Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Рассматривая отношения биологических и социальных явлений, мы нередко говорим об обусловленности
биологического социальным. Наглядным примером тому могут служить социогенные болезни — те устойчивые психофизиологические отклонения от нормы, которые обусловлены факторами общественной жизни: профессиональные заболевания, так называемые социальные болезни, а также болезни, вызываемые или стабильно подкрепляемые нарушением экологического равновесия. Вместе с тем можно говорить и о биологическом как детерминанте социального (например, в случаях, когда природные характеристики человека задают цели контрольные параметры в тех или иных областях общественной практики). Это касается, прежде всего, учета психофизиологических допусков в медицине (в фармакологии это качественный состав и дозировка медикаментов), при решении проблем техники и норм без¬опасности, в проектировании машин, оборудования, мебели, одежды, сооружений и т. д.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого рода……………………………………………………………………….……5
2. Биологическое и социальное в онтогенезе человека………………….……8
3. Роль и соотношение биологического и социального в формировании психики……………………………………………………………………….19
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы ………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 51.83 Кб (Скачать файл)

Итак, через программу, заложенную в молекулах ДНК, и через зародышевые клетки от поколения к поколению передаются лишь физиологические качества личности. На их основе развиваются способности последующих поколений. Потомственных дарований в истории человечества встречается немало. Известно, например, что у И.С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывается 18 музыкальных дарований. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина. В данных примерах, возможно, наряду с наследственными признаками на развитие дарований оказала влияние специфическая социальная преемственность, то есть условия для развития врождённых задатков. Следует также вспомнить, сколько посредственных детей родилось в семьях выдающихся личностей. Следовательно, развитие дарований детей зависит от генотипа, то есть от наследственности и тех социальных условий (семья, окружение ребёнка), где протекает их жизнедеятельность. Особенно податливы в развитии дарований дети. Но их дарования развиваются при определённых условиях, если таковых не имеется, они (задатки) остаются неразвитыми. Одностороннее преувеличение или недооценка биологических (наследственных) или социальных факторов не приносит положительных результатов в становлении и развитии целостной личности. Только их единство может быть эффективным в образовании и воспитании подрастающих поколений.

Сторонники социального направления в развитии личности делают ставку на решающее влияние среды и особенно воспитания. В их представлении ребёнок — «чистая доска», на которой можно написать всё. Многовековой опыт и современная практика показывают возможность формирования в человеке как положительных, так и отрицательных качеств вопреки наследственности. Пластичность коры головного мозга свидетельствует о том, что люди поддаются внешнему влиянию среды и воспитанию. Если целенаправленно и продолжительное время воздействовать на определённые центры головного мозга, они активизируются, в результате чего психика формируется в заданном направлении и становится доминантой поведения личности. В данном случае преобладает один из психологических способов формирования установки — импрессинг (впечатления) — манипуляция психикой человека вплоть до зомбирования. Истории известны образцы спартанского и иезуитского воспитания, идеология довоенной Германии и милитаристской Японии, воспитавшая убийц и самоубийц (самураев и камикадзе). И в настоящее время национализм и религиозный фанатизм использует импрессинг для подготовки террористов и других исполнителей неблаговидных поступков.

Таким образом, биофон и среда являются объективными факторами, а психическое развитие отражает субъективную деятельность, которая строится на пересечении биологических и социальных факторов, но выполняет особую функцию, присущую только человеческой личности. При этом в зависимости от возраста функции биологических и социальных факторов перемещаются.

В дошкольном возрасте развитие личности подчинено биологическим закономерностям. К старшему школьному возрасту биологические факторы сохраняются, социальные условия постепенно оказывают всё большее влияние и перерастают в ведущие детерминанты поведения. Человеческий организм, по мнению И.П. Павлова, — система в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Этим и определяется роль синергии (единения личности) как методологической основы функционирования принципов комплексного, дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, учащихся и студентов.

Рассматривая данную проблему, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии человека различаются два периода — эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша).

Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носителем специфического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т. д.

На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды. Генетическим материалом у человека, как и у других млекопитающих, является ДНК, которая находится в хромосомах. Хромосомы каждой клетки человека несут в себе несколько миллионов генов. При этом генетические возможности, задатки реализуются только при том условии, что ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Если, например, у человека нет возможности заниматься музыкой, то его врожденные музыкальные задатки так и останутся неразвитыми.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы, силой обстоятельств попавшие в джунгли, проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались человеческие психические функции. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как генотип и фенотип. Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это та генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип — это совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.

Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется на протяжении жизни организма. Таким образом, фенотип зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцовых близнецов), которые оказываются в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом сказанного можно выделить следующие факторы, воздействующие на человека:

- биологические задатки, кодируемые в генах;

- среда (социальная и природная);

- деятельность индивида;

- ум (сознание, мышление).

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в эти периоды наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в детерминации умственных способностей человека.

Следует отметить, что точное определение самих умственных способностей представляет собой довольно трудную задачу. Дело в том, что, прежде всего, сами интеллектуальные способности весьма разнообразны и своеобразны. Человек может быть гениальным шахматистом и плохим артистом (поэтом, математиком и т. д.), и наоборот. Кроме того, сама процедура применения тестов на определение IQ имеет недостатки, которые отмечают многие ученые. В частности, при определении IQ многое зависит от социальной среды, уровня и характера воспитания и образования испытуемых, их организованности, внимательности, собранности и даже темперамента. Более того, результаты тестирования зависят не только от испытуемых, но и от тестирующих: какие вопросы задаются, с какой целью, из какой области знания или деятельности и т. д. Так, если детям с улицы задавать вопросы, как вести себя среди почтенной публики, а детей аристократов спрашивать, как вести кулачный бой, то, по всей вероятности, IQ тех и других будет невелик и достаточно одинаков.

