Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:14, реферат
Цель реферата – анализ психологических аспектов формирования команды менеджером среднего звена внешнеторговой организации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятия «команда» и виды команд;
- изучить психологические основы формирования команды, распределение ролей в команде;
- проанализировать факторы, влияющие на эффективность команды;
-.рассмотреть критерии оценки командной работы;
- провести эмпирическое исследование командной работы двух отделов организации на примере ООО "Танаис" и сформулировать выводы по его итогам.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования команды 6
1.1. Сущность понятия «команда», виды команд 6
1.2. Психологические основы формирования команды 14
1.3. Распределение ролевых функций в команде 20
Глава 2. Теоретические аспекты управления эффективностью команды 26
2.1. Внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность 26
2.2. Оценка эффективности командной работы 30
Заключение 34
Список используемой литературы 35
Основы типоведения были заложены К. Г. Юнгом, который предположил, что поведение человека можно предсказать и, значит, оно поддаётся классификации. Развили классификацию Юнга две женщины - Катарина Бриггс, и ее дочь Изабель Бриггс-Майерс, создав индикатор типов Майерс Бриггс (MBTI).
Согласно теории Юнга, предпочтения человека формируются в раннем детстве и в течение жизни практически не меняются. Перемены возможны, но основы личности человека изменяются очень медленно. Любое изменение личности – это нелёгкий труд.
Итак, в типологии анализируется четыре пары альтернативных предпочтений (рис. 3).
Рисунок 3. Функции психотипов человека
рабочий команда выгода издержка лидер
В типологии существует способ определения «темпераментов» по двум буквам из четырех. Теория темпераментов полезна, поскольку позволяет делать разнообразные и точные прогнозы поведения людей. С помощью двухбуквенного «темперамента» можно выяснить, как люди обучаются, обучают, управляют другими, развлекаются, обращаются с деньгами и строят взаимоотношения.
При подборе
команды нужно учитывать
Помимо внутренних факторов, на работу команды оказывают воздействие также и внешние. Некоторые из них, взаимодействуя друг с другом различными способами, влияют на работу команды и ее развитие.
Организационное окружение. Организации имеют внешнее окружение, которое во многом оказывает влияние на большинство характеристик и параметров организации. Это влияние явно или косвенно воздействует и на командную работу. Можно выделить следующие основные характеристики организационного окружения, которые, по нашему мнению, оказывают наиболее значительное влияние на командную работу:
1. Организационная культура. Организационная культура – это традиции, нормы, убеждения и ценностные ориентации, разделяемые членами организации. Если рассматривать традиционно выделяемые 4 типа организационной культуры – корпоративный, партизанский, консультационный, предпринимательский – то очевидно, что наименее приемлемым для командной работы является корпоративный тип. В условиях корпоративного типа организационной культуры возможно применение командной работы. Для этого необходимым является выполнение следующих условий:
- развитие
ситуационного стиля лидерства,
- готовность менеджмента к делегированию ответственности и полномочий
2. Ресурсы.
Одним из важнейших аспектов
командной работы является
3. Система
подбора кадров. Для повышения
эффективности командной
4. Стратегия
развития. Как показывают результаты
исследования зарубежных
5. Система
оплаты труда. Коллективные (групповые)
формы оплаты труда находят
все более широкое
2.2. Оценка эффективности командной работы
Одним из первых исследователей, изучавших эффективность работы в группе, был, Э. Мейо. В 30-е годы Курт Левин сфокусировал внимание на исследовании организационного поведения в группах, групповой динамики. Спустя 20 лет Д. МакГрегор и его коллеги начали изучение совершенствования менеджеров в промышленности. Другим ученым, внесшим значительный в развитие знаний об эффективных группах в управлении, был Р. Лайкерт, который выделил характеристики эффективных команд, фокусируя внимание на процессе и на внутренней динамике команды. К. Арджирис сосредоточил внимание на влиянии вида рабочей ситуации на личностное развитие индивида в организации.
Невозможно
придумать набор правил, следование
которым обязательно приведет к
созданию эффективной команды. Причины
успехов команды гораздо
К основным элементам эффективной работы команды относят:
- удовлетворение
личных интересов членов
- успешное взаимодействие в команде;
- решение поставленных перед командой задач.
Эффективность команды зависит также от следующего шага - от того, что произойдет после достижения поставленных целей. Наблюдения за работой команд в организациях показывают, что большая часть энергии, если не вся, направляется на решение внешней задачи (на то, что необходимо получить, когда, с какими средствами и ресурсами).
