Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:13, курсовая работа
Цель исследования: характеристика методов и принципов процесса воспитания. Задачи исследования:
1 - определить актуальность и степень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе;
2 - раскрыть сущность понятия «воспитательный процесс»;
3 - рассмотреть виды, направлении и стили воспитания;
4 - охарактеризовать закономерности и принципы воспитания;
5 – проанализировать экспериментальные методы исследования.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3-4
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
1.1. Сущность процесса воспитания……….……………...………………5-6
1.2. Направления воспитания…….………………………………………..7-8
1.3. Виды воспитания……………….……..………..…………………….9-12
1.4 Стили воспитания………………...………………………………….13-15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
2.1. Воспитание как педагогический процесс……………………….…16-17
2.2. Воспитание как общественное явление……………………………17-19
2.3. Воспитание как процесс формирования личности………………..19-20
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Классификация методов воспитания…..….……………………….21-25
3.2. Воспитанность человека…………………………………………....26-27
3.3. Тесты на определение уровня воспитанности………..……………28-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..…30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..……….………31-32
В заключении, хотелось бы
отметить, что все указанные содержательн
1.4. Стили воспитания
По стилю отношений
между воспитателями и
Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование, упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.
Авторитарный стиль
характеризуется высокой
Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже — приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.
Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.
Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т. п. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога — не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.
На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности педагога, и его смена может сопровождаться серьезной психологической «ломкой» человека.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
2.1. Воспитание как педагогический процесс
Следует различать воспитание как область теоретического знания в педагогике и воспитание как педагогический процесс, которые можно понять соответственно только как предмет теории и явление педагогической практики
Организатором воспитательного
процесса как специально организованного
педагогического взаимодействия выступает педагог-воспитатель,
профессиональная компетентность которого
определяется степенью владения педагогической
наукой, воплощенной в соответствующих
теориях, концепциях, и наличием специальных
умений по управлению педагогическим
процессом.
Воспитательный процесс
как специально организованное взаимодействие
его субъектов включает в себя следующие
компоненты: цель, содержание, методы,
формы и результат.
Применительно к школе процесс воспитания
– это специально организованная деятельность
его субъектов (воспитателей и воспитанников)
по созиданию и поддержанию культурной
среды, обеспечивающей свободное, в соответствии
с заложенными в человеке потенциальными
возможностями, саморазвитие субъектов
посредством разнообразных форм нравственной,
интеллектуальной, эстетической, правовой,
гражданской, творческой активности.
В этих условиях учащиеся оказываются
включенными в деятельность и общение,
в которых формируется то или иное отношение
к себе как субъекту и объекту собственных
усилий, а через это и другие отношения
– к людям, к миру, к обществу, к труду.
Воспитательный процесс
Проблема цели воспитания – одна из самых
дискуссионных в педагогике, так как цели
имеют конкретно-исторический характер.
Можно сказать, что воспитание следует понимать как процесс организованной педагогической деятельности, как педагогическое обеспечение детского образа жизни. Это значит, что воспитание предполагает включение ребенка в специально организованные обстоятельства и отношения, где бы он мог осваивать свой индивидуальный способ преобразования социальных обстоятельств и отношений. Таким образом, воспитание одновременно является и педагогически организованным процессом индивидуализации («выращивания индивидуальности»).
Таким образом, воспитание как педагогический процесс предполагает определенным образом педагогически организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, их совместное движение в системе социальной жизни, событий, явлений, переживаний и опыта.
2.2. Воспитание как общественное явление
Воспитание как общественное
явление — сложный и
Воспитание как общественное
явление характеризуется следующими основными
чертами, выражающими его сущность:
1. Воспитание возникло из практической
потребности приспособления, приобщения
подрастающих поколений к условиям общественной
жизни и производства, замены ими стареющих
и выбывающих из жизни поколений. В результате
дети, становясь взрослыми, обеспечивают
собственную жизнь и жизнь утрачивающих
способность к труду старших поколений.
