Проблема лидерства в коллективе. Стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, творческая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть проблему лидерства и руководства в коллективе, а также стили руководства;
Задачи:
1. Ознакомиться с литературой по выбранной теме;
2. Дать определение понятиям «руководитель» и «лидер»;
3. Выделить общее и различное в понятиях «руководитель» и «лидер»;
4. Изучить стили руководства, их преимущества и недостатки.

Содержание

Введение ……………..…………………………………………………………3
1. Руководитель и лидер в коллективе. Общее и различное в понятиях
«руководство и «лидерство» ………………………………………………….4
2.Характеристика стилей руководства ……………………………………….8
2.1 Авторитарный стиль …………………………………………………...9
2.2 Демократический стиль ………………………………………………10
2.3 Нейтральный (либеральный, попустительский) стиль …………….11
Заключение …………………………………………………………………….13
Список литературы ……………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

психология,проблема лидерства.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ковровская государственная технологическая академия

 им. В.А.Дегтярёва»

 

 

 

                                                                         Кафедра ОП и А

 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

На тему «Проблема  лидерства в коллективе.

Стиль руководства»

 

 

 

 

Работу выполнил:                                        студент гр. ВП-109

                                                                    Музюкин А.В.

  

Работу проверил:                                         кандидат биологических

                                                                   наук, доцент

                                                                   Фёдоровых Г.А.

 

 

 

 

 

Ковров 2012

Содержание

Введение ……………..…………………………………………………………3

1. Руководитель и лидер в коллективе. Общее и различное в понятиях

«руководство и «лидерство» ………………………………………………….4

2.Характеристика стилей  руководства ……………………………………….8

     2.1 Авторитарный  стиль …………………………………………………...9

     2.2 Демократический  стиль ………………………………………………10

     2.3 Нейтральный  (либеральный, попустительский) стиль  …………….11      

Заключение …………………………………………………………………….13

Список литературы ……………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая организация  создается для выполнения каких-либо целей и нуждается в управлении. А от того насколько эффективно ею управляют, и зависит достижение поставленных задач. Найти правильные методы налаживания связей между целями организации и людьми, которые их выполняют должен руководитель.

Однако помимо воли администрации  в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех - семи человек. Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и, во-вторых, не обязательно связана с решением производственных задач. Цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, достижению поставленных задач, нейтральными, либо негативными. Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.

Таким образом, проблема лидерства  и руководства в коллективе, а  также вопрос о выборе наиболее оптимального стиля, способствующего достижению организацией поставленных перед ней задач, является актуальной уже на протяжении длительного времени. Важность обозначенных вопросов и объясняет выбор данной темы.

 

Цель  работы: рассмотреть проблему лидерства и руководства в коллективе, а также стили руководства;

Задачи: 

         1. Ознакомиться с литературой по выбранной теме;

2. Дать определение понятиям «руководитель» и «лидер»;

3. Выделить общее и различное  в понятиях «руководитель» и  «лидер»;

4. Изучить стили руководства,  их преимущества и недостатки.

 

1.Руководитель  и лидер в коллективе. Общее  и различное 

в понятиях «руководство» и «лидерство»

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как "проблема лидерства", то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия "лидер" и "руководитель". В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина и определены различия в содержании этих понятий.

Так кто  же такой лидер, и что же это  такое — лидерство? В отечественной науке долгое время доминировало несколько узкое понимание этих феноменов. «Лидер — член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников».1 Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Согласно  этому подходу лидер — член малой группы, который в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи выдвигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности. При этом он демонстрирует более высокий, чем другие, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

В этом контексте  лидерство рассматривалось исключительно  как групповое явление: лидер всегда выступал как элемент не организационной, а только групповой структуры, как система отношений в этой структуре. Иными словами, феномен лидерства сводился к динамическим процессам малой группы. Нередко подчеркивалась противоречивость этого процесса: притязания лидера и готовность других принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные его возможности — значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы.

Исследователи подчеркивали, что мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной: при определенных обстоятельствах  его возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие «лидер» отождествлялось с понятием «авторитет», что было не вполне корректно. Лидер действительно может выступать как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно организует решение какой-либо групповой задачи. Он, как правило, такой функции не выполняет, выступая скорее как пример или идеал.

Преимущественно лидерство рассматривалось как способность влиять на группу, побуждая ее к достижению групповых целей и, если не противопоставлялось, то четко разграничивалось с управленческой деятельностью (руководством) менеджера.

Б. Парыгин выделил следующие пункты различий лидера и руководителя (менеджера):

1) лидер  в основном призван осуществлять  регуляцию межличностных отношений  в группе, в то время как  руководитель осуществляет регуляцию  официальных отношений группы  как некоторой социальной организации;

2) лидерство  можно констатировать в условиях  микросреды (каковой и является  малая группа), руководство —  элемент макросреды, т.е. оно связано  со всей системой общественных отношений;

3) лидерство  возникает стихийно; руководитель  реальной социальной группы либо  назначается, либо избирается, но  так или иначе этот процесс  не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры:

4) явление  лидерства менее стабильно, выдвижение  лидера в большой степени зависит  от настроения группы, в то  время как руководство — явление более стабильное;

5) руководство  подчиненными в отличие от  лидерства обладает гораздо более  определенной системой различных  санкций, которых в руках лидера  нет;

6) процесс  принятия решения руководителем  (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера  деятельности лидера — в основном  малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он «представляет» малую группу в более широкой социальной системе.2

Помимо  выявленных различий между ними существует и общее.

Общее в определении  понятий «руководитель» и «лидер»:

1)  руководство и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими, только работают они в системе формальных и неформальных отношений;

2)  оба реализуют процессы социального влияния в группе или коллективе, но влияние идет по официальным и неофициальным каналам;

3)  обоим присуща субординация отношений. В руководстве субординация отношений выступает достаточно отчетливо и закреплена в должностных инструкциях. В лидерстве субординация менее заметна и никак не закреплена. Поэтому нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером.

Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.

Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом.

Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером ("делай, как я'"). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.

Лидеры есть в любом коллективе и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе, могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение кадров. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократических и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров.

 Руководитель в качестве формального лидера обязан иметь достаточно полное представление о неформальной структуре своего коллектива с тем, чтобы своевременно предотвратить конфликтные ситуации, четко представлять, кто формирует общественное мнение в данной рабочей группе, иметь представление о степени авторитетности своего заместителя и других сотрудников.

Таким образом,  различение понятий "руководство" и "лидерство" связано с существованием в любой организации двух типов отношений - формальных и неформальных. Лидерство - это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т.д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.

 

2. Характеристика  стилей руководства.

Эффективность и комфортность делового общения в группе в огромной степени зависят от ее руководителя, точнее - от практикуемого им стиля руководства.

Под стилем руководства мы будем понимать совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов. Конкретных методов управленческого воздействия существует великое множество. В аналитических целях обычно различают три основных типа:

  • административный (командный);
  • экономический (договорный);
  • социально-психологический.

Методы  управления каждого из приведенных  типов имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе. Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, в данном месте и для данной группы работников подобрать такой комплекс управленческих воздействий (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы.

Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведется изучение феномена стилей руководства. Накоплен огромный эмпирический материал, построено множество теоретических моделей, различающих по самым разным основаниям варианты стилей руководства.

Самой популярной остается до сих  пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890-1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • нейтральный (или анархический).

(Позднее, политизированные американцы  заменили термин "нейтральный" на "либеральный". Кроме того, нередко те же самые стили стали обозначаться как "директивный", "коллегиальный" и "попустительский".)

2.1 Авторитарный стиль руководства

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.

Информация о работе Проблема лидерства в коллективе. Стиль руководства