Естественно, это важно, но нельзя забывать о процессе (каким образом команда будет работать) и о том, что не исключены конфликты. Например, даже команда, достигшая своих целей, едва ли может считаться эффективной, если ее члены имеют противоречивые взгляды и разочарованы в своей организации настолько, что намерены искать другую работу.
Поэтому
в качестве дополнительных показателей
эффективности команды можно
рассматривать степень
Команда,
как сложная система, состоящая
из изменяющихся элементов, в процессе
своей жизнедеятельности
Таблица 4
Динамика эффективности команды
Оценивая уровень развития команды по тому или иному параметру, можно определить общую оценку эффективности, что даст возможность провести сравнение нескольких групп по эффективности их взаимодействия.
Система оценки командной работы объединяет 25 оценочных категорий. Методология оценки командной работы заимствована из работ Д.Маслова, который предложил использовать функциональную модель для самооценки в организации (табл. 5).
Таблица 5
Краткое содержание и структура критериев
Критерий |
Максимум |
Оценка |
1. Организационное окружение |
20 |
|
1.1.
Готовность менеджмента к членов команд взять на себя ответственность и полномочия |
4 |
|
1.2.
Построение системы |
4 |
|
1.3.
Применение методов |
4 |
|
1.4.
Степень согласования |
4 |
|
1.5.
Ориентированность системы |
4 |
Основные шесть барьеров, снижающие эффективность:
- неясные цели проекта и направления его реализации;
- недостаточные ресурсы;
- борьба за власть и конфликты;
- незаинтересованность в проекте высшего руководства организации;
- низкий уровень безопасности труда;
- изменение целей и приоритетов.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что благодаря хорошо организованной работе команды могут быть достигнуты следующие результаты:
- Для
команды и индивидуальных
- Члены команды и лидеры стремятся поддержать друг друга для того, чтобы сделать работу команды успешной.
- Члены команды понимают приоритеты друг друга и помогают или поддерживают, когда возникают трудности.
- Общение открытое. Приветствуются новые идеи, новые методы улучшения работы, постановка новых проблем и т. д.
- Решение
проблем является более
- Отдача
в работе более значительна,
так как члены команды
- Конфликт
понимается как нормальное
- Поддерживается
баланс между
- Команда
в целом и индивидуальные
- Приветствуется,
когда участники пробуют свои
возможности и идеи. Это становится
заразительным и стимулирует
отдельных личностей к
- Участники
команды осознают важность
- Обучение
эффективной работе в качестве
команды в одной организации
является хорошей подготовкой
для командной работы с
По мнению некоторых исследователей, обобщенная модель командной работы, если использовать фреймовый подход, может быть представлена в виде пятерки:
PT = <E, T, P, RP, S>,
где PT – эффективность команды (результативность, производительность);
E – организационное окружение;
T – задачи, стоящие перед командой;
P – рабочие процессы;
RP – ответственность и полномочия;
S – структура команды.
Каждый элемент модели является совокупностью субэлементов, раскрытие которых может быть использовано как при командообразовании, так и в процессах самооценки бизнеса.
Заключение
Как показали исследования опыта применения коллективной работы в России и за рубежом, командная работа или ее аналоги зафиксированы в различных сферах деятельности. При этом изменяются количественный состав команд, структура, роли членов команды и т.п. Все это, естественно, влияет на характеристики команды. Нами был затронут вопрос: какие факторы влияют на характеристики команды и ее эффективность и как это отражается на процессах командообразования.
Мы выяснили,
что особенностью сегодняшнего положения
дел в теории формирования команд
является практическая направленность
большинства научных работ. Этот
факт, свидетельствуя о большой популярности
рабочих команд, имеет и свою негативную
сторону. Отсутствие интегрированного
теоретического подхода порождает
целый ряд проблем. Во-первых, разнообразие
определений, характеристик, подходов
и методов формирования команд зачастую
вводит в заблуждение людей, начинающих
работу в этом направлении, как практиков,
так и теоретиков. Во-вторых, применение
в узкой практической интерпретации
методов и подходов, справедливых
для одного предприятия, далеко не всегда
подходит для других, о чем, в частности,
свидетельствует появление
Для успешной работы команды необходимо, чтобы руководитель принадлежал к сильному психологическому типу Координатор или Реализатор, а также, чтобы в команде присутствовали Аналитик и Генератор идей. Также хорошим фактором является наличие в составе остальных ролей, однако они должны быть сбалансированы между собой. Плохо, если в команде собраны сплошь одни Творцы или Дипломаты.
Список используемой литературы
Информация о работе Проблема формирования эффективного коллектива и команды