Из таких позиций исходит двухфакторная теория развития личности. Однако многие психологи считают, что существует и третий фактор – фактор психического в развитии человека. Модель развития человека, основанная на таком подходе, называется трехфакторной и по своему трактует роль психического начала в онтогенезе человека:

Психологическая структура проявляется в своеобразном психическом складе личности, сказывается во всех ее психических процессах и качествах. В этой структуре выделяются обычно темперамент (структура природных свойств, связанных с типом высшей нервной деятельности), способности (интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства) и направленность (потребности, интересы, мотивы, идеалы). Без психологической структуры нет личности, однако было бы односторонне интерпретировать личность лишь в аспекте ее психологических характеристик. Дело в том, что выявление структуры психологических качеств личности происходит при значительном отвлечении от исторически-конкретного социального содержания. Такого рода абстракция оправдана до определенных пределов. Однако гипертрофия психологического подхода, а тем более перенос психологического подхода на изучение социального бытия и специфики социального поведения личности ведут к искажению и обеднению ее сущности.

Известен ряд психологических концепций личности в социологии. Одни из них носят откровенно идеалистический характер, поскольку рассматривают внутренний, субъективный мир личности в полной изоляции от социального мира, а саму личность как замкнутую, изолированную от общества сущность. Такой подход связан с ненаучными спекуляциями, ибо, изолировав личность от социального мира, мы теряем одновременно и возможность к изучению ее научными методами. Другие концепции просто сводят личность к абстрактной сумме психических свойств и качеств, которые хотя и реализуются во взаимодействии с внешним миром, но не обладают социальной конкретностью. Отношения личности с социальной средой рассматриваются нередко по типу отношений.

Необходимо заметить, что крайняя формализация связи «личность— среда» и рассмотрение ее по типу связей «организм — среда» стирает качественное различие между человеком и животным: формирование личности рассматривается лишь как приспособление к среде. Перенесение в социологию подобных концепций дает основание для социального конформизма. Нередко в психологических концепциях личность описывается через совокупность различных качеств, например, активность, самообладание, способность добиться признания, общительность, деловитость и т. п. Разумеется, все эти качества, в разной степени развитые, есть у личности. Однако определение личности через совокупность этих качеств абстрактно в плане ее социальной характеристики. К примеру, активность бизнесмена или преступника по динамике психических процессов может давать одну и ту же картину, а по социальному содержанию — другую. Одни и те же системы физических действий и сходный (или одинаковый) психологический «механизм» действия индивидов могут выражать социально различную и даже противоположную активность и деятельность (например, революционная и контрреволюционная деятельность).

Из всех компонентов психологической структуры именно направленность личности ярче всего выражает единство психологического и социального. Однако это единство неравноценных сторон, поскольку определяющей и ведущей является социальная сторона (сущность личности). Биологическая и психологическая структуры «обслуживают» социальную жизнедеятельность человека, подчинены ей и проявляются лишь в «снятом» виде. Каждая из этих структур обладает относительной самостоятельностью в своем формировании; период, когда происходит формирование «биопсихических» качеств, может не совпадать полностью с социальным становлением личности. Соответственно этому и понятие «распад личности» в психологическом и социологическом аспекте включает в себя разное содержание: в первом случае это граничит с патологией, во втором — может осуществляться на фоне биопсихического здоровья, проявляясь в разрушении определенных социальных качеств личности.

Процесс воспитания личности в социалистическом обществе предполагает достижение гармонического развития всех ее структур. В социальном аспекте важно воспитание не только черт характера, но и направленности личности. Важно, какие именно потребности, интересы и мотивы движут человеком, на что направлены его воля и энергия, как соотносятся потребности, интересы, идеалы личности и общества. Каково социальное содержание чувств, мыслей человека, что именно переживается как доброе, справедливое, прекрасное, что вызывает нравственное и гражданское негодование, что составляет предмет мечтаний и вдохновения, что является его жизненным идеалом, каковы его жизненные планы, побуждения, интересы и т. д. — все это будет существенно различаться у людей, принадлежащих к разным эпохам, классам, социальным группам.

Биологические и психологические свойства в процессе изучения должны быть взяты в «социальном контексте», в единстве с социальной направленностью личности, с тем чтобы формируемые качества отвечали потребностям общественного развития. Именно в единстве этих аспектов проявляется полная зрелость личности, ее целостность. При этом социальная структура, стержень всей личности, характеризует ее социальную направленность. Это отнюдь не простой «набор» характеристик человека, раскрывающих его социально-классовую, национальную или профессиональную принадлежность. Социальная структура личности представляет собой сложное образование, включающее следующие компоненты: систему социальной деятельности личности, систему объективных социальных связей и отношений, складывающихся при выполнении человеком разнообразных общественных функций, и обусловленный ими духовный мир личности, ее социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и другие знания, ценностные ориентации, нормативы, вкусы.

Информация о работе Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека