
в который конфликтующие стороны оценивают
свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные
действия или отступить. К таким ресурсам
относятся материальные ценности, с помощью
которых можно воздействовать на соперника,
информация, власть, престиж, связи и т.п.
В то же время происходят консолидация
сил противоборствующих сторон, поиск
сторонников и оформление групп, участвующих
в конфликте.
Первоначально каждая из конфликтующих
сторон ищет пути достижения целей, избежания
фрустрации без воздействия на соперника.
Когда все попытки достичь желаемого оказываются
тщетными, индивид или социальная группа
определяет объект, мешающий достижению
целей, степень его «вины», силу и возможности
противодействия. Этот момент предконфликтной
стадии называется идентификацией.
В свою очередь, в развитии предконфликтной
ситуации выделяют несколько этапов и
фаз:
1. Определение причин конфликта,
когда члены организации определяют,
кто блокирует их потребности
и какова доля их участия
в этом процессе.