Проблема воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: характеристика методов и принципов процесса воспитания. Задачи исследования:
1 - определить актуальность и степень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе;
2 - раскрыть сущность понятия «воспитательный процесс»;
3 - рассмотреть виды, направлении и стили воспитания;
4 - охарактеризовать закономерности и принципы воспитания;
5 – проанализировать экспериментальные методы исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3-4
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
1.1. Сущность процесса воспитания……….……………...………………5-6
1.2. Направления воспитания…….………………………………………..7-8
1.3. Виды воспитания……………….……..………..…………………….9-12
1.4 Стили воспитания………………...………………………………….13-15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
2.1. Воспитание как педагогический процесс……………………….…16-17
2.2. Воспитание как общественное явление……………………………17-19
2.3. Воспитание как процесс формирования личности………………..19-20
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Классификация методов воспитания…..….……………………….21-25
3.2. Воспитанность человека…………………………………………....26-27
3.3. Тесты на определение уровня воспитанности………..……………28-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..…30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..……….………31-32

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_33__33__33.doc

— 662.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМА  ВОСПИТАНИЯ»

 

 

 

 

Студентка: Яшина Анна Агасиевна

Курс: 1 курс

Группа: ППШД 11/12-С-1Б

Преподаватель: Заварзина  Ольга Олеговна

доктор медицинских  наук,

профессор

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

Содержание

стр.

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3-4

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

1.1. Сущность процесса воспитания……….……………...………………5-6

1.2. Направления воспитания…….………………………………………..7-8

1.3. Виды воспитания……………….……..………..…………………….9-12

1.4 Стили воспитания………………...………………………………….13-15

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

2.1. Воспитание как  педагогический процесс……………………….…16-17

2.2. Воспитание как  общественное явление……………………………17-19

2.3. Воспитание как  процесс формирования личности………………..19-20

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Классификация методов воспитания…..….……………………….21-25

3.2. Воспитанность человека…………………………………………....26-27

3.3. Тесты на определение уровня воспитанности………..……………28-29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..…30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..……….………31-32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы: Определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных и актуальных педагогических проблем. Вопросу изучения эффективности воспитательного процесса посвящено большое количество публикаций. ( Выготский Л.С. 1991 [6],  Леонтьев А.А. 1997 [11],  Подласый И. П. 2004 [14] и др.). Однако до сих пор остается немало белых пятен в теории, методике и практике диагностики результативности воспитательной деятельности. Актуальность проблемы изучения  процесса воспитания учащихся обусловлена рядом причин, из которых три обстоятельства являются наиболее важными. Во-первых, в последние годы претерпевает значительные изменения методологическая основа теории воспитания. Во-вторых, в последнее десятилетие существенно изменилась практика воспитания ребенка. В-третьих, с каждым годом обогащается теоретический, методический и практический арсенал психолого-педагогической диагностики, что позволяет усовершенствовать диагностику эффективности воспитательного процесса.

Глубоко прав был А.С. Макаренко, когда утверждал, что  каким бы плохим в нашем представлении  ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической  гипотезой, проектировать в нем  всегда хорошее, помогать развиваться  его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков. «...Воспитание... человека, - подчеркивал Антон Семенович, - прежде всего, базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива».

На необходимость опираться  в воспитании на положительные свойства и качества личности указывал В.А. Сухомлинский: «Главное - умение подметить в каждом ребенке его самую сильную  сторону, добиться того, чтобы в ребенке  засверкала человеческая индивидуальность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах... »

«Принцип воспитания через положительное, - писал известный теоретик воспитания Н.И. Болдырев, - требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать. Дети, которым очень часто напоминают об их недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.»

Таким образом, процесс воспитания - это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.

Объект  исследования: процесс воспитания

Предмет исследования: особенности процесса воспитания

Цель  исследования: характеристика методов и принципов процесса воспитания

Задачи  исследования:

1 - определить  актуальность и степень разработанности  данной проблемы в психолого-педагогической  литературе;

2 - раскрыть сущность понятия «воспитательный процесс»;

3 - рассмотреть  виды, направлении и стили воспитания ;

4 - охарактеризовать  закономерности и принципы воспитания;

5 – проанализировать  экспериментальные методы исследования.

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

1.1. Сущность  воспитания

Центральной категорией научного осмысления воспитательного  процесса и профессиональной педагогической деятельности выступает понятие «воспитание». От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в понимании сущности спрятанного за данным термином явления.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и  культурной жизни в соответствии с социокультурными норматиисповными моделями.

По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Необычное определение  воспитанию дано А. В. Мудриком [8]. "Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека".

Функция воспитательного  воздействия может реализовываться  разными способами, на различных  уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно  оказывать на себя воспитательное влияние, в таком случае можно говорить о самовоспитании. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Цели воспитания —  это ожидаемые изменения в  человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Процесс воспитания - это  последовательная смена состояний  воспитания, в ходе которой происходит изменение личности воспитанника.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится  повлиять на воспитуемого: «Все, чем  человек, как человек может и  должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику.

Таким образом, воспитание в значительной степени носит  целенаправленный характер, который  предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

 

 

 

 

 

1.2. Направления  воспитания

Успех воспитательного  процесса как единства цели и средств  ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. Умственное воспитание основывается на:

· развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов

· формирование культуры учебного и трудового процессов 

· развитие личностных качеств.

Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним.

Важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека.

Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству.

Экономическое воспитание направлено на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей страны. Оно ставит целью развитие деловых качеств человека, таких как бережливость, предприимчивость, расчетливость, и накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.

Правовое воспитание основано на воспитание уважительного отношения к Конституции и правам человека, а также критического отношения к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей и ответственность за их нарушение.

 

 

 

 

1.3. Виды  воспитания

Воспитание многообразно по своим видам, отражающим его конкретную направленность и содержание.

 

Виды воспитания                                      Рис.1

 

 

 Нравственное  воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали.

Задачи нравственного воспитания: 
- формирование нравственного сознания, системы нравственных представлений, понятий, суждений, ценностных отношений; 
- формирование нравственного поведения и его оценивания;

- формирование нравственных  чувств и отношений, позиции  личности. 
В основе нравственного воспитания, как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.  
Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.  
 
Умственное воспитание - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Средство умственного воспитания - обучение.  
Задачи умственного воспитания:  
- развитие умственной деятельности: познавательных процессов, способностей; 
- усвоение определенного объема знаний; 
- формирование научных мировоззрений. 
Показателями умственной воспитанности являются наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.

 
Эстетическое воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. Эстетическое воспитание - формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.  
 
Задачи эстетического воспитания: 
- формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала; овладение культурным наследием; 
- формирование эстетических чувств и отношений, восприятия и переживаний. 
Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.  
 
Трудовое воспитание - процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации. 
Задачи трудового воспитания: 
- формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах;  
- развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.; 
- формирование добросовестного отношения к труду.  
Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве, трудовых умений, готовность к выбору профессии.  
 
Физическое воспитание — это целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на приобщение к физической культуре, содержание которой составляют: личная гигиена — навыки опрятности, чистоты и аккуратности, в том числе, в одежде и в быту, привычки к режиму, рациональному распорядку в питании, деятельности и отдыхе; закаливание, регулярные физические упражнения, здоровый образ жизни. 
 
Экологическое воспитание - процесс формирования у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. 
Цель экологического воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры. 
 
Экономическое воспитание - приобретение воспитанниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. 
Основная цель экономического воспитания — формирование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно. 
На необходимость экономического воспитания и образования указывали К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий. Многие авторы (А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин и др.) связывали экономическое воспитание с политехническим образованием.

Информация о работе Проблема воспитания