2. Воспитание категория вечная, необходимая
и общая. Оно появляется вместе с возникновением
человеческого общества и существует,
пока живет само общество. Оно необходимо
потому, что является одним из важнейших
средств обеспечения существования и
преемственности общества, подготовки
его производительных сил и развития человека.
3. Воспитание на каждом
этапе общественно-
4. Воспитание подрастающих поколений
осуществляется за счет освоения ими основных
элементов социального опыта, в процессе
и в результате вовлечения их старшим
поколением в общественные отношения,
в систему общения и в общественно необходимую
деятельность.
На основе осознания взрослыми
основных черт воспитания как общественного
явления в обществе возникает стремление
к сознательному и целенаправленному
использованию законов воспитания в интересах
детей и общества. Старшие поколения сознательно
обращаются к обобщению опыта воспитательных
отношений, к изучению проявляющихся в
нем тенденций, связей, законов, к использованию
их в целях формирования личности. На этой
основе и возникает педагогика — наука
о законах воспитания и их использовании
в целях сознательного и целенаправленного
руководства жизнью и деятельностью детей.
Итак, общественное явление — воспитание
— необходимо как способ обеспечения
жизни общества и индивида; оно осуществляется
в конкретно-исторических условиях в результате
определенным образом сложившихся общественных
отношений и образа жизни общества; основным
критерием его осуществления, реализации
является степень соответствия свойств
и качеств личности требованиям жизни.
2.3. Воспитание
как процесс формирования
Личность человека формируется и
развивается в результате воздействия многочисленных факторов,
объективных и субъективных, природных
и общественных, внутренних и внешних,
независимых и зависимых от воли и сознания
людей, действующих стихийно или согласно
определенным целям. При этом сам человек
выступает как субъект своего собственного
формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие
личности обеспечивает организованное
воспитание.
Современные научные представления о
воспитании как процессе целенаправленного
формирования и развития личности сложились
в итоге длительного противоборства ряда
педагогических идей.
Уже в период средневековья сформировалась
теория авторитарного воспитания, которая
в различных формах продолжает существовать
и в настоящее время. Одним из ярких представителей
этой теории был немецкий педагог И.Ф.
Гербарт. Приемами управления он считал
надзор за детьми, приказания.
Как выражение протеста против авторитарного
воспитания возникает теория свободного
воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и
его последователи призывали уважать
в ребенке растущего человека, не стеснять,
а всемерно стимулировать в ходе воспитания
естественное развитие ребенка.
П.П. Блонский и А.П. Пинкевич характеризовали
воспитание как воздействие одного человека
на другого и еще не рассматривали его
как двусторонний процесс, в котором активно
взаимодействуют воспитатели и воспитуемые,
как организацию жизни и деятельности
воспитанников, накопление ими социального
опыта. Ребенок в их концепциях выступал
преимущественно как объект воспитания.
В.А. Сухомлинский писал: "Воспитание
– это многогранный процесс постоянного
духовного обогащения и обновления –
и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает".
К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать "характер"» (Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2).
Современная педагогика исходит из
того, что понятие процесса воспитания
отражает не прямое воздействие, а социальное
взаимодействие педагога и воспитуемого,
их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой
педагог, выступают как некоторый продукт
деятельности ученика; процесс достижения
этих целей также реализуется через организацию
деятельности ученика; оценка успешности
действий педагога опять-таки производится
на основе того, каковы качественные сдвиги
в сознании и поведении ученика. Главный
результат воспитательного процесса –
формирование гармонично развитой, общественно
активной личности.
Таким образом, в современной
педагогике начинает преобладать подход
к воспитанию как к целенаправленному формированию
личности в соответствии с выбранным идеалом
и как к созданию условий для саморазвития
личности.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Классификация методов воспитания
Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
Существует много методов и их класификаций по различным основаниям. Традиционной принимается классификация Г.И Щукиной. Она выделяет три группы методов:
Классификация
методов воспитания по Г.И
Классификация методов воспитания по Г.И Щукиной (2) Рис.3
Другие классификации методов воспитания: