Проблема формирования эффективного коллектива и команды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:14, реферат

Краткое описание

Цель реферата – анализ психологических аспектов формирования команды менеджером среднего звена внешнеторговой организации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятия «команда» и виды команд;
- изучить психологические основы формирования команды, распределение ролей в команде;
- проанализировать факторы, влияющие на эффективность команды;
-.рассмотреть критерии оценки командной работы;
- провести эмпирическое исследование командной работы двух отделов организации на примере ООО "Танаис" и сформулировать выводы по его итогам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования команды 6
1.1. Сущность понятия «команда», виды команд 6
1.2. Психологические основы формирования команды 14
1.3. Распределение ролевых функций в команде 20
Глава 2. Теоретические аспекты управления эффективностью команды 26
2.1. Внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность 26
2.2. Оценка эффективности командной работы 30
Заключение 34
Список используемой литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы формирования эффективного коллектива и команды.docx

— 242.81 Кб (Скачать файл)

Рис. 1. Основные этапы «жизни»  команды

 

Каждая команда проходит основные этапы своего развития, имеет свой жизненный цикл. Выделяют следующие  этапы (рис. 1.) в «жизни» команды:

  • притирка. На этом этапе члены команды при ведущей роли менеджера узнают друг друга, обмениваются информацией, формулируют задачи команды. В общении проявляется вежливость, выжидательная позиция и независимость. Взаимоотношения при этом отличаются осторожностью и тревожностью;
  • ближний бой (бурление). Члены команды конкурируют за относительное влияние, дискутируют в направлениях развития. Начинается критика существующих и поиск новых форм работы. Между участниками команды возможны напряженные отношения. Нередко происходят столкновения по поводу функций и ответственности членов команды;

- согласие и гармония. Команда начинает совместное движение к выработанным общим целям, устанавливается равновесие конкурирующих сил, начинают «работать» групповые нормы, определяющие поведение членов команды. Сотрудничество становится все более эффективным, растет сплоченность команды, что положительно сказывается на результатах совместной деятельности;

  • зрелость. На этой стадии развития команда добивается самой высокой производительности труда. Работа членов команды постоянно обсуждается, происходит обмен друг с другом информацией, каждый член команды отчитывается за свои действия и поведение. Команда способна решать даже сложные задачи;
  • расформирование (разрушение). Ничто в мире не вечно, рано или поздно «умирают» даже самые успешные команды.

Исследователи еще не пришли к единой типологии  команд, но большинство из них выделяет два вида команд:

А) Кросс-функциональная команда: формируется из представителей различных подразделений внешнеторговой компании, фокусируется на решении одной задачи и существует до момента выполнения задания. Классическими примерами кросс-функциональной команды являются команда внешнеторговой организации, создаваемая в целях проведения переговоров с зарубежными партнерами. Эта команда носит временный характер, который определяется сущностью переговорного процесса с представителями какой-либо зарубежной фирмы и заключением внешнеторгового контракта. К кросс-функциональной относятся также команды, которые или создают что-либо новое для организации (например, проектная команда), или имеют дело с проблемами и задачами, которые решаются через анализ, контроль и выработку рекомендаций для компании (например, команда по аудиту).

Б) Интактная команда: формируется из представителей одного функционального подразделения внешнеторговой организации, выполняет множество различных задач и существует длительное время. Такая команда не является специальной, а составляет постоянную часть организации и осуществляет процесс выполнения повторяющихся работ. Примером интактной команды может служить отдел развития, когда его руководитель изначально подбирает себе сотрудников с учетом требований командной работы, или Совет директоров корпорации. Более детально отличия кросс-функциональной команды от интактной представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика  видов команд

 

 

1.2. Психологические основы формирования  команды

 

Не только у топ-менеджеров, но и у менеджеров среднего звена важным является поиск ответа на вопрос: « Как же подобрать хорошую команду?» Ведь работа команды, ее формирование и развитие требуют совершенно специфической, хорошо продуманной организации. Не на всякую имеющуюся организационную единицу можно примерить модное понятие «команда».

Один из преуспевающих американских бизнесменов П. Хокен, автор нескольких бестселлеров на экономические темы, советует: «Нанимайте людей, которых вы уважаете. Никогда не берите на работу людей, на которых вы смотрите сверху вниз и о которых думаете хуже, чем о себе. Люди, с которыми вы работаете, - вот что составляет для вас «окружающую среду». Если вы хотите улучшить ее, не нанимайте первых попавшихся, а берите на работу только лучших».

Менеджеры, которые формируют команду  из своих служащих, чаще всего используют социометрический метод. Каждому члену  коллектива ставится задача и предлагается выбрать для ее решения двух партнеров, сообщив свой выбор менеджеру  конфиденциально. Затем сам начальник  составляет схему предпочтений (социограмму), которая четко отображает реальные отношения в коллективе. Этот метод имеет ряд преимуществ: позволяет отобрать в команду самых уважаемых в коллективе работников; кроме того, одновременно руководитель получает полную картину социально-психологического климата в коллективе.

Менеджеры, которые выбирают сотрудников со стороны, пользуются другим методом. Как  правило, руководитель внешнеторговой организации или функционального  подразделения формулирует ряд  качеств, черт характера тех людей, с которыми он бы хотел работать. Затем каждое личностное качество или способность кандидата проверяются с помощью тестов и анкет. Американские специалисты по менеджменту М. Вудкок и Д. Френсис выделяют пять основных критериев, которыми следует руководствоваться при подборе членов команды со стороны:

  • энергичность,
  • умение совладать со своими эмоциями,
  • готовность открыто излагать свое мнение,
  • способность изменить свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы,
  • умение хорошо излагать свое мнение.

Опыт  преуспевающих менеджеров внешнеторговых компаний показывает, что при формировании команды следует обращать внимание на следующие психологические явления:

а) равенство  у членов команды профессионализма, силы характера, стремления к достижениям;

б) различие в типах мышления (наглядно-образное у одних, абстрактно - логическое у  других, предметно-действенное у  третьих), в жизненном опыте, в  методах решения задач;

в) развитие и признание в команде только экспертной или харизматической  власти;

г) равенство  в распределении результата, материального  и нематериального вознаграждения;

д) высокая степень согласия и доверия между членами команды;

е) общность видения миссии организации, ее целей;

ж) высокая  мотивация членов команды.

Эффективное достижение целей во многом зависит от следующих факторов: размера  и состава команды, групповых  норм, сплоченности, конфликтности, статуса, функциональной роли ее членов и работы менеджера по управлению своей командой. Менеджер среднего звена учитывать эти факторы при формировании команды. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

Численность. На размер команды налагается жесткое ограничение. Всем известно, что размер команды в спортивных играх составляет пять – пятнадцать человек. За этими пределами команда  становится неуправляемой, гибкость и  чувство ответственности снижается, а недостатки превращаются в непреодолимые пороки. По мнению В. Крюгера, число «5-9 » указывает верхние и нижние границы максимальной пользы для продуктивности команды. Многие зарубежные исследователи оптимальным количеством членов в группе считают 5 человек. По мере увеличения группы общение между ее членами усложняется, затрудняется достижение согласия. Также усиливается тенденция к неформальному разделению на подгруппы, что может привести к появлению не согласующихся целей и повышению конфликтности.

Отечественные специалисты придерживаются такого же мнения, Так, исследования численного состава команд в России показывают, что наибольшей эффективности достигают  команды численностью до семи человек. В ходе игр-тестов, деловых игр  по формированию навыков работы в  команде выяснилось, что наиболее результативными являются команды  численностью 4-6 человек, а наиболее непродуктивными – команды численностью более 15 человек.

Состав. Под составом здесь понимается степень сходства личностей и  точек зрения, подходов к решению  проблем. Для нахождения оптимального решения требуется, чтобы команда  состояла из непохожих личностей  – это более эффективно, чем, если бы члены команды имели схожие точки зрения.

Групповые нормы. Нормы призваны подсказать членам команды, какое поведение  и какая работа ожидаются от них. Отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к команде, ее признание  и поддержку, только если ее действия сообразуются с этими нормами.

Сплоченность команды. В сплоченной команде ее члены испытывают сильную тягу друг к другу. У таких команд обычно меньше проблем в общении, а те, что бывают, - менее серьезны. У них меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда, качество принимаемых ими решений – выше. Но если цели внешнеторговой организации и высокосплоченной команды не совпадают, то это отрицательно скажется на работе компании в целом. Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие.

Групповое единомыслие. Члены команды  считают, что несогласие подрывает  их чувство принадлежности к команде  и поэтому несогласия следует  избегать. В результате решения, принятые такой командой, не всегда эффективны. Команда старается принять решение, которое никого бы не задело и не обидело.

Конфликтность. С одной стороны, различие во мнениях  участников команды приводит к более  эффективной работе, но, с другой, стороны, оно может привести и  к внутрикомандным спорам, и к явно выраженным конфликтам. Это происходит потому, что все сотрудники организации желают ощущать себя членами хоть малого, но коллектива, поскольку испытывают чувство безопасности, находясь даже в малой группе. Но одновременно у сформировавшейся личности и профессионала всегда присутствуют стремление оставаться индивидом, желание отличаться от коллег и получать общественное признание в своем нынешнем статусе. Поэтому опытные менеджеры–лидеры команды поддерживают допустимый уровень конфликтности при обсуждении деловых проблем.

Нельзя  забывать в процессе формирования команды  и о неформальных методах командообразования. К ним, как свидетельствует опыт многих российских и зарубежных компаний, можно отнести различные совместные мероприятия по организации отдыха, походы в кино, театры, спортивные центры, совместные выезды на природу, в том числе для занятий спортом и др.

Что может помешать созданию команды? В данном случае речь идет о соперничестве  и нездоровом честолюбии. Само по себе это вполне естественное явление. Честолюбивые сотрудники добиваются внимания, повышения  в должности, продвижения по служебной  лестнице. Но соперничеству часто  сопутствуют зависть, неприязнь, интриганство. Делу наносится ущерб, если сотрудники соперничают в одиночку, а не как  команда.

Следует остерегаться следующих симптомов  нездорового соперничества в  команде:

  • к запросам других отделов члены команды относятся небрежно или вовсе их игнорируют;
  • менеджер все чаще слышит: «Это не мое дело»;
  • разговоры в команде носят характер сплетен, желчных слухов и не имеют отношения к работе;
  • выражение лиц у людей безразличное, мрачное, а не улыбающееся, приветливое;
  • тон разговора недовольный;
  • посетитель со стороны воспринимается как помеха делу, а не как важная составная часть рабочего процесса.

В создании хорошей команды опытные  менеджеры часто придерживаются похожей схемы. Вот их основные элементы:

  • Устанавливают ясные цели.
  • Начинают с малого.
  • Прежде, чем действовать, добиваются согласия создавать коллектив единомышленников.
  • Составляют реальный график действий.
  • Советуются с членами команды часто и искренне.
  • Не боятся острых проблем. Не кладут сложные вопросы под сукно.
  • Поощряют открытость и искренность.
  • Не вызывают ложных надежд. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют менеджера.
  • Если нужно, перестраивают свою работу. Организационная работа требует времени. Сознание команды может увеличить индивидуальный объем работы лидера.
  • Помнят, что неизвестное пугает больше, чем известное. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной.
  • Принимают помощь извне, если это необходимо. Человек извне скорее окажется беспристрастным.

- Учатся на ошибках. Признают  свою неправоту, регулярно анализируют  ход дела. Поощряют обратную связь.  Честная обратная связь – это  самое ценное, что могут дать члены команды своему менеджеру-лидеру.

А вот на что обращают внимание менеджера - лидера команды С. Ливайн и М. Кром :

  • Делитесь славой, принимайте вину. Если команда добивается успеха и признания, лидер обязан прилюдно поощрять работников. Когда же дело доходит до критики, проявите благоразумие, примите любые обвинения, а уж потом наедине поговорите с членами команды.
  • Используйте любую возможность, чтобы помочь членам команды поверить в собственные силы.
  • Будьте участником и оставайтесь им всегда. Сильный лидер должен участвовать в работе, никогда не стоять в стороне.
  • Величайшая награда, которой может добиться менеджер-лидер, и величайшее наследие, которое он может оставить после себя, - это группа одаренных, уверенных в себе людей, которые готовы к сотрудничеству и готовы сами стать лидерами.

Информация о работе Проблема формирования эффективного коллектива